ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ИНСТИТУТУ
85 ЛЕТ

ПРАЗДНИК РУССКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Восемьдесят пять лет назад в Москве произошло событие, ознаменовавшее собой начало нового — научного — этапа развития психологии в нашей стране. Традиционно принято разделять историю психологии на два эта

ный, когда психология развивалась преимущественно в русле философии, и собственно научный, когда она оформилась в качестве самостоятельной отрасли знания. В мировом масштабе начало современного, научного, этапа в развитии психологии принято связывать с открытием в Лейпциге в 1879 году первой в мире психологической лаборатории (преобразованной впоследствии в институт). В нашей стране столь эпохальным событием явилось официальное открытие весной 1914 года в Москве Психологического института им. Л.Г. Щукиной.

Разумеется, историю российской психологии не следует отсчитывать с 1914 года. Еще за полвека до этого события психология преподавалась студентам Московского университета. Правда, это и была та самая философская психология, которая отличалась от ее экспериментально-научной преемницы как свеча от прожектора (но, как гласит восточная притча, мрак рассеивает одна-единственная, первая свеча, остальные лишь добавляют света).

Лидия Григорьевна, жена Сергея Ивановича Щукина, происходила из старинного помещичьего рода Кореневых. Красивая женщина, любившая цветы, роскошь, светские развлечения, серьезно увлеклась новой тогда наукой психологией. Именно поэтому Сергей Иванович и решил назвать институт в ее честь

Вскоре после открытия В. Вундтом первой лаборатории в Лейпциге при отечественных университетах также было создано несколько психологических лабораторий. Первая русская психологическая лаборатория была открыта В.М. Бехтеревым в Казани в 1885 году (подробнее см. «Школьный психолог», № 4, 1999). При Московском университете подобную лабораторию в 1888 году основал профессор Кожевников. Однако масштабы этих начинаний были весьма скромными. Лаборатории имели крайне ограниченный штат сотрудников, слабое оборудование.

Психологический институт, выросший из Психологического семинария при Московском университете, фактически явился первым капитальным научно-исследовательским учреждением в России. В день его открытия многие московские газеты и журналы вышли с ликующими заголовками: «Новый дворец науки», «Дворец психологии». Журналисты не скупились на превосходные степени: «Величайший в мире по своему размеру, а также и по особенно усовершенствованной приспособленности своей для производства экспериментов»; «По величине здания и количеству комнат московский Психологический институт превосходит не только все европейские, но и самые большие американские психологические институты»; «Научное значение московского Психологического института огромно»; «Открытие его — праздник русской науки и гордость нашей интеллигенции. Он построен на частные средства, без малейшей жертвы со стороны казны».

Последний момент достоин более пристального внимания.

 

ПЕРВОЕ И ЕДИНСТВЕННОЕ

Основанный профессором Г.И. Челпановым Психологический семинарий, ставший основой института, изначально размещался в трех комнатах университетского здания на Моховой. Казенное содержание его составляло 600 рублей ежегодно. Институт в новом, специально отстроенном здании требовал многократно большей суммы. И эту сумму составило частное пожертвование известного московского мецената Сергея Ивановича Щукина, пожелавшего, чтобы институт был назван в честь его жены.

Следует отметить, что в нашей стране это было первое и единственное (не считая нескольких последующих взносов того же Щукина) пожертвование в адрес психологических учреждений. А казенное содержание научных учреждений во все времена оставляло желать лучшего. Достаточно сказать, что сегодня здание института находится в аварийном состоянии, несмотря на недавний косметический ремонт, а немногочисленный штат сотрудников получает более чем скромное жалование. Поэтому по прошествии 85 лет уместно вспомнить добрым словом русского мецената, чья фамилия нескольким поколениям советских психологов была попросту неизвестна.

Стоит подробнее остановиться на истории его пожертвования, связанного как с незаурядной личностью самого дарителя, так и с некоторыми обстоятельствами его жизни.

В 1924 году Психологический институт был переименован в Государственный институт экспериментальной психологии (затем его название менялось неоднократно), исчезли надпись на фронтоне здания «Психологический институт имени Л.Г. Щукиной» и памятная мраморная доска в вестибюле, имена С.И. Щукина и Л.Г. Щукиной перестали упоминаться. Для новых поколений психологов история создания института сохранялась лишь в скупых строчках брошюры Г.И. Челпанова да в рассказах старейших сотрудников института П.А. Шеварева и А.А. Смирнова (последний в течение 25 лет возглавлял институт). В дальнейших пересказах эта история все более искажалась: исчезали некоторые действующие лица, появлялись не имевшие места подробности.

