ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Ирвин Ялом
М.: Класс, 1999

понять, что такое экзистенциализм, так же непросто, как выговорить это слово. Виноваты в этом философы-экзистенциалисты, чьи труды, по признанию Ирвина Ялома, представляют собой примеры удивительного «словесного тумана». Понять, что такое экзистенциальная психотерапия, напротив, довольно легко. И в этом несомненная заслуга самого Ялома, который при написании своей книги, судя по всему, руководствовался универсальным принципом: если существует нечто, достойное описания, то оно может быть описано внятно и доступно.

Не будет преувеличением сказать, что большинство школ и направлений современной психотерапии выросли из глубинной психологии, квинтэссенцией которой выступает психоанализ З. Фрейда. Даже не признавая такой преемственности, большинство психотерапевтов ориентируются на вскрытие и устранение глубинных внутриличностных конфликтов. Этот подход диктует и направление поиска.

Фрейд признавал, что, исследуя «многоэтажное здание психики», сам он остановился в подвале. И вот уже сто лет его явные и неявные последователи продолжают обшаривать это мрачное подполье, не рискуя подняться выше. Многие также неявно придерживаются еще одного афористичного тезиса Фрейда: «Если человек задумался о смысле жизни — значит он болен». Экзистенциальная психотерапия исходит из диаметрально противоположного принципа. Человек заболевает, не находя решения вопроса о смысле жизни. Поиски ответа на этот вопрос и ведут к выздоровлению.

По мнению Ялома, центральными категориями человеческого бытия выступают смерть, свобода, изоляция и бессмысленность.

Даже отказываясь в этом признаться, человек постоянно тяготится конечностью своего бытия и страшится неотвратимой смерти.

Свобода, которую, казалось бы, следует расценивать как благо, также становится для человека бременем. Неразрывно связанная с нею необходимость личного выбора постоянно порождает тревогу и страх. С позиций экзистенциализма свобода представляет собой не что иное, как отсутствие опоры, что входит в глубокое противоречие с человеческой потребностью в твердой почве.

При этом каждый человек на протяжении всей своей жизни безнадежно одинок: он в одиночестве пришел в этот мир и в одиночестве должен его покинуть. Самые тесные межличностные контакты не устраняют этого экзистенциального конфликта.

Вследствие этого возникает вопрос: в чем же тогда состоит смысл человеческого существования? Если ничто не определено и не предначертано, значит каждый из нас должен сам творить свой жизненный замысел. Но может ли это собственное творение быть достаточно прочным, чтобы выдержать нашу жизнь?

По мнению автора, задача психотерапевта в том и состоит, чтобы помочь пациенту осознать и преодолеть эти экзистенциальные конфликты.

Например, восприняв смерть как неотвратимую данность, отказавшись от страха перед ней, человек по-настоящему обретает ощущение полноты бытия и радости жизни. Свою позицию автор аргументирует многочисленными примерами и цитатами, среди которых, однако, не нашлось места высказыванию Сенеки: «Что толку думать о смерти? Пока я существую, ее нет. А когда она придет, уже не будет меня».

Многие читатели наверняка испытают желание оспорить концепцию Ялома. Вероятно, в отношении определенных личностных проблем его подход и является оптимальным (так автор ссылается на свой опыт психотерапии безнадежных раковых больных). Однако возникают серьезные сомнения в универсальности такого подхода. В конце концов проблема смысла жизни настолько общая, что под нее можно подогнать почти любую конкретную личностную проблему. Но является ли такая подгонка наилучшим способом ее решения?

Книгу И. Ялома едва ли можно рекомендовать как практическое руководство для школьного психолога. Да и в теоретическом плане она представляется далеко не бесспорной. Однако концепция автора чрезвычайно интересна и достойна самого пристального внимания. Она дает богатую пищу для размышлений и творческого поиска. А в этом, наверное, и состоит главное достоинство любой толковой книги.

Сергей СТЕПАНОВ

TopList