Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2000


НАШИ ДЕТИ

ДВА РАЗВИТИЯ

Уважаемая редакция!
Во-первых, большое спасибо за то, что вы есть. Без вашей газеты я и мои коллеги уже не представляем своей работы. По-моему, нет сегодня вопросов, на которые мы не могли бы найти ответ с вашей помощью.
Тем не менее у меня возникла проблема.
Но сначала о себе. Работаю в средней школе № 28 г. Сыктывкара педагогом-психологом 5 лет, учителем английского языка 16 лет, кроме того являюсь классным руководителем 7 «З» класса. Профессию психолога получила на 9-месячных курсах по переподготовке. Работа очень нравится, хотя при такой нагрузке не все успеваю. Мне 46 лет.
В этом году администрация школы вышла ко мне с просьбой обследовать учащихся 7-х классов на предмет обучаемости, так как замечено, что в этом возрасте происходит наибольшее снижение успеваемости.
Работа эта, как я понимаю, не из легких. Необходимо выявить особенности внимания, памяти, мышления, уровень мотивации, творческой потенции учащихся. Но я затрудняюсь определить, с чего начать, какие методики взять. Поэтому очень надеюсь на вашу помощь. Газету вашу выписываю два года.

Валентина Александровна БЕЛЫХ

Уважаемая Валентина Александровна!
На ваш вопрос невозможно дать один ответ, так как на самом деле здесь речь идет сразу о нескольких проблемах, напрямую друг с другом не связанных.
Проблема первая. Снижение успеваемости в подростковом возрасте — явление преимущественно мотивационное по своему происхождению. Учеба по форме и по содержанию перестает быть интересной и значимой для подростков. Психологический «фокус» подросткового возраста смещается в область отношений с миром и самим собой, а учеба остается периферийным, абстрактным, занудным занятием. Она в большинстве случаев не затрагивает душу подростка.
Конечно, во многих случаях за снижением успеваемости стоит и реальное снижение уровня обученности. Но вот с обучаемостью все значительно сложнее.
И здесь мы переходим к другой проблеме, затрагиваемой в вашем письме, — что такое обучаемость, как ее изучать, как через нее повышать уровень обученности. Прошу прощения за домыслы, но у меня возникло ощущение, что вы довольно свободно трактуете эти понятия. Между тем за ними стоят вполне определенные научные подходы и практические смыслы. Обученность и обучаемость — эти неблагозвучные, но привычные для психолога и педагога понятия в полной мере обретают свой смысл в более широкой системе понятий: «зона ближайшего развития» и «зона актуального развития». Как известно, последние были введены в психологию и педологию Л.С. Выготским, а педагогическое звучание получили в подходе А.К. Марковой.
Возможно, вам и вашим коллегам-педагогам поможет повысить успеваемость ваших учеников публикуемая статья.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

Нет более затертых и «обессмысленных» слов, чем те, которые начертаны на знаменах, превращены в девизы, лозунги, цели и задачи чьей-то деятельности. Когда отечественная педагогика провозгласила ведущей целью своей профессиональной деятельности всестороннее развитие личности, она обрекла эти слова на безжизненность. И это очень грустно, потому что педагог и психолог сегодня вполне могли бы опереться на понятие «развитие». Но для этого нужно вдохнуть в него жизнь, определить, что же вкладывают в это понятие тот и другой специалист, где точки пересечения, где профессиональная специфика, а где и противоречия.

ИЗНУТРИ ИЛИ СНАРУЖИ?

Убеждена, что глубоких противоречий в понимании развития между психологами и педагогами нет, но в процессе наложения этих двух пониманий может родиться истина. Появится возможность понять истинную подоплеку школьной жизни ребенка.
Поясню свою мысль. Психолог под словом «развитие» подразумевает прежде всего психическое развитие, которое представляет собой внутренне закономерный, стадийный процесс изменения и совершенствования психических функций, личностных возможностей и интересов человека.
Конечно, психолог знает, что процесс психического развития культурно обусловлен, но в то же время он склонен его рассматривать независимо от реальной педагогической среды, в которую помещен ребенок. Существуют возрастные нормы и закономерности, исходя из которых психолог судит о психическом развитии конкретного школьника. При этом он не принимает в расчет педагогическую технологию обучения ребенка, тип учебного учреждения и т. д.
Конечно, определенное право толковать ситуацию таким образом у психолога есть. За ним — несколько десятков лет развития науки под названием «возрастная психология», которая накопила богатейший материал об особенностях и возможностях психологического развития человека на различных жизненных этапах. Известны потенциальные возможности и проблемы того или иного возраста. Естественно, что психологу очень хочется донести свое знание до педагогов, под чьим руководством проходит значительный период психического развития ребенка, в чьей воле способствовать ему или мешать.
В педагогическом словаре слово «развитие» имеет другое значение: это итог целенаправленного педагогического воздействия, результат усвоения ЗУНов и воспитательных императивов. Это то, что «вылепливается» в душе ребенка в результате действий взрослого.