 

ПРОМЫШЛЕННИК, ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ, МЕЦЕНАТ

Непременное условие С.И. Щукина — присвоить Психологическому институту имя жены — воспринимается многими современниками как прихоть крупного коммерсанта, стремившегося прославиться в качестве не только коллекционера художественных произведений, но и покровителя науки.

Действительно, С.И. Щукин стяжал немалую славу своим собранием произведений французских художников. Он явился первооткрывателем в России новейшей западной живописи (Гогена, Моне, Сезанна, Пикассо, Матисса), в то время еще не получившей признания.

С.И. Щукин был человеком энергичным, решительным, изобретательным, склонным к риску и новаторству. Он — один из виднейших российских промышленников и коммерсантов начала века. Щукин получил образование в Германии, окончил Высшую коммерческую академию в Баварии. Еще в школе он в совершенстве овладел французским и немецким языками.

Сергей был третьим сыном Ивана Васильевича Щукина, богатейшего купца, создателя фирмы с капиталом в 4 миллиона рублей золотом. Он заикался, рос болезненным мальчиком, поэтому родители не решились отдать его в какое-либо учебное заведение, а приглашали домашних учителей. Может быть, такое индивидуальное воспитание и привело к тому, что Сергей вырос, как теперь говорят, нонконформистом

Специального эстетического образования Сергей Иванович не имел, тем более поразительным было его редкое художественное чутье. Он интуитивно отбирал лучшие из полотен художников, почти никогда не ошибаясь.

Интерес и, как он сам выражался, сочувствие к философским и психологическим наукам были обусловлены не только широтой его натуры и любознательностью, но и всеобщим в то время увлечением философией. Старший сын Сергея Ивановича — Иван — был студентом Психологического семинария при Московском университете. Сын заинтересовал отца психологией, и тот выделил 100 тысяч рублей (!) на организацию Психологического института.

По-видимому, не только совет сына, но и тогдашнее душевное состояние Сергея Ивановича побудили его сделать это пожертвование. Период с 1905 по 1908 год был очень тяжелым в его жизни. За это время ему пришлось пережить целую череду потерь близких и горячо любимых людей, в том числе жены — Людмилы Григорьевны. После того как сын познакомил отца с профессором Челпановым, у Щукина возникает желание почтить память жены пожертвованием денег на устройство совершенно нового для России научного учреждения — Психологического института.

 

С УМОМ И ЛЮБОВЬЮ

Организатор и первый директор института профессор Георгий Иванович Челпанов вместе со своим учеником приват-доцентом Г.Г. Шпетом летом 1910 года осмотрели самые обширные лаборатории немецких университетов: профессора К. Штумпфа в Берлине, профессора К. Марбе в Вюрцбурге, профессора О. Кюльпе в Бонне. Беседуя о проекте института со светилами мировой психологии О. Кюльпе и В. Вундтом, Челпанов получил от них, по его словам, «весьма ценные указания, которые и использовал при исправлении проекта».

В 1911 году Челпанов предпринял поездку в США для ознакомления с устройством психологических лабораторий и институтов при американских университетах: Гарвардском, Корнельском, Стэнфордском и др. (всего за 30 дней он посетил 11 университетов).

Профессор Челпанов, первый директор Психологического института, сумел организовать это учреждение так, что сам Вундт считал его лучшим в Европе

Составляя проект устройства института, Челпанов взял за основу организацию работы психологической лаборатории Вундта в Лейпцигском университете, где он сам ранее работал.

Такая внушительная подготовка позволила Челпанову с большим знанием дела наблюдать за составлением проекта здания (его автор — университетский архитектор А.С. Гребенщиков), а также и за самой постройкой, в дальнейшем — за оборудованием института.

Данный институт — первый в мире, построенный по специальному плану: все европейские и американские институты переделывались из старых помещений. По величине здания и количеству комнат (59) московский институт был в те годы самым большим. Удивительны сроки его возведения. В январе 1911 года состоялось соглашение со строителями, в ноябре же здание было совершенно готово.

К концу 1911/12 учебного года было завершено оборудование института, в апреле Министерством народного просвещения утверждены «Правила о Психологическом институте». С 1 сентября 1912 года в институте начались регулярные занятия: читались лекции по общему курсу психологии, проводились лабораторные работы, семинарии по теоретической и экспериментальной психологии. Торжественная церемония открытия института состоялась весной 1914 года.

