Печатное слово

СТАРАЯ КНИГА

 

Про хорошую художественную книгу довольно часто можно услышать: «Легче прочитать, чем рассказать, о чем она». О научных книгах такое редко услышишь, и в принципе, понятно — почему. И все же... все же про книгу Р. Бернса можно сказать именно так: ее проще прочитать, чем кратко пересказать.
Первое издание на русском языке вышло в 1986 году. Ее появление воспринималось как нечто почти невозможное: иностранная книга! Гуманистический подход! Через строчку — сакраментальное имя К. Роджерса! Теория, довольно свежие экспериментальные данные и даже (даже!) описание конкретной практической работы. Можно смело утверждать, что для многих из нас знакомство с личностно-ориентированной педагогикой началось именно с этой книги. И если уж совсем честно, то чтение множества текстов в последующие годы на эту тему, как наших, так и зарубежных, мало что добавило к пониманию того, что же это такое — гуманистическая педагогика.
За подобным разъяснением и сейчас не грех обратиться именно к Роберту Бернсу. Кстати, не только за этим. В книге содержится немало интересной научной информации, преподносятся идеи и мировоззренческие установки, не потерявшие своего значения в настоящее время.

Я-КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ РАЗВИТИЕ

У этой книги явно есть какая-то загадка. Как автору удалось написать текст, в котором нет ни капли воды — все только по существу дела — и который вместе с тем не похож на скороговорку, безлично-научный обзор, нашпигованный фамилиями и данными экспериментов? Это действительно особый дар — писать научно и просто.
Про Я-концепцию рассказано коротко и практически все: определение, теоретические подходы, структура. Строки первой главы книги Р. Бернса либо в дословном, либо в слегка измененном виде кочуют по научным работам разного уровня и разных авторов. Тем, у кого по сей день остались какие-то вопросы, связанные с самим понятием — «Я-концепция», — рекомендую прочитать эту главу. Много времени не займет, а важные моменты прояснятся.
Замечательно написаны главы, посвященные развитию Я-концепции в период от младенчества до юности человека. Это довольно объемный текст, содержащий в себе и теоретические подходы, и исследовательский материал, и практические рекомендации. Причем все это написано в той редкой манере, когда читатель явственно ощущает уважение автора и к себе и к тем, о ком пишет, — детям, их родителям и педагогам.
Это стоит читать самому психологу, это можно рекомендовать родителю или учителю, можно превратить в интереснейший материал для педсовета, практического семинара, индивидуальной консультации. Щедрый и полезный текст. Трудно упомнить все случаи и поводы, по которым я обращалась к этим страницам книги Бернса. Не раз и не два — это точно.

Я-КОНЦЕПЦИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

«Значимые другие являются важным источником наших знаний о нас самих. Через обратную связь они в значительной степени управляют нашей самооценкой, формируют наши представления о собственном Я» — наверное, так может выглядеть резюме той части работы Бернса, которая посвящена роли образовательных ситуаций в формировании Я-концепции человека.
В свете наших сегодняшних знаний этот вывод звучит довольно банально. Но если вы не хотите принимать на веру банальные сентенции, если вам важно экспериментальное, эмпирическое подтверждение любого научного положения — обратитесь к фактологии. Ею очень богата книга Бернcа. Можно получить информацию об обратной связи как таковой, о взаимосвязи Я-концепции с успеваемостью, способностями, мотивацией достижения...
Однако наибольшую ценность представляют страницы, посвященные учительским ожиданиям и педагогическому стереотипу. У этого стереотипа много названий — стереотип ожидания (Юркевич), эффект Пигмалиона (Розенталь и Джекобсон), самоактуализирующееся пророчество (Рист), а суть одна — формирование самооценки ученика и его Я-концепции в целом происходит на основе педагогических ожиданий. Пожалуй, нет на русском языке книги, где об этом явлении было бы написано столь же понятно и развернуто. Даются даже практические рекомендации учителю о том, как избежать воздействия на детей стереотипа ожидания.