ТВОРЦЫ И ЛЕКАРИ

Различие педагогической и психологической позиций очевидно. Педагог рассматривает себя в качестве творца развития, психолог — в качестве наблюдателя и лекаря. Как наблюдатель, он отслеживает соответствие реального состояния ребенка некоторым теоретическим нормативам, как лекарь — вмешивается, если есть отклонения в развитии от эталонных возрастных образцов.
Если каждая сторона останется на своих позициях, перспектив для объединения не появится. Какое может быть объединение?! Один говорит: «Действуй исходя из выявленных мною закономерностей», а другой уверен, что сам определяет результат.
Конечно, педагоги могут мне возразить, что на самом деле все не так, что один из ведущих принципов педагогического воздействия — это учет возрастных особенностей психики. Но это лукавство. Психологи сегодня не учитывают реальные социально-педагогические условия, определяющие перспективы и возможности психического развития ребенка, а педагогические технологии не ориентированы на глубинные особенности и потребности возраста.
В реальности же нет ни «чистой» линии психического развития, ни целенаправленного формирования под умелым резцом педагога. Есть некоторая «кривая» психологического развития ребенка, которая возникает как результат взаимодействия социально-педагогических условий и психического возрастного развития.
Пример? Пожалуйста. Возраст 9—10 лет ничем не примечателен с точки зрения большинства возрастных периодизаций. Но в это время происходит резкая смена социально-педагогической ситуации — переход в среднюю школу. В результате мы имеем «хитрый» психологический кризис, излом на линии психического развития, программируемый педагогическими условиями.
Другой пример. К 14—15 годам у школьников может сформироваться исследовательский тип мышления (по Пиаже), но у наших детей его практически нет. Почему? Да потому, что система обучения выстроена так, что нет ни необходимости, ни возможности формирования научного подхода к изучаемой информации: репродукция, работа по образцу и жестко заданному принципу.

ОБМЕНЯЕМСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ

Если мы, педагоги и психологи, действительно хотим воздействовать на развитие наших детей и подростков, мы должны помочь друг другу. Психолог должен предоставить в распоряжение педагога информацию о том, что такое психическое развитие, каковы его закономерности. Педагог должен объяснить психологу, какие результаты он надеется получить в результате своих целенаправленных воздействий.
После этого они должны объединиться и понять, как сочетаются эти два подхода и что представляет собой «общая» линия психолого-педагогического развития ребенка. С опорой на нее может быть построена эффективная образовательная и психологическая работа в школе.
Если подобного объединения нет, что толку проводить, например, в девятом классе ШТУР? Из года в год учащиеся большинства школ справляются с ним все хуже и хуже. Это означает, что потенциальные интеллектуальные возможности этого возраста не реализуются. Но при этом оценки у детей могут быть хорошие, и весьма заслуженно. Не всегда целью обучения является формирование логического мышления. Что даст педагогам, не ориентированным в своих целях на психическое развитие, информация по этому тесту?
Информация для педагогов со стороны психологов должна быть глубже и шире традиционного рассказа о «психологических особенностях школьников различных возрастов». Необходимо передать общую систему психологических представлений о том, как осуществляется психическое развитие человека, каковы важнейшие педагогические параметры и критерии этого развития. Опереться можно на данные, представленные в приводимых далее схемах.
Они содержат общие теоретические сведения, который дают целостное представление о феномене психического развития.
По опыту знаю, что такой «заумный» материал часто встречается в штыки, потому что не всем и не сразу удается увидеть в нем практический смысл, так сказать «связь с жизнью». Надеюсь, что в этом поможет комментарий к схемам.

