ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

в силу специфики нашего еженедельника нам неоднократно приходилось писать о взаимоотношениях педагогики и психологии. Сегодня мы продолжаем эту «вечную» тему и обращаемся к тем ее аспектам, которые пока нечасто обсуждались на страницах «Школьного психолога», да и других психологических изданий.

Обе публикуемые статьи посвящены терминологическим проблемам, но одна относится к специальной психологии, а другая — к специальной педагогике.

Предлагаем вашему вниманию два мнения ведущих специалистов в своих областях и надеемся на продолжение дискуссии с вашим участием.

РЕДАКЦИЯ

на первый взгляд, разговор о терминологии, используемой в специальной психологии, когда еще не приняты документы о системе специальной помощи в образовательном пространстве, может показаться не самым актуальным. Однако именно сейчас, когда происходит переход к новым государственным стандартам высшего образования и идет пересмотр научных специальностей, необходимо решить для себя, что из нашей терминологии надо взять с собой в ХХI век, а что следует пересмотреть, и какие внести изменения в готовящиеся нормативные документы.

 

НЕ НАВРЕДИ!

Главный принцип, которым мы должны руководствоваться, — «Не навреди!». Не навреди скоропалительной, несогласованной заменой понятий, однозначно квалифицирующих состояние человека, на неопределенные и многозначные.

При нечеткой терминологии определения перестают выполнять свою главную функцию — языка общения специалистов по поводу предмета своей деятельности, и это грозит развалом самой науки. Так что польза от революционных замен одних терминов другими сомнительна. Но развитие науки невозможно без пополнения ее словаря новыми терминами и замены устаревших.

Специальная психология, будучи «родной дочерью» дефектологии и «приемным ребенком» психологии, в полной мере испытывает на себе негативное влияние неоднозначности понятийного аппарата, используемого со стороны обоих «родителей».

Многозначность таких понятий, как «личность», «интеллект», «норма развития» и другие, создает условия для столь же неоднозначной квалификации состояния детей и подростков. Ввиду закрытости отдельных терапевтических ассоциаций, превращения их в своего рода клубы для посвященных возникает реальная опасность их инкапсуляции. Они фактически работают только на свой метод. Практические психологи в большинстве своем оказываются вне этих ассоциаций, поскольку часто не имеют возможности оплатить соответствующие курсы, или становятся апологетами какого-либо одного направления — того, на овладение которым хватило средств или которое модно в настоящее время.

 

ДЕФЕКТОЛОГИЯ
УСТУПАЕТ МЕСТО

Совсем недавно дефектология являлась неотъемлемой составной частью специальной психологии. В «Дефектологическом словаре» 1970 года говорится, что «это наука о психофизиологических особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых, логопатов, с нарушениями движений и др.), закономерностях их воспитания, образования и обучения». Но в «Психологическом словаре» 1997 года находим: «Психология специальная — раздел психологии, посвященный изучению психологических особенностей аномальных детей, дефект которых обусловлен диффузным поражением коры головного мозга (умственно отсталые), нарушением анализаторов (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухонемые), недоразвитием речи при сохранном слухе (алалики, афазики)».

То есть при определении специальной психологии как самостоятельной отрасли терминологически было зафиксировано сужение сферы ее интересов, хотя в действительности произошло расширение за счет выделения специального направления по оказанию психологической помощи детям с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, с ЗПР, со сложными недостатками развития.

Подобные «неточности» находим и в расшифровке научной специальности: «19.00.10 — коррекционная психология (психология слепых, глухонемых и умственно отсталых детей)». А где все остальные категории? И хотя к защите по данной специальности представляются работы, выполненные при изучении самых разных категорий детей и взрослых с недостатками развития, формально оговорены только три.

 

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

Определение специальной психологии было сформулировано в концепции специальной психологической помощи в системе образования и обсуждалось на всероссийском семинаре «Проблемы специальной психологии в образовании» в ноябре 1998 года: «...это психология особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение».

