ЗАПЕВАТЬ ЛУЧШЕ ХОРОМ?

Еще раз о конформизме

о том, что человек уступчив по отношению к мнению большинства, часто склонен к соглашательству, непротивлению групповому давлению, было известно задолго до всяких психологических исследований. «Это слишком легко — присоединяться к большинству», — говорил еще Сенека. Но двадцатый век капризен, все, что проверено вековым опытом, он пытается подвергнуть экспериментальной проверке в лабораторных условиях. В послевоенный период развития социальной психологии «руки дошли» и до механизмов группового влияния на личность. Так появился на свет еще один вновь изобретенный велосипед — научно доказанный феномен конформизма.

 

МАСТЕРСКИЙ  ЭКСПЕРИМЕНТ

Соломону Ашу и Ричарду Кратфилду — американским исследователям 50-х годов — мы обязаны теми непростыми чувствами, которые возникают при анализе феномена конформизма.

Эксперименты С. Аша известны очень хорошо. Однако красиво сделанные вещи не становятся хуже от многократного рассматривания. А проведены исследования были мастерски. Чего стоит только сама методическая схема — эксперимент с подставной группой!

Итак, группе испытуемых из семи человек предъявляются две карточки: на одной — линия некоторой длины (эталонный отрезок), на другой — три линии, среди которых лишь одна (каждый раз она разная по счету) равна по длине эталонной. Различия трех линий могут быть более или менее существенными. Испытуемые по очереди дают свою версию, какая из трех линий равна по длине тестовой. «Хитрость» эксперимента в том, что шесть первых отвечающих находятся в сговоре с экспериментатором (о чем, естественно, не оповещен последний, так называемый «наивный» испытуемый). По предварительной договоренности они дают один и тот же неверный ответ, тем самым ставя нашего «наивного» испытуемого в сложную, конфликтную ситуацию. То, что он воспринимает сам, противоречит тому, что видят другие, причем не один, не двое, а сразу шесть человек! Кому верить?

Эксперименты Соломона Аша показали, что 66% «наивных» участников предпочли независимое мнение, а 34% выбрали мнение говорившего перед ним большинства. Последние были названы конформистами, а результаты исследований, перенесенные в реальную жизнь, зазвучали приблизительно следующим образом: две трети взрослых людей предпочитают самостоятельные решения и независимость, а треть является социальным балластом, несамостоятельной массой, следующей за большинством.

 

НЮАНСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

Слова «конформист» и «нонконформист» плотно вошли в бытовой язык. И вот уже конформистом «обзывается» и тот, кто внешне соглашается с группой, и тот, кто искренне верит в правоту большинства. А нонконформистом гордо именует себя всякий, кто в данный момент выбрал мнение, отличное от точки зрения большинства, независимо от того, каково происхождение его собственного убеждения.

Понимали ли первые исследователи феномена группового давления, какое большое научное и социальное будущее у поднятой ими проблемы? Наверное, да. Но как бы там ни было, результаты их изысканий получили большой научный резонанс и дальнейшее изучение развернулось в нескольких направлениях.

Потихонечку удалось разобраться с терминами (в отечественной психологии по крайней мере). Конформизм ушел из области научной терминологии в область этики, общественной морали. Конформизм — внешнее соглашательство с группой, которое может иметь самые разнообразные психологические основания: страх высказать собственное мнение, личностную незрелость, двуличие, поиск социальной выгоды… К психологии это имеет лишь косвенное отношение. К тому же слово обросло нехорошими оценочными смыслами, стало каким-то ругательным.

Для думающего человека любой экзамен — еще и проверка на конформизм. Как отвечать — по учебнику или по убеждениям?

В психологии прочно утвердилось понятие «конформность». Конформность — склонность человека в ситуации конфликта между его мнением и мнением группы неосознанно делать выбор в пользу мнения группы. Выделенное курсивом слово очень важно. Выбор в пользу группы — не умысел, а естественное для человека положение вещей. Конформность — понятие более четкое, хотя тоже неоднозначное. С одной стороны, оно рассматривается как свойство личности. При этом предполагается, что степень конформности может быть различной у разных людей. В тестах, измеряющих личностные свойства человека, например, в тесте Кэттелла, она идет в паре с независимостью и измеряется в баллах. Из этого следует, что можно измерить некоторый типичный для данного человека уровень его конформности. Это, если честно, несколько настораживает. Получается, «вообще конформный» человек склонен делать выборы в пользу группы независимо от того, что это за группа, что это за ситуация и т. д. Конформность как диагноз (ужас!).