Схемы — кандидат педагогических наук Бронюс АЙСМОНТАС
Комментарий — кандидат психологических наук Марина БИТЯНОВА
Оформление — Марк САРТАН

Факторы, условия, уровни и движущие силы психического развития

Факторы психического развития — это окружающая, прежде всего социальная, среда и биогенетические возможности человека.
Всегда ли оба фактора учитываются в практической педагогике? С одной стороны, мы пытаемся научить всех одному и тому же, в одинаковом объеме и единой форме (создаем среду, но не принимаем во внимание внутренние возможности). С другой стороны, если наши педагогические усилия не дают положительного результата, ищем причину в самом ребенке. Однако к успеху приводит педагогика, «играющая» на удачном сочетании двух факторов: совпадении условий среды и возможностей конкретного человека.
Поговорим об условиях психического развития. Современная педагогика декларирует положение о том, что хорошо учится тот школьник, который воспринимает учебу как свое личное дело. Но как воплощена эта замечательная идея в реальности? Какие потребности, интересы, цели личности реализуются через физику, черчение и ОБЖ? Где в течение шести-восьми часов в день пребывает «Я» ребенка?
Разрозненные, мертвые предметные знания как таковые, а уж тем более форма их усвоения не соответствуют общим жизненным устремлениям подростков. Они решают другие задачи, более сложные и важные (я на самом деле так считаю), чем строение плоских червей или формула объема куба. Подросток пытается стать автором своей жизни, субъектом своей деятельности, а в учебный процесс он по преимуществу включен как объект педагогических воздействий.
О движущих силах психического развития можно и нужно говорить много и серьезно. Противоречие, конфликт, столкновение, кризис, все то, чего правдами и неправдами пытаются избегать педагоги и родители, — самый мощный источник развития, личностного роста, движения к совершенству. Там, где идет развитие (отношений, личности, духа или тела), редко бывает спокойно. Но истинная педагогика как раз и заключается в том, чтобы способствовать развитию, учить преодолевать боль и сомнения, радоваться победам и новым задачам.
В этой схеме есть еще один «этаж»: уровни психического развития. Они непосредственно связаны с педагогической деятельностью. Зона актуального развития — это содержание учебного процесса, которым ученик может оперировать САМ; зона ближайшего развития — то, с чем ученик справляется только при помощи взрослого.
Каждая зона имеет свои пласты. Мы видим, что обученность — это пласт зоны актуального развития, обучаемость — пласт зоны ближайшего развития. То есть обучаемость — это потенциал, который может развернуться в реальности, превратиться в обученность только при помощи взрослого.
Кроме этих, есть еще не менее важные для успешного обучения пласты психического развития: воспитанность — воспитуемость, развитость — развиваемость.
Эта схема интересна тем, что она пытается объединить в себе психологический и педагогический взгляд на феномен развития. Обученность и воспитанность — это успехи целенаправленной педагогической работы, развитость — итог психического развития на данном возрастном этапе.
Приведенные справа схемы показывают, по каким параметрам можно рассматривать и оценивать каждый из пластов в их актуальном и потенциальном планах.

Противоречия между потребностями и внешними обстоятельствами; между возросшими физическими способностями, духовным потенциалом и старыми формами деятельности; между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками

ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (по А.К. Марковой)

Оценивая уровень актуального развития (таблица вверху), мы, по сути дела, оцениваем качество нашей «вчерашней» психолого-педагогической работы. Смогли ли мы перевести в актуальный план то, что было заложено у детей в зоне ближайшего развития. Оценивая зону ближайшего развития (таблица внизу), мы получаем ответ на вопрос, насколько сегодня дети готовы под нашим руководством сделать шаг в будущее, на новую ступень психического развития.
Показатели, предложенные А.К. Марковой, могут быть положены в основу диагностической работы по выявлению обученности и обучаемости, а также других пластов развития. Очень важно, что это не традиционная психологическая диагностика памяти, внимания, воображения, а психолого-педагогическая диагностика, позволяющая оценить результаты и возможности психического развития детей в данной педагогической ситуации.

ПОКАЗАТЕЛИ ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ
И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (по А.К. Марковой)

 

Спонсор публикации статьи: Интернет ресурс delete-it.ru – всегда свежие новости и обзоры новинок рынка компьютерной индустрии. Обзоры новых гаджетов, аппаратного обеспечения и новинок игровой индустрии. Один из последних обзоров – долгожданное видео о игре crysis 3, какой гемйплей нас ожидает, и системные требование игры.