КНИГИ,
КОТОРЫЕ ПСИХОЛОГ МОЖЕТ РЕКОМЕНДОВАТЬ РОДИТЕЛЯМ
ПОПУЛЯРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Под ред. А.А. Бодалева
М.: Педагогика, 1988
Это, пожалуй, одна из самых интересных
научно-популярных книг по психологии, выпущенных
в нашей стране в конце ХХ века. Она написана
большим коллективом авторов, каждый из которых
является крупным специалистом в детской
психологии либо смежных с нею отраслях и в то же
время блестяще владеет популярным стилем
изложения, что для читателя не менее важно. Одно
только перечисление имен авторов психологу
скажет о многом: А.Я. Варга, А.Л. Венгер, А.И.
Захаров, И.С. Кон, В. Леви, В.С. Мухина, С.Л.
Соловейчик, А.С. Спиваковская и др.
Главное достоинство книги — она помогает
родителям лучше понять не только ребенка, но и
самих себя. Это особенно важно в связи с тем
простым фактом, о котором многие забывают:
достоинства ребенка вряд ли расцветут без
активного стимулирования их родителями, а его
недостатки — это чаще всего проекция
собственных личностных проблем родителей и
следствия их педагогических промахов.
КАК БЫТЬ РОДИТЕЛЯМИ
(О психологии родительской любви)
А.С. Спиваковская
М.: Педагогика, 1986
Одна из лучших книг этого автора —
известного психолога и просто очень умного,
проницательного и доброго человека. Книгу
исчерпывающе характеризует цитата из
предисловия, написанного академиком А.А.
Бодалевым: «Особенность данной книги состоит в
том, что автор старается заглянуть в глубоко
интимные эмоциональные пласты отношений между
детьми и родителями и не столько показать, что,
как и когда нужно делать в воспитании ребенка,
сколько психологически описать особое
состояние, необходимый душевный настрой, который
должен быть создан в семье и от которого зависит
успешность воспитательного воздействия. Жанр
книги можно определить как доверительный
разговор, раздумья об отношениях в семье, о
проблемах отцов и детей и читать ее нужно не
пассивно воспринимая психологическую
информацию, а активно включая свой собственный
жизненный и воспитательный опыт, соглашаясь, а
иногда и полемизируя с автором. Если родители
проделают такую самостоятельную работу, польза
от прочтения книги скажется и на отношениях с
детьми, и на общении супругов».
ДЕТИ. КАК ИХ ВОСПИТЫВАТЬ
К.Н. Паркинсон, М.К. Растомджи, С. Паври
СПб.: Макет, 1992
Эта книга написана специально для
родителей в предельно (по мнению некоторых
профессионалов — даже запредельно) доступной
форме, к тому же для еще большей доходчивости
снабжена множеством забавных иллюстраций.
Авторы — два специалиста по психологии
воспитания, а также всемирно известный остроумец
Паркинсон (да, да, это тот самый Сирил Норкот
Паркинсон, автор «законов Паркинсона», хотя
частные издательства уже в начале 90-х стали для
переводов с английского привлекать людей, не
знающих этого имени).
Здесь поднимается широкий спектр проблем,
волнующих всех родителей, и в емкой, лаконичной
форме даются рекомендации по их решению. В
предисловии авторы пишут: «Соблюдение наших
советов не сделает вашего ребенка
совершенством... Однако, будем надеяться, книга
поможет избежать ряда ловушек, которые
подстерегают вас на нелегком пути становления
личности ребенка». С этой целью авторы, помимо
прочего, используют простой и убедительный прием
— поставив проблему, четко указывают правильный
и неправильный пути ее решения.
РОДИТЕЛИ И ДЕТИ
З. Матейчек
М.: Просвещение, 1992
Это детище известного чешского
психолога Зденека Матейчека (профессионалам он,
в частности, известен как соавтор блестящего
исследования «Психическая депривация в детском
возрасте») можно назвать
психолого-педагогической энциклопедией
воспитателя. Она предназначена всем, кто хотел бы
с помощью мира детей понять мир и жизнь вообще.
