Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2000

НОВОСТИ
Ноябрь 1999

СМОЛЕНСК

В конце ноября на кафедре психологии Смоленского областного института усовершенствования учителей завершилась курсовая подготовка психологов по специальности «Педагогическая конфликтология»

Смоленские психологи, работающие в системе образования, постоянно стремятся к новым знаниям. Для них это не только личностная потребность, но и необходимость.
Особенно остро недостаток квалифицированных кадров ощущается в специальной психологии. К сожалению, количество детей, поступающих в коррекционные учреждения города, с каждым годом увеличивается. Сложность обучения этих детей выдвигает высокие требования к тем специалистам, которые с ними работают.
Сейчас в тринадцати специализированных учреждениях города обучается 1483 ребенка, а профессиональную помощь им оказывают всего 9 дефектологов, 21 сурдопедагог, 2 тифлопедагога и 11 логопедов. В области есть 8 дипломированных специальных психологов, но никто не имеет подготовки по олигофренопсихологии.
В смоленских школах работают 160 классов компенсирующего обучения. В них, как правило, преподают учителя, у которых нет нужных профессиональных знаний.
В системе общего образования ситуация значительно лучше. Почти в каждой городской школе есть психолог, в некоторых — даже два, но в области психологи работают только в крупных школах.
Количественно проблема с психологическими кадрами в Смоленске решена: педагогический университет открыл психолого-педагогический факультет, который готовит специалистов для образовательных учреждений. До этого «двухгодичные» психологи обучались на факультете дополнительных профессий государственного университета.
Молодым психологам не хватает практических навыков. В областном институте повышения квалификации решили восполнить этот пробел. Уже несколько лет подряд успешно реализуется цикл программ по повышению квалификации школьных психологов. Им предлагаются различные обучающие циклы объемом от 72 до 150 часов, например: «Диагностика готовности ребенка к обучению в школе», «Оказание помощи детям со школьной дезадаптацией». Успешно завершается программа «Педагогическая конфликтология», а на подходе новая — «Основы психотерапии и психокоррекции в работе школьного психолога».
В ближайших планах специалистов кафедры — повышение компетентности школьных психологов в области специальной психологии, переподготовка учителей для работы социальными педагогами.

Кафедра психологии
Смоленского областного института усовершенствования учителей
Тел.: (08122) 3-19-81


ДЗЕРЖИНСК
(Нижегородская область)

Городской психолого-педагогический центр начал активное внедрение в ряде школ города обучающей программы «Успешный учитель и проблемы дисциплины в классе»

Одну из своих задач руководители центра видят в том, чтобы вооружать педагогов психологическими знаниями. Для учителей проводятся консультации, тренинги по заявкам, разработаны психологические программы.
Сборные команды из различных школ, состоящие из заместителей директора по воспитательной работе, педагогов, психологов, классных руководителей, с начала года обучаются на курсах «Как вести себя с подростками в кризисной ситуации». Они ищут ответ на вопрос, как должен вести себя педагог, столкнувшись с агрессией подростка.
На занятиях рассматриваются конкретные случаи, даются рекомендации и даже демонстрируются приемы самообороны.
От реакции педагога на спонтанно возникшую подростковую агрессию (например, драку) во многом зависит его авторитет в глазах не только участников конфликта, но и зрителей. А это напрямую связано с дисциплиной в классе.
Программа «Успешный учитель и проблемы дисциплины» была разработана в центре год назад. Тогда на нее собирались группы педагогов из разных школ. Но проанализировав опыт обучения, сотрудники центра решили, что гораздо эффективнее работать над решением этой проблемы с целой школой, чем «выдергивать» для обучения несколько человек.
Формы психологической работы с учителями самые разные: педсоветы, семинары, группа психологической поддержки, диагностика в классе.
Сейчас психологи трудятся в четырех школах Дзержинска и детском доме. Со школьной администрацией заключается договор, в соответствии с которым два психолога из центра работают с педагогическим коллективом в течение года.
В таких условиях обучение идет гораздо эффективнее: вырабатывается общая дисциплинарная стратегия у всего коллектива, поддерживается обратная связь. Такой вариант учебы оказался плодотворным, поскольку он опирается на специфику школы и конкретные запросы учителей.

Психолого-педагогический центр,
г. Дзержинск, Нижегородская обл.
Тел.: (8313) 33-35-88

Публикация статьи произведена при поддержке салона бытовой техники Hausdorf. Интернет-магазин Hausdorf представляет продукцию лучших производителей техники для дома. Достойное место среди них занимает kaiser. Высокотехнологичные изделия европейского качества, оснащенные искусственным интеллектом, станут незаменимыми помощниками у вас дома. Холодильники, стиральные и посудомоечные машины, варочные панели, духовые шкафы, вытяжки и микроволновки Kaiser украсят вашу кухню и сделают дом комфортным.