Про хорошую художественную книгу
довольно часто можно услышать: «Легче прочитать,
чем рассказать, о чем она». О научных книгах такое
редко услышишь, и в принципе, понятно — почему. И
все же... все же про книгу Р. Бернса можно сказать
именно так: ее проще прочитать, чем кратко
пересказать.
Первое издание на русском языке вышло в 1986 году.
Ее появление воспринималось как нечто почти
невозможное: иностранная книга! Гуманистический
подход! Через строчку — сакраментальное имя К.
Роджерса! Теория, довольно свежие
экспериментальные данные и даже (даже!) описание
конкретной практической работы. Можно смело
утверждать, что для многих из нас знакомство с
личностно-ориентированной педагогикой началось
именно с этой книги. И если уж совсем честно, то
чтение множества текстов в последующие годы на
эту тему, как наших, так и зарубежных, мало что
добавило к пониманию того, что же это такое —
гуманистическая педагогика.
За подобным разъяснением и сейчас не грех
обратиться именно к Роберту Бернсу. Кстати, не
только за этим. В книге содержится немало
интересной научной информации, преподносятся
идеи и мировоззренческие установки, не
потерявшие своего значения в настоящее время.
Я-КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ РАЗВИТИЕ
У этой книги явно есть какая-то
загадка. Как автору удалось написать текст, в
котором нет ни капли воды — все только по
существу дела — и который вместе с тем не похож
на скороговорку, безлично-научный обзор,
нашпигованный фамилиями и данными
экспериментов? Это действительно особый дар —
писать научно и просто.
Про Я-концепцию рассказано коротко и практически
все: определение, теоретические подходы,
структура. Строки первой главы книги Р. Бернса
либо в дословном, либо в слегка измененном виде
кочуют по научным работам разного уровня и
разных авторов. Тем, у кого по сей день остались
какие-то вопросы, связанные с самим понятием —
«Я-концепция», — рекомендую прочитать эту главу.
Много времени не займет, а важные моменты
прояснятся.
Замечательно написаны главы, посвященные
развитию Я-концепции в период от младенчества до
юности человека. Это довольно объемный текст,
содержащий в себе и теоретические подходы, и
исследовательский материал, и практические
рекомендации. Причем все это написано в той
редкой манере, когда читатель явственно ощущает
уважение автора и к себе и к тем, о ком пишет, —
детям, их родителям и педагогам.
Это стоит читать самому психологу, это можно
рекомендовать родителю или учителю, можно
превратить в интереснейший материал для
педсовета, практического семинара,
индивидуальной консультации. Щедрый и полезный
текст. Трудно упомнить все случаи и поводы, по
которым я обращалась к этим страницам книги
Бернса. Не раз и не два — это точно.
Я-КОНЦЕПЦИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
«Значимые другие являются важным
источником наших знаний о нас самих. Через
обратную связь они в значительной степени
управляют нашей самооценкой, формируют наши
представления о собственном Я» — наверное, так
может выглядеть резюме той части работы Бернса,
которая посвящена роли образовательных ситуаций
в формировании Я-концепции человека.
В свете наших сегодняшних знаний этот вывод
звучит довольно банально. Но если вы не хотите
принимать на веру банальные сентенции, если вам
важно экспериментальное, эмпирическое
подтверждение любого научного положения —
обратитесь к фактологии. Ею очень богата книга
Бернcа. Можно получить информацию об обратной
связи как таковой, о взаимосвязи Я-концепции с
успеваемостью, способностями, мотивацией
достижения...
Однако наибольшую ценность представляют
страницы, посвященные учительским ожиданиям и
педагогическому стереотипу. У этого стереотипа
много названий — стереотип ожидания (Юркевич),
эффект Пигмалиона (Розенталь и Джекобсон),
самоактуализирующееся пророчество (Рист), а суть
одна — формирование самооценки ученика и его
Я-концепции в целом происходит на основе
педагогических ожиданий. Пожалуй, нет на русском
языке книги, где об этом явлении было бы написано
столь же понятно и развернуто. Даются даже
практические рекомендации учителю о том, как
избежать воздействия на детей стереотипа
ожидания.
ПЕДАГОГ И ЕГО Я-КОНЦЕПЦИЯ
Педагогу и особенностям его
профессиональной деятельности посвящено не
менее трети этой книги. Порой даже кажется, что
все написанное до этих глав, — мотивационная
преамбула, демонстрация того факта, как сильно
психологическое развитие ребенка зависит от
взрослого, педагога.