Автор сопровождает растущего человека с момента
рождения до порога взрослой жизни и
останавливается на проблемах, с которыми
сталкивается каждая семья. Содержание книги —
приключение мысли и любви, мысли о детях и любви к
детям, поэтому чтение ее увлекательно и
захватывающе. Воспитание профессор Матейчек
считает творчеством, в результате которого
рождается искусство — искусство жить.
ОТЦЫ И ДЕТИ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
Книга для учителей и родителей
В.Н. Соколова, Г.Я. Юзефович
М.: Просвещение, 1991
Изданная в серии «Психологическая
наука — школе», эта книга — одна из немногих, где
проблема взаимоотношения поколений поднимается
без морализаторского пафоса, а с опорой на
объективные психологические закономерности.
Истины, для специалистов тривиальные, но
большинству родителей неведомые, в ней
разъясняются с максимальной научной
корректностью и в то же время четко и доступно.
Вот названия некоторых разделов: Неизбежен ли
конфликт поколений? Надо ли переучивать левшу?
Этот трудный первый класс. Драма вундеркинда.
Подросток бунтует. Акцентуации характера.
Типичные ошибки семейного воспитания.
Очень содержательная и полезная вещь.
КОГДА ВАШ РЕБЕНОК СВОДИТ ВАС С УМА
Э. Ле Шан
М.: Педагогика, 1990
Вот что говорит о себе и книге ее автор:
«Я работаю с детьми и их родителями уже более 40
лет. За этот срок я смогла осмыслить и
проанализировать все теории детского развития,
которые появлялись на протяжении моей жизни, и
тот непосредственный опыт, который я получила,
работая с детьми как учительница, психотерапевт
и мать. Все это помогло мне выработать основные
принципы, необходимые для решения тех
воспитательных задач, которые мы ставим перед
собой, чтобы дети выросли и вошли в жизнь
настоящими людьми. Мне кажется, я знаю, почему
дети часто сводят нас с ума. И сейчас мне кажется
— я знаю, как справиться с этим особым видом
сумасшествия». Родители, которым знакомо
подобное ощущение, извлекут из книги немало
полезных уроков.
НЕСЧАСТЛИВЫЕ ДЕТИ — ТРУДНЫЕ РОДИТЕЛИ
Е.М. Вроно
М.: Семья и школа, 1997
Еще одна книга о проблемных детях,
точнее — о детских проблемах, которые на поверку
оказываются отнюдь не только детскими. Написана
на основе реальных ситуаций, с которыми автор —
специалист в области детской психиатрии,
психотерапии детей и подростков, терапии
кризисных состояний — сталкивается,
консультируя подростков и их родителей. Одно из
немногих книжных изданий, выпущенных редакцией
журнала «Семья и школа» в серии «Школа для
родителей».
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
М.: Прогресс, 1987
Книга написана крупнейшими
специалистами по детской психологии, среди
которых, в частности, П. Мюссен и Дж. Каган. Широко
известна в психологическом мире, выдержала
несколько изданий и переведена на многие языки.
Большинство современных книг этого профиля,
которые наспех штампуют наши издательства, — не
более чем бледные аналоги этого тома. Книга
представляет собой подробное описание процессов
психического развития ребенка от рождения до
юношеского возраста. Включает ряд
общетеоретических очерков, проиллюстрированных
материалами экспериментально-психологических
исследований. Особенно ценна тем, что серьезные
научные проблемы рассматриваются авторами в
тесной связи с задачами воспитания и обучения.
МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
М. Доналдсон
М.: Педагогика, 1985
Книга, написанная
высококвалифицированным специалистом,
профессором Эдинбургского университета
Маргарет Доналдсон, адресована в первую очередь
психологам, однако вполне доступна
интеллигентным родителям детей дошкольного и
младшего школьного возраста. В свое время Джером
Брунер (а уж ему-то на сей счет можно доверять)
назвал эту работу «одной из самых замечательных,
наиболее мудро построенных и предельно
информативных книг о развитии интеллекта
ребенка, появившихся за последние 20 лет».
Назначенный им срок можно и продлить на
количество лет, прошедших с ее выхода.
РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ И ВОСПИТАНИЕ
Р. Бернс
М.: Прогресс, 1986
Книга посвящена формированию
самосознания личности. Наряду с обстоятельным
анализом соответствующих теорий, это издание
также содержит рекомендации, которые помогут
педагогам и родителям формировать у детей
адекватные представления о своих способностях,
потребностях, интересах. Книга серьезная в
лучшем смысле этого слова, читателям глянцевых
журналов может оказаться не по зубам, но мыслящим
родителям будет полезна.
ДНЕВНЫЕ И НОЧНЫЕ СТРАХИ У ДЕТЕЙ
А.И. Захаров
СПб.: Союз, 2000
Автор излагает феноменологию
эмоциональных проявлений (в частности, страхов) у
детей разного возраста. Хотя в предисловии
отмечается, что издание рассчитано в первую
очередь на специалистов (в том числе и
психиатров), но в связи с простотой изложения
материала ее можно рекомендовать и родителям.
Книга хороша для просвещения родителей: что
такое страхи, какие бывают страхи, откуда они
берутся, как их предупредить.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Е.К. Лютова, Г.Б. Монина
М.: Генезис, 2000
Описываются гиперактивные,
агрессивные, тревожные, аутичные дети. Для
специалистов рапбота слишком проста. Для
родителей в самый раз. Родителям будет интересно
и полезно узнать, что должен делать педагог и
воспитатель детского сада с их ребенком, как он с
ним должен работать. В книге также даны различные
варианты помощи таким детям.
ЛЕВОРУКИЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ И ДОМА
М. Безруких
Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998
Здесь популярно и практично написано о
происхождении леворукости, о проблемах таких
детей и о том, какая помощь может быть им оказана.
Рассказывается об особенностях подготовки таких
детей к школе, описаны простые тесты, доступные
родителям. Даются различные рекомендации,
советы, примеры и задания.
АУТИЧНЫЙ РЕБЕНОК. ПУТИ ПОМОЩИ
О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг
М.: Тенериф, 1997
Эта очень серьезная книга, написанная
с необыкновенной любовью к детям с трудностями
общения. Адресована она как педагогам, так и
родителям детей с аутизмом. К таким сложным
проблемам авторы подходят очень по-доброму и
тактично. Содержит практические рекомендации
родителям.
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
А.Л. Сиротюк
М.: ТЦ «Сфера», 2000
Книга знакомит родителей с
особенностями познавательной деятельности
детей с «разными психофизиологическими
профилями» (так пишет автор), имея в виду то же,
что и М.В. Безруких, но с какой-то более
механистичной стороны. Родителям это может
пригодиться. Прочитав эту книгу, родители
«возгордятся», что знают многое не хуже
профессионалов и учителей. Многие анкеты помогут
родителям осознать собственные проблемы.
МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ — ДВА РАЗНЫХ МИРА
В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман
М.: Линка-пресс, 1998
Хорошая книга, раскрывающая
особенности восприятия, памяти и т.п. не просто у
детей, а конкретно у мальчиков и девочек. В ней
рассказано о требованиях, которые можно
предъявлять тем и другим. Родители узнают, что
можно ожидать от сына или дочери. Популярно
раскрываются особенности «правосторонних» и
«левосторонних» детей.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ, ЧИТАТЬ И ДУМАТЬ
А.Н. Корнев, Н.Е. Старосельская
СПб.: МиМ, Паритет, 1999
Здесь представлены очень добротные
дидактические материалы по развитию связной
речи, пониманию речи и стихотворных текстов, а
также по развитию таких психических процессов,
как речемыслительная деятельность, память и др.
ШКОЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ НЕСТАНДАРТНЫХ ДЕТЕЙ
А.О. Дробинская
М.: Школа-Пресс, 1999
Описываются различные варианты
нарушений поведения и учебной деятельности
детей с точки зрения современного
психоневролога (гарантированно хорошего).
Анализируются причины стойкой школьной
неуспеваемости, даются практические советы по
преодолению учебных трудностей. Книга написана в
спокойной, размеренной манере с применением
простых, понятных слов.
ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ. КАК?