С самого рождения маленький человек подвергается давлению группы себе подобных. Во взаимодействии с ней и формируются механизмы социальной адаптации

С другой стороны, конформность рассматривается как характеристика поведения людей по отношению к своей группе, склонность неосознанно следовать в своих выборах, мнениях, предпочтениях групповому большинству. В русле этой традиции она не привязана к индивидуальным свойствам людей, а возникает как результат их взаимозависимости, взаимовлияния. Более того, представляет механизм поддержания групповой стабильности, то есть играет в целом позитивную роль. По отношению к конкретному человеку она выступает не как ярлык, приговор, а как часть его поведения в данной конкретной группе. Звучит более оптимистично.

 

ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ

А вот нонконформисты выглядят уже несколько подозрительно: они-то как чувствуют себя в группе? «Работают» на ее распад?

Вообще с годами нимб нонконформистов заметно потускнел. Прежде всего, их стало существенно меньше. Ряды 66% «независимых» оказались весьма неоднородны. По мнению ряда исследователей, их можно поделить на две приблизительно равные части: тех, кто, несмотря на групповое давление, дает свой ответ, потому что считает его верным, и тех, кто дает отличный от группового ответ, чтобы не быть как все. Улавливаете разницу? Первых условно можно назвать «самостоятельными», а вторых к независимым уже никак не отнесешь. Они по своему духу очень близки к конформным, разве что их зависимость от мнения большинства приобретает странные парадоксальные формы. Это зависимость наизнанку — негативизм. «Делать противоположное — это тоже вид подражания» (Лихтенберг).

Проявления конформности могут иметь особенно серьезные последствия там, где важна прежде всего объктивность, например у судей, причем не только спортивных

В целом, с учетом вышесказанного, людей, зависимых от мнения группы, становится большинство. Стоит ли относиться к ним презрительно? А может быть, это кому-нибудь нужно?

 

ЗАВИСИТ ОТ ВОЗРАСТА

Другое направление развития идей Аша и его последователей поставило под сомнение саму идею деления людей на устойчивые группы «зависимых»—«независимых». Кстати, С. Аш или его последующие «толкователи», сделав вывод о существовании 34-процентной группы конформистов, частично погрешили против результатов эксперимента. В ходе исследования три четверти испытуемых хотя бы раз проявили конформизм.

Получается, что каждый из нас немножечко лошадь и каждый — немного конформист. Но уровень конформности, проявляемый человеком в конкретной ситуации, может быть очень разным и зависеть от множества факторов.

Скажем, склонность к конформным реакциям изменяется с возрастом. Например, дети в целом более конформны, чем взрослые. Наиболее зависимы от мнения группы... подростки, но у них все как всегда не просто, с легкой «сумасшедшинкой».

«Эффект толпы» — это тоже демонстрация конформизма

Давайте проведем мысленный эксперимент — исследование с подставной группой «а-ля Соломон Аш» в трех вариантах. Первый вариант: взрослая подставная группа и взрослый «наивный» испытуемый. Второй вариант: взрослая подставная группа и подросток «наивный» испытуемый. Третий: подростки—подросток.

Попробуйте спрогнозировать характер и реакции у наших «подопытных». Конечно, наибольшая конформность будет проявлена в третьей группе (подростки—подросток). А что будет во второй группе? Как отреагирует «типичный» подросток на взрослую подставную группу? Правильно, даст выраженную реакцию негативизма. Кстати, такого рода эксперименты любит ставить школа. Например, вызов нашкодившего подростка на педсовет с целью «дать понять», «дать возможность посмотреть на ситуацию здраво» и т. д. Этакая проверка реакций на типичность. Что ж, приходится согласиться с тем, что большинство подростков не блещут оригинальностью, раз за разом выдавая «на гора» негативизм.