Позитивная Я-концепция учителя — залог успешной
педагогической деятельности, важнейший фактор
эффективного обучения школьников.
Для Бернcа это принципиально важный вывод, на
котором базируется все здание гуманистической
педагогики. Позитивная Я-концепция учителя имеет
свои причины и следствия.
Автор выделяет следующие важнейшие личностные
черты, характеризующие успешного учителя:
а) эмоциональную стабильность, личностную
зрелость и социальную ответственность;
б) способность проявлять тепло и
заинтересованность в общении;
в) адекватность восприятия.
Называется и еще одна черта — способность и
готовность учителя к саморефлексии. Именно эта
способность во многом обеспечивает педагогу его
профессиональный успех.
Вот как пишет об этом сам Бернс: «Все, кому по роду
занятий приходится взаимодействовать с людьми,
призваны углублять самопознание, но... для этого
нужно обладать немалой смелостью, а также
достаточной объективностью, позволяющей принять
результаты подобной саморефлексии, какими бы они
ни были. Если бы люди не стремились к
самопознанию, человечество имело бы немало
эрудитов, но ни одного мудреца. Нельзя оставлять
на произвол судьбы этот важнейший аспект
познавательной деятельности человека.
Самопознание учителя должно получить в системе
образования статус одной из ведущих целей».
И далее автор приводит простые, но весьма
действенные способы организации такой
рефлексии.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
Краткий, но очень важный раздел книги
посвящен изложению основных постулатов
гуманистической педагогики, конкретно —
педагогическим воззрениям К. Роджерса.
Образование как реализация потребности в
развитии и саморазвитии, как становление
сущности человека — вот их суть. Бернс также
описывает практические методики, на которые
такая педагогика может опираться. Эти страницы
актуальны сегодня так же, как и двадцать лет
назад. Мы по-прежнему далеки от реализации этих
идей.
Сравнивая между собой две школьные системы —
«структурированную» и «открытую», Бернс
приводит множество веских экспериментальных
подтверждений в пользу действенности «открытой»
школы. Эти подтверждения полезно знать всем, кто
и сегодня вынужден защищать принципы
гуманистической педагогики, отстаивать их перед
теми, кто искренне уверен в огромных
преимуществах традиционной отечественной
доктрины образования.
А истина состоит в том, что гуманистический
педагогический подход обеспечивает учащимся не
только полноценное психическое развитие, но и
глубокое усвоение знаний, а также позволяет
личностно расти как ученикам, так и их учителям.
Правда, не нужно путать «открытую» школу и школу
как бы «свободную». Об этом пишет сам Бернс:
«...Нигде в этой книге мы не ратуем за идеал
«свободной» школы. Полная спонтанность и
отсутствие организации так же губительны в
школе, как и в семье, ибо лишают ребенка
ориентиров, необходимых для позитивного
развития личности, в частности для подлинного
учения. Поэтому, руководствуясь принципами
теплого, дружелюбного общения, сотрудничества и
безусловного позитивного отношения, учитель
должен предъявлять ребенку совершенно
определенные требования и устанавливать для его
поведения границы, которые тем не менее
оставляли бы место для личной ответственности и
инициативы учащегося».
ЧИТАТЬ И ПЕРЕЧИТЫВАТЬ
Многие теоретические разделы книги
неожиданно и приятно заканчиваются
практическими советами и рекомендациями. Однако
есть и небольшая глава, полностью посвященная
ответу на практический вопрос: «Как развивать
позитивное восприятие у учащихся?» Здесь
полезную информацию найдет и педагог, и психолог.
Советы по организации тренинговой и
консультативной работы с учащимися явно
адресованы школьному психологу, а рекомендации
по развитию взаимопонимания с учащимися —
педагогу. Здесь собран простой и понятный
материал, не требующий для своего осмысления и
применения специального образования. Правда,
одно «но» все-таки есть: применить все
предложенное может только взрослый, имеющий ту
самую позитивную «Я-концепцию», о которой
говорилось на протяжении всей книги. Круг
замкнулся.
Это книга, которую стоит читать и
перечитывать. Еще лучше — иметь в полном своем
распоряжении. Она может пригодиться в самый
неожиданный момент. С хорошими книгами всегда
так.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
|