Приказ Минобразования России от 22.10.99 г. № 636

Об утверждении Положения
о службе практической психологии
в системе
Министерства образования Российской Федерации

В целях развития и совершенствования психологической помощи участникам образовательного процесса

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации.

2. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации довести настоящее Положение до сведения руководителей подведомственных образовательных учреждений.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Е.Е. Чепурных.

Министр В.М. Филиппов

 

Приложение к приказу Минобразования России

от 22.10.99 г. № 636

Положение
о службе практической психологии
в системе
Министерства образования Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу деятельности службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (далее — Служба).

2. Под Службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.

3. Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, воспитанников, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования, развитию у обучающихся, воспитанников творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.

4. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим Положением.

 

II. Цели и задачи Службы

5. Целями Службы является:

6. Задачи Службы:

 

III. Организация деятельности Службы

7. Первичная помощь участникам образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов оказывается педагогом-психологом (педагогами-психологами) или группой специалистов с его участием. Состав группы специалистов определяется целями и задачами конкретного образовательного учреждения.

8. Специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов оказывается учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании: образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и психолого-медико-педагогическими комиссиями.

9. Научно-методическое обеспечение деятельности Службы осуществляется научными учреждениями, подразделениями высших учебных заведений, учебно-методическими кабинетами и центрами органов управления образованием, а также научными учреждениями Российской академии образования.

 

IV. Основные направления деятельности Службы

10. К основным направлениям деятельности Службы относятся:

психологическое просвещение — формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

психологическая профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

психологическая диагностика — углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;

психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов;

консультативная деятельность — оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

 

V. Обеспечение деятельности Службы

11. Деятельность Службы обеспечивается органами управления образованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения.

12. Координация деятельности Службы осуществляется соответствующим структурным подразделением Минобразования России.

13. Служба работает в тесном контакте с учреждениями и организациями Российской академии образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников.


Принятие любого нормативного документа по поводу деятельности психологов в системе образования вызывает двоякие чувства.

С одной стороны, некоторая настороженность: что там еще придумали чиновники, не ухудшит ли это нашу жизнь, и без того трудную?

С другой стороны... нет, радостью это не назовешь, но все-таки какая-то положительная эмоция. Помнят, значит, министры, их замы и другие начальники о бедах психологов и стараются (по мере своих сил, конечно) внести больше определенности в их статус и функционал. Уже хорошо.

Министерского документа, определяющего статус, цели и задачи психологической службы в системе образования, ждали давно.

Первый проект был одобрен коллегией Министерства образования РФ в 1995 году, опубликован в многочисленных сборниках нормативных документов, но, несмотря на это, так и остался проектом.

Другой был напечатан в «Школьном психологе» в начале сентября этого года и неожиданно быстро воплотился в официальный документ, который мы сегодня и публикуем.

Кстати, «Школьный психолог» всегда старался не только своевременно информировать вас о министерском нормотворчестве, но и способствовать тому, чтобы ваши мнения учитывались при составлении важных документов. Все ваши пожелания и предложения, высказанные устно на встречах с главным редактором или присланные в письмах, были переданы в Министерство образования РФ.

Теперь Положение принято, но обсуждать его по-прежнему можно и нужно. Только в другом ракурсе. Раньше имело смысл обдумывать формулировки, чтобы лучше жилось и работалось. Теперь наоборот — как лучше жить и работать в рамках имеющихся формулировок. Эту тему мы начнем (но не закончим!) в № 45 публикацией интервью с начальником отдела практической психологии и охраны здоровья Минобразования РФ Натальей Морозовой.

А пока — изучайте Положение и присылайте нам свои мнения по его поводу.

РЕДАКЦИЯ

TopList