 

ВСЕ ПРОДУМАНО

Техническое оснащение института стоит того, чтобы с ним поближе познакомиться. В 1914 году Челпанов опубликовал подробное описание устройства, оборудования и организации занятий в институте. Он привел планы расположения его помещений и фотографии интерьера.

В первом этаже здания располагались административные помещения, а также большая аудитория на 300 человек, предназначавшаяся для чтения общих курсов психологии и заседаний Московского Психологического общества (председателем которого был Л.М. Лопатин). Кроме того, здесь была библиотека с читальным залом и комнатой для семинарских занятий. Первоначально библиотека включала около четырех тысяч названий книг и журналов по истории философии, психологии, логике, истории, математике, естествознанию; выписывалось 15 специальных психологических журналов.

Второй этаж предназначался исключительно для практических занятий. Малая аудитория была оборудована так, что в ней могли одновременно работать шесть групп по три человека (экспериментатор, испытуемый и протоколист). Там же имелось еще 10 комнат для лабораторных занятий.

Здание института находится в самом центре Москвы. К сожалению, поздняя застройка закрыла вид на Психологический институт со стороны Манежной площади. Однако и вблизи он по-прежнему выглядит внушительно, особенно после недавнего ремонта

Третий этаж был оборудован для научных исследований по экспериментальной психологии. Здесь были комнаты для оптических исследований, фотолаборатория.

В полуподвальном помещении располагались механическая и столярная мастерские. Впоследствии в полуподвальном помещении разместилось общежитие для аспирантов.

Институт был прекрасно оснащен аппаратурой. Свыше 150 специальных приборов для изучения психических процессов ожидали здесь исследователей. Особой гордостью Челпанова был новейший проекционный аппарат. Позднее нашел свое место в институте и «Русский универсальный аппарат» для демонстрации психологических экспериментов, сконструированный самим Челпановым.

 

УЧЕНЫЕ И УЧЕНИКИ

Состав института не был постоянным. В него зачислялись студенты, избравшие своей специальностью «научную разработку психологии»; лица, оставленные при университете для подготовки к профессорскому званию, а также преподаватели университета, прошедшие двухлетний курс специальной подготовки. Они должны были поучаствовать в коллоквиуме по теоретическим курсам, сдать экзамен по немецкому языку и пройти практические занятия по экспериментальной психологии. Прошедшие эти испытания могли работать в институте в течение двух лет, а далее право работать в институте предоставлялось только тем, кто избирал тему для самостоятельного исследования по экспериментальной психологии. Сотрудники института должны были вести и исследования, и занятия со студентами в семинарах по теоретической и экспериментальной психологии.

Профессор Челпанов (сидит в центре) с первыми сотрудниками Психологического института. Мемориальная доска, на фоне которой сделана фотография, в советское время была снята и выброшена. Лишь несколько лет назад сотрудники института нашли ее обломки в подвале. Теперь отреставрированная мраморная доска с золотыми буквами вновь украшает фойе института

Великолепные организаторские способности Челпанова, направленные на подготовку научных кадров, дали свои плоды. Не случайно многие ученики Челпанова стали в дальнейшем известными учеными — К.Н. Корнилов, Н.А. Рыбников, А.А. Смирнов, П.А. Шеварев, С.В. Кравков, В.М. Экземплярский, Н.И. Жинкин, Н.Ф. Добрынин, П.А. Рудик и др.

Впрочем, впоследствии Челпанов был изгнан из института не без участия своих учеников. Но это — уже другая страница в истории отечественной психологии. Как и все науки, психология в нашей стране подверглась «перестройке под знаменем марксизма» (Челпанов наивно полагал, что экспериментальная психология по определению не может быть марксистской). Институт пережил и это. И стоит по сей день. Сменив несколько названий, он снова именуется как в день своего основания — Психологический институт им. Л.Г. Щукиной.

 

Сергей СТЕПАНОВ

Спонсор публикации статьи: компания «SolnceTUR» предлагает приобрести горящие туры онлайн на все виды отдыха, по ценам в 1,5 – 3 раза дешевле среднего предложения на рынке туров. Специалисты компании постоянно занимаются проверкой туроператоров и оперативно размещают самые выгодные предложения на страницах сайта www.SolnceTur.ru.

TopList