Ю.Б. Гиппенрейтер
М.: Генезис, 2000
Издание имеет ярко выраженную
практическую направленность. Оно поможет
установить эмоциональный контакт с ребенком,
прислушаться к его желаниям и научиться уважать
его интересы. Автор дает родителям конкретные
советы по оказанию помощи детям в подготовке
домашний заданий. Родители смогут развить свое
умение слушать, искать компромисс, гармонично
сочетать похвалу и порицание действий ребенка.
Одновременно с этим подчеркивается
необходимость контролировать собственные
родительские чувства, как негативные, так и
позитивные, и правильно выражать их перед
ребенком.
КАК СТРОИТЬ СЕБЯ И СВОЮ СЕМЬЮ
В. Сатир
М.: Педагогика-Пресс, 1992
Автор книги, основоположник семейного
консультирования, продолжатель
гуманистического направления в психологии,
приглашает читателя к разговору о проблемах
семейной жизни. Как научить человека любить и
быть любимым, как посмотреть на себя глазами
своих детей, как сделать взаимоотношения в семье
гуманными — вот далеко не полный круг вопросов,
затронутых автором. Книга написана с искренней
любовью к человеку, верой в его творческие
возможности, с тонким и добрым юмором.
ПОЧЕМУ ДЕТИ ЛГУТ?
П. Экман
М.: Педагогика-Пресс, 1993
Автор дает развернутые, обстоятельные,
но отнюдь не нравоучительные ответы на многие
волнующие вопросы: отличаются ли лжецы низким
интеллектом, в каких случаях лжец не испытывает
чувства вины, в каком возрасте дети начинают
лгать, правда ли, что лжецы вырастают в
малообеспеченных семьях.
КНИГА ДЛЯ ТРУДНЫХ РОДИТЕЛЕЙ
И. Медведева, Т. Шишова
М.: Звонница-МГ, Роман-газета, 1994
Общение с детьми и родителями
позволяет авторам думать, что детские неврозы
формируются и развиваются главным образом в
семье и, следовательно, предупреждаться должны в
первую очередь там же. Сегодняшняя социальная
ситуация весьма способствует возникновению и
обострению психических болезней у членов
общества, особенно у детей. Выход авторы видят в
воспитании детей в рамках традиционной культуры.
Прочитав книгу, родители смогут
проанализировать свои поступки и жизненные
ценности и осознать, откуда в их ребенке «это».
НЕПОСЕДЛИВЫЙ РЕБЕНОК, ИЛИ ВСЕ О ГИПЕРАКТИВНЫХ
ДЕТЯХ
И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова
М.: Издательство Института психотерапии, 2001
Хоть заявка «все о гиперактивных
детях» слишком претенциозна, книга содержит
массу полезного материала об истории изучения
гиперактивности, о ее возникновении,
распространенности, динамике, клинических
признаках. Есть глава о лечении и коррекции. В
приложении даны анкеты для родителей и
педагогов, достаточно подробные рекомендации по
взаимодействию с гиперактивными детьми для тех
же категорий взрослых. Имеется симпатичная
модель коротенького релаксационного тренинга.
АГРЕССИЯ НАШИХ ДЕТЕЙ
Г. Паренс
М.: Форум, 1997
Здесь гармонично соединились теория и
практика, научность и доступность материала.
Проблема агрессивности рассматривается
всесторонне: во первых, раскрывается предмет
исследования; во-вторых, излагаются причины и
следствия агрессивного поведения; в-третьих,
предлагаются практические советы и научные
рекомендации.
Родители смогут узнать, что они не одиноки в
своих бедах, что агрессивность может проявляться
во многих формах у любого здорового ребенка, в
разном возрасте, даже у очень маленького.
Практическая часть позволит родителям научиться
управлять агрессивным поведением ребенка, чтобы
затем он сам смог контролировать свои эмоции.
СЕКРЕТНЫЙ МИР ДЕТЕЙ В ПРОСТРАНСТВЕ МИРА
ВЗРОСЛЫХ
М.В. Осорина
СПб.: Питер, 2000
Увлекательно написанная книга, с
большим количеством примеров реальных ситуаций.
Автор показывает мир ребенка, начиная с самого
его рождения, с первых его «секретов». Родители
смогут узнать, что секретным мир детства нередко
становится из-за нашего взрослого нежелания или
неумения воспринять окружающее так, как его
воспринимают наши дети.