 

СИЛА ВЛИЯНИЯ

Степень конформности зависит от авторитета лиц, высказывающих свое мнение перед «наивным» испытуемым. Здесь закономерность очевидна: чем выше авторитет или основательнее мнение, тем в большей степени людям свойственно им бессознательно доверять, проявляя несамостоятельность суждений.

Зависимость от группового мнения нарастает и в условиях неопределенности. В ситуации экспериментов Аша неопределенность варьировалась в соответствии с тем, насколько велико и заметно невооруженным глазом было различие между тремя линиями. Чем очевиднее различие, тем больше люди ориентировались на свое мнение. Эта закономерность ярко проявляется и в реальной жизни. В ситуации неопределенности снижается уверенность и доверие человека к самому себе, что автоматически повышает зависимость от группового давления.

В попытках противостоять социальным стереотипам подростки и молодые люди — «поколение нонконформистов» — вырабатывают альтернативные нормы поведения. Парадокс заключается в том, что эти нормы зачастую еще более жесткие, чем отвергаемые. Принцип «будь как мы» соблюдается в молодежных группах неукоснительно

И самое главное. Степень конформности зависит от того, насколько значима для человека ситуация и высказываемое мнение. Когда проще согласиться с группой, чем вступать с ней в конфликт? Естественно, в тех случаях, когда объект конфликта не имеет принципиального значения. То есть, чем значимее мнение, важнее эпизод, лежащий в основе конфликта человека и группы, тем меньше степень конформности. Этот факт имеет огромное значение. При его осознании конформизм из социально осуждаемого явления превращается в нормальный механизм поддержания стабильности группы: человек ограничивается конформными реакциями в житейских, нормативных ситуациях и сохраняет способность к сознательным и самостоятельным действиям в серьезные, значимые моменты выбора.

 

ВЕЛИКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО

Острота споров вокруг этого явления в последние десятилетия уже не та. Оно и понятно: для большинства взрослых людей проблема «быть не как все» не столь актуальна, как для их сверстников 50–60-х годов. Уникальность, непохожесть стали практически нормой социального поведения, а значит, страх перед групповым давлением тоже существенно снизился. И все же вопрос о том, как на оценочном уровне относиться к конформизму (хорошо или плохо), сохранил значение для многих.

Позвольте провести следующую аналогию: с моей точки зрения, приклеивать моральный ярлык конформности, это то же самое, что подвергать общественному одобрению—порицанию закон всемирного тяготения. Конформность — механизм взаимодействия человека и группы, способ создания и поддержания устойчивых групповых норм. Может ли она вести к застою группы, лицемерию ее членов? Да, может, но не стоит недооценивать возможности группы в борьбе с таким застоем. Вот лишь одна из них — групповое давление меньшинства. То есть человек может проявлять зависимость не только от мнения большинства, его точно так же может «загипнотизировать» групповая оппозиция. А если в сообществе есть сильное оппозиционное начало, ему не страшен никакой застой!

Здоровая конформность — великое социальное качество. Оно позволяет человеку естественно и гармонично включаться в общение с другими людьми, открывает возможности для сотрудничества, терпимости, взаимопонимания. В конце концов позволяет экономить энергию, не вступая в конфликты по мелочам. Но при этом человек остается свободен в своем праве не быть как все, считать по-другому, идти навстречу ветру. Не грех бы каждому, проходящему своим путем по дорогам этого мира, овладеть этим качеством.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

Спонсор публикации статьи: сайт театрального агентства BALAGAN предлагает ознакомиться с полной театральной афишей Москвы и приобрести билеты на понравившиеся "аншлаговые" спектакли, концерты, цирковые программы и премьеры. Воспользовавшись предложением агентства, Вы сможете купить билеты в Цирк на Цветном Бульваре, которые доставят курьером в день заказа. Посетив московский Цирк Юрия Никулина, Вы насладитесь по-настоящему грандиозным представлением великолепных дрессировщиков, акробатов, эквилибристов, иллюзионистов, фокусников и клоунов. Подробнее ознакомиться с предложением агентства и получить помощь квалифицированных менеджеров можно на сайте www.BALAGAN.ru

TopList