ПЕДАГОГ И ЕГО Я-КОНЦЕПЦИЯ

Педагогу и особенностям его профессиональной деятельности посвящено не менее трети этой книги. Порой даже кажется, что все написанное до этих глав, — мотивационная преамбула, демонстрация того факта, как сильно психологическое развитие ребенка зависит от взрослого, педагога.
Позитивная Я-концепция учителя — залог успешной педагогической деятельности, важнейший фактор эффективного обучения школьников.
Для Бернcа это принципиально важный вывод, на котором базируется все здание гуманистической педагогики. Позитивная Я-концепция учителя имеет свои причины и следствия.
Автор выделяет следующие важнейшие личностные черты, характеризующие успешного учителя:
а) эмоциональную стабильность, личностную зрелость и социальную ответственность;
б) способность проявлять тепло и заинтересованность в общении;
в) адекватность восприятия.
Называется и еще одна черта — способность и готовность учителя к саморефлексии. Именно эта способность во многом обеспечивает педагогу его профессиональный успех.
Вот как пишет об этом сам Бернс: «Все, кому по роду занятий приходится взаимодействовать с людьми, призваны углублять самопознание, но... для этого нужно обладать немалой смелостью, а также достаточной объективностью, позволяющей принять результаты подобной саморефлексии, какими бы они ни были. Если бы люди не стремились к самопознанию, человечество имело бы немало эрудитов, но ни одного мудреца. Нельзя оставлять на произвол судьбы этот важнейший аспект познавательной деятельности человека. Самопознание учителя должно получить в системе образования статус одной из ведущих целей».
И далее автор приводит простые, но весьма действенные способы организации такой рефлексии.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Краткий, но очень важный раздел книги посвящен изложению основных постулатов гуманистической педагогики, конкретно — педагогическим воззрениям К. Роджерса. Образование как реализация потребности в развитии и саморазвитии, как становление сущности человека — вот их суть. Бернс также описывает практические методики, на которые такая педагогика может опираться. Эти страницы актуальны сегодня так же, как и двадцать лет назад. Мы по-прежнему далеки от реализации этих идей.
Сравнивая между собой две школьные системы — «структурированную» и «открытую», Бернс приводит множество веских экспериментальных подтверждений в пользу действенности «открытой» школы. Эти подтверждения полезно знать всем, кто и сегодня вынужден защищать принципы гуманистической педагогики, отстаивать их перед теми, кто искренне уверен в огромных преимуществах традиционной отечественной доктрины образования.
А истина состоит в том, что гуманистический педагогический подход обеспечивает учащимся не только полноценное психическое развитие, но и глубокое усвоение знаний, а также позволяет личностно расти как ученикам, так и их учителям.
Правда, не нужно путать «открытую» школу и школу как бы «свободную». Об этом пишет сам Бернс: «...Нигде в этой книге мы не ратуем за идеал «свободной» школы. Полная спонтанность и отсутствие организации так же губительны в школе, как и в семье, ибо лишают ребенка ориентиров, необходимых для позитивного развития личности, в частности для подлинного учения. Поэтому, руководствуясь принципами теплого, дружелюбного общения, сотрудничества и безусловного позитивного отношения, учитель должен предъявлять ребенку совершенно определенные требования и устанавливать для его поведения границы, которые тем не менее оставляли бы место для личной ответственности и инициативы учащегося».

ЧИТАТЬ И ПЕРЕЧИТЫВАТЬ

Многие теоретические разделы книги неожиданно и приятно заканчиваются практическими советами и рекомендациями. Однако есть и небольшая глава, полностью посвященная ответу на практический вопрос: «Как развивать позитивное восприятие у учащихся?» Здесь полезную информацию найдет и педагог, и психолог.
Советы по организации тренинговой и консультативной работы с учащимися явно адресованы школьному психологу, а рекомендации по развитию взаимопонимания с учащимися — педагогу. Здесь собран простой и понятный материал, не требующий для своего осмысления и применения специального образования. Правда, одно «но» все-таки есть: применить все предложенное может только взрослый, имеющий ту самую позитивную «Я-концепцию», о которой говорилось на протяжении всей книги. Круг замкнулся.

Это книга, которую стоит читать и перечитывать. Еще лучше — иметь в полном своем распоряжении. Она может пригодиться в самый неожиданный момент. С хорошими книгами всегда так.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

 

TopList