Автор доходчиво объясняет, как важно для ребенка
иметь свое место, где он чувствует себя комфортно
и реализует свои потребности. Книга учит уважать
право ребенка на развитие, на свои тайны, на
собственные решения, на личные ошибки и победы.
ПСИХОТЕРАПИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Тренинг разрешения конфликтов
Н. Пезешкиан
СПб.: Речь, 2001
Этот труд может быть легко прочитан и
неспециалистом, ищущим пути к пониманию самого
себя и своих близких. Он посвящен тем проблемам, с
которыми множество людей приходит на прием к
специалисту. Вопросы позитивной семейной
психотерапии рассматриваются в приложении к
повседневным задачам воспитания и партнерских
отношений. Автор многое сделал, для того чтобы
облегчить восприятие основных идей книги, по
сути своей — не очень простых, и привлек в
качестве метафор восточные притчи и сказки, а в
качестве примеров — реальные
психотерапевтические истории.
ВОСПИТАНИЕ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ
Х. Райнпрехт
М.: Семья и школа, 2000
Книга написана в традиционном жанре
советов родителям и разбита на три части в
соответствии с тремя крупными этапами развития
ребенка. Часть первая — «Я» — от рождения до
школы, часть вторая — «Ты» — от поступления в
школу до пубертата и часть третья — «Мы» — от
полового созревания до самостоятельности. Автор
ведет родителей по возрастной линии их детей,
разбирая возможные проблемы и привлекая примеры
из собственной богатой практики воспитания.
ПОВЕРЬ В СВОЕ ДИТЯ
Сесиль Лупан
М.: Эллис Лак, 2001
Работа посвящена раннему развитию детей, за
которым в данном случае стоит хорошо
организованная игра, доставляющая удовольствие
и ребенку, и взрослому. Автор описывает принципы
своей системы раннего развития и приводит
практическое руководство по обучению чтению,
письму, истории, географии, иностранным языкам и
всем прочим областям знаний вплоть до спорта.
Переводчики сумели не просто приспособить книгу
для русского читателя, но и в нужных случаях
заменить примеры и рекомендации в соответствии с
российской культурной и языковой традицией.
Список подготовлен коллективом
редакции
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК КНИГ
отдела психологической поддержки Российской
государственной детской библиотеки
РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ
Баркан А. Практическая
психология для родителей, или Как научиться
понимать своего ребенка. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
Ветрова В.В., Смирнова Е.О.
Ребенок учится говорить. — М.: Знание, 1988.
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.
Ступени общения: от года до шести. — М.: Интор, 1996.
Гарбузов В.И. Воспитание ребенка.
— СПб.: Дельта; М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.
Дрезнина М. Игры на листе бумаги.
— М.: Искатель, 1998.
Джинот Хейм Г. Дети и мы. — СПб.:
Кристалл, 1996.
Доман Г., Доман Д. Дошкольное
обучение ребенка /Пер. с англ. — М.: Аквариум, 1995.
Кэмпбелл Р. Как на самом деле
любить детей. М. Максимов. Не только любовь. — М.:
Знание, 1992.
Леви В. Нестандартный ребенок. —
М.: Леви-центр, 1996.
Лободина С. Как развить
способности ребенка. — СПб.: Питер Паблишинг, 1997.
Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и
наши дети. — М.: Московский рабочий, 1988.
Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова
М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е.А. Чей я — мамин
или папин? Психология благополучного развода в
семье с детьми. — М.: МЦНМО, 1995.
Осорина М. Секретный мир детей в
пространстве мира взрослых. — СПб.: Издательство
«Питер», 1999.
Паренс Г. Агрессия наших детей /
Пер. с англ. — М.: Изд. дом «Форум», 1997.
Рахматшаева В. Грамматика
общения. — М.: Семья и школа, 1995.
Сартан Г.Н. Тренинг
самостоятельности у детей. — М., 1998.
Сигал М. Ребенок играет: от
рождения до года. — СПб.: Питер Пресс, 1996.
Сигал М., Адкок Д. Ребенок играет:
от года до двух лет. — СПб.: Питер Пресс, 1996.