Таким образом, в центре внимания специальной психологии дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также лица старшего возраста, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями здоровья.

Основными целями специального психологического сопровождения в системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение.

 

СПОРЫ ВОКРУГ ДЕТЕЙ С ЗПР

В определении основных целей службы специальной психологической помощи предлагается термин «дети с особыми образовательными потребностями», который представляется нам адекватным тем специфическим задачам, которые призвано решать специальное образование в целом и специальная психология в частности. Однако уже появился и находит все более широкое распространение в новой нормативно-правовой документации термин «дети с ограниченными возможностями здоровья», который призван заменить понятие «дети-инвалиды». Но во Всемирной организации здравоохранения и в нашей отечественной реализуются специальные реабилитационные программы, участие в которых возможно только при наличии статуса инвалида. Поэтому переход на новые термины пока ограничен разработкой государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Аналогично должны решаться и вопросы изменения названий отдельных категорий детей с отклонениями в развитии. В частности, на страницах «Школьного психолога» уже печатались предложения по изменению названий отдельных видов психического дизонтогенеза.

Больше всего споров ведется по поводу крайне разнородной группы детей, обозначаемых как дети с ЗПР. Для большинства исследователей и практиков по отношению к данной группе детей ключевыми словами стали «эмоционально-волевая незрелость», «слабовыраженные нарушения познавательной деятельности», «слабость произвольной регуляции деятельности». Но надо сказать, что никто никогда не мешал нам, психологам, говорить об этих детях в психологических понятиях (см. например, Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии, 1989, № 1). Более того, «задержка психического развития» — это клинический диагноз, в постановке которого должно учитываться состояние психического развития ребенка и соотношение проблемных и сохранных сторон психической деятельности.

Главная сложность в отношении данной группы детей состоит в том, что из Международной статистической классификации болезней исчезла категория «задержка психического развития». Остались некоторые расстройства, которые являются типичными для данной группы, как, например, «нарушение активности внимания», «гиперкинетическое расстройство поведения». Но данные нарушения далеко не исчерпывают специфику психического состояния ребенка.

 

В ПОИСКАХ НЕОПАСНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

В связи с вышеизложенным представляется целесообразным создание постоянно действующего межведомственного совета по вопросам пересмотра и согласованного использования терминологии, касающейся квалификации состояния ребенка.

Необходимость работы по пересмотру ныне действующего понятийного аппарата и этики его использования ощущается и в среде многочисленных ассоциаций родителей детей с отклонениями в психическом развитии. Понимая естественное желание родителей, имеющих детей с недостатками в развитии, избавить их и семью от психологического остракизма со стороны общества, мы не можем согласиться, что дело только в том, как назвать этих детей.

Родители глубоко умственно отсталых детей особенно часто выдвигают требование — отказаться от термина «умственная отсталость». В данном контексте представляется целесообразным формировать адекватные представления у нормально развивающихся детей и их близких о лицах с недостатками в развитии. Сделать их более понятными, а отсюда — неопасными. Положительные сдвиги в этом направлении могут быть только при реализации комплекса мер как социально-психологического, так и экономического характера. Интеграция детей с различными отклонениями в развитии в учреждения общего образования должна тщательно готовиться, иначе можно ожидать еще большую травматизацию ребенка по сравнению с пребыванием его в специальном образовательном учреждении.

Учитывая, что специальная психология является развивающейся областью науки и практики, находящейся на стыке психологии, педагогики и медицины, продолжение разговора о ее понятийно-терминологическом аппарате, месте в ряду других смежных дисциплин, таких, как дифференциальная психология, патопсихология, медицинская психология, специальная педагогика, может быть полезным и интересным, как в теоретическом, так и в практическом аспекте.

Людмила КУЗНЕЦОВА,
кандидат психологических наук,
заведующая кафедрой
специальной психологии МГПУ

TopList