Синицына Е. Умные слова:
Популярное пособие для родителей, гувернеров и
воспитателей. — М.: Лист, 1998.
Субботский Е.В. Ребенок
открывает мир: кн. для воспитателя д/с. — М.:
Просвещение, 1991.
Торре Делла А. Ошибки родителей:
Пер. с итал. /Послесл. Ю. Азарова. — М.: Прогресс, 1993.
Фриман Д. Как развить таланты
ребенка от рождения до 5 лет /Пер. с англ. — М., 1995.
Фримэн Д. Ваш умный ребенок. — М.:
Семья и школа, 1996.
Холт Д. Залог детских успехов
/Пер. с англ. — СПб.: Дельта, 1996.
Экман П. Почему дети лгут? — М.:
Педагогика-Пресс, 1993.
РОДИТЕЛЯМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Гарбузов В.И. Воспитание ребенка.
— СПб.: Дельта, М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с
ребенком. Как? — М.: Черо, 1997.
Джинот Хейм Г. Дети и мы. — СПб.:
Кристалл, 1996.
Жутикова Н.В. Психологические
уроки обыденной жизни: Беседы психолога: Кн. для
учителей и родителей. — М.: Просвещение, 1990.
Кэмпбелл Р. Как на самом деле
любить детей. М. Максимов. Не только любовь. — М.:
Знание, 1992.
Леви В. Нестандартный ребенок. —
М.: Леви-центр, 1996.
Лободина С. Как развить
способности ребенка. — СПб.: Питер Паблишинг, 1997.
Медведева И., Шишова Т. Книга для
трудных родителей. Пьесы для театров кукол и
семейного чтения. — М.: Звонница-МГ, Роман-газета,
1994.
Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И.,
Малярова Н.В., Мухортова Е.А. Чей я — мамин или
папин? Психология благополучного развода в семье
с детьми. — М.: МЦНМО, 1995.
Паренс Г. Агрессия наших детей
/Пер. с англ. — М.: Изд. дом «Форум», 1997.
Популярная психология для родителей:
2-е изд., исправл. /Под ред. А.С. Спиваковской —
СПб.: Союз, 1997.
Рахматшаева В. Грамматика общения.
— М.: Семья и школа, 1995.
Торре Делла А. Ошибки
родителей/Пер. с итал. Послесл. Ю. Азарова. —
М.: Прогресс, 1993.
Холт Д. Причины детских неудач
/Пер. с англ. — СПб.: Кристалл, 1996.
Экман П. Почему дети лгут? — М.:
Педагогика-Пресс, 1993.
РОДИТЕЛЯМ ПОДРОСТКОВ
Байярд Р.Т., Байярд. Ваш
беспокойный подросток. Руководство для
отчаявшихся родителей/Пер. с англ. — М.:
Просвещение, 1991.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с
ребенком. Как? — М.: Черо, 1997.
Кон И.С. Психология ранней
юности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989.
Литвак М.Е. Если хочешь быть
счастливым. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1995.
Лободина С. Как развить
способности ребенка. — СПб.: Питер Паблишинг, 1997.
Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова
М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е.А. Чей я — мамин
или папин? Психология благополучного развода в
семье с детьми. — М.: МЦНМО, 1995.
Орлов Ю.М. Восхождение к
индивидуальности: Кн. для учителя. — М.:
Просвещение, 1991.
Паренс Г. Агрессия наших детей /
Пер. с англ. — М.: Изд. Дом «Форум», 1997.
Петрунек В.П., Таран Л.Н. Нелегкий
шаг к юности: Родителям о нервно-психическом
здоровье подростков. — М.: Педагогика, 1984.
Популярная психология для родителей:
2-е изд., исправл. /Под ред. А.С. Спиваковской.
— СПб.: Союз, 1997.
Рахматшаева В. Грамматика
общения. — М.: Семья и школа, 1995.
Сартан Г.Н. Тренинг
самостоятельности у детей. — М., 1998.
Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и
дети в меняющемся мире: Книга для учителей и
родителей. — М.: Просвещение, 1991.
Экман П. Почему дети лгут? — М.:
Педагогика-Пресс, 1993.
По материалам Интернет-сайта РГДБ www.rgdb.ru
|