Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2000


ТЕТ-А-ТЕТ

В НОВОМ КОНТЕКСТЕ

Коррекционно-развивающая технология преодоления невнимательности и проблем самоконтроля у младших подростков

Передавать опыт практической работы в области психологического консультирования или психотерапии — задача сложная даже в рамках обучающего семинара. Еще сложней делать это в письменном виде, поскольку живая работа с людьми — это всегда магия взаимного влияния, насыщенная обменами теми самыми таинственными флюидами, о которых часто говорят и пишут люди, связанные с театром. Письменная речь значительно обедняет настоящее содержание психологической практики. Но как бы то ни было, книги и статьи будят мысль и воображение, помогая внимательному читателю соприкоснуться с идеями и опытом автора, преломить их через свою профессиональную ситуацию. Для многих психологов, работающих в разных краях нашего необъятного постсоветского пространства, чтение зачастую — это единственный способ получения информации о работе коллег. Эта статья — послание всем, кто ищет.

ВАЖНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Первое. Наш опыт применения предлагаемой технологии показывает, что в таком виде она хорошо помогает детям 10—13 лет. Но я полагаю, что эта схема при наполнении ее соответствующим возрасту содержанием является универсальной.

Второе. Данная технология — это инструмент для индивидуальной работы. Специфика решаемой проблемы такова, что возможности для групповой работы, по крайней мере на первом этапе, крайне ограничены. Впрочем, если кому-то удастся опровергнуть этот тезис, я буду искренне рад.

Третье. Методическое наполнение разных этапов работы зависит как от специфики конкретного случая, так и от профессиональных пристрастий и особенностей специалиста. Здесь предлагается часть приемов, которые приносили успех в нашей работе. Какие-то из них были взяты из литературы, что-то подсказали коллеги, многие родились спонтанно в процессе взаимодействия с ребенком и родителем. Возможности для поиска в этой области практически неисчерпаемы.

Четвертое. Говоря «наша работа», я имею в виду своих главных соавторов: моих клиентов, детей и родителей. Без их активного участия успех был бы невозможен.

ПОНЯТИЕ И ДИАГНОСТИКА

Данная технология помогает детям со слабой способностью к самоконтролю обрести успешность в усвоении школьной программы. В подавляющем большинстве случаев отсутствие или слабость самоконтроля обусловлены особенностями нервной системы ребенка: ее слабостью, высокой подвижностью нервных процессов или тем и другим вместе. Эти особенности проявляются в виде чрезвычайной подвижности, импульсивности, быстрой утомляемости, невнимательности. Этот феномен описан в литературе как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Первоначальный запрос может быть следующим.

  • Ребенок постоянно вертится или разговаривает во время урока, регулярно нарушает дисциплину.

  • Ребенок часто «отсутствует» на уроке, то есть не слышит объяснения учителя, не работает вместе с классом.

  • Ребенок демонстрирует безразличие к учебе.

  • Ребенок учится неровно: может выдать прекрасный ответ, а может не подготовиться к уроку. Создается впечатление, что он учится ниже своих возможностей.

  • Ребенок старается, делает уроки, но по письменным контрольным и самостоятельным всегда получает «2».

У этих нарушений могут быть разные причины. Но все они так или иначе связаны с проблемой произвольной регуляции деятельности. Я, например, не могу изменить учителя, который не нравится ребенку за то, что он кричит или скучно рассказывает. Но я могу научить ребенка управлять своим состоянием. А значит, лучше использовать свой потенциал.
Главным методом диагностики СДВГ является экспертная оценка поведенческих проявлений ребенка по специальным критериям. В качестве экспертов могут выступать родители и/или учителя. Данные, полученные от экспертов, дополняются наблюдениями психолога и результатами его беседы с ребенком на первом этапе консультирования.
В качестве критериев оценки можно использовать перечень симптомов из классификации Американской Психиатрической Ассоциации DSM-IV .
После того как диагноз поставлен, следует проверить, нет ли у ребенка серьезных органических нарушений, требующих специализированной помощи. Для этого прекрасно подходит известная методика «Таблицы Шульте». Если время выполнения задания увеличивается к четвертой—пятой таблицам более чем на 60%, ребенка необходимо показать психоневрологу. Во всех остальных случаях можно переходить к коррекционной работе.
Следует помнить, что не всякий гиперактивный ребенок испытывает серьезные проблемы. Есть дети, которые справляются с этой ситуацией самостоятельно. Поэтому я не сторонник фронтальной диагностики СДВГ. Помощь должна быть уместной.

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Первый этап. Формирование мотивации изменений: установление терапевтического альянса, заключение контракта на работу по изменению ситуации

Любое изменение поведения ребенка возможно лишь в том случае, если он действительно этого захочет. Трудности учителей и родителей часто не осознаются детьми как свои. Поэтому первая задача психолога — переформулировать проблему таким образом, чтобы ребенок признал ее своей.
Решить первую задачу помогает диалог. Он дает возможность ребенку внятно сформулировать свои мысли. «Тебе ведь неприятно получать двойки?», «Когда постоянно ругаются и делают часто несправедливые замечания, так обидно!», «Пятерки получать приятно, правда же?» — такие вопросы-предположения помогают ребенку определять свои внутренние состояния и укрепляют терапевтический альянс. Ведь обычно эти взрослые требуют от ребенка объяснений: «Почему ты это сделал?» А он часто действительно не знает почему! И невозможность ответить вызывает у ребенка чувство бессилия, которое снижает способность к самоконтролю. Для того чтобы научиться управлять собой, ребенку нужно почувствовать себя сильным. Поэтому в речи психолога должны присутствовать обороты типа «я знаю, что ты можешь...», «я уверен, что у тебя получится...» и т.п.
На этом этапе ребенок еще не знает, как ему избавиться от проблем. Но он их осознал и готов заключить контракт на совместную с психологом (хорошо бы и с родителями) работу по изменению ситуации. При этом важно подчеркнуть, что главная роль будет принадлежать именно ребенку, а психолог только подскажет, что нужно делать.

Второй этап: обучение технологиям саморегуляции

Психолог обращается к ребенку: «Сейчас я покажу тебе одно простое упражнение, которое поможет тебе научиться управлять своим вниманием. Я буду делать его вместе с тобой. Встань, пожалуйста, напротив меня и вытяни руки вперед. Кисти рук висят свободно. А теперь сосредоточь внимание на своих руках. Почувствуй их. Если тебе трудно сосредоточиться, закрой глаза. А теперь представь, что твои руки начинают расходиться в разные стороны. Просто представляй это и наблюдай за тем, что будет происходить. Оставайся сосредоточенным на руках».
Примерно через минуту: «Остановись. Что ты почувствовал (что происходило)?»
Если ребенок затрудняется ответить, ему следует помочь: «Было ощущение, что руки как будто сами начинают расходиться (кто-то тянет в стороны)? Очень хорошо. Интересно, правда? А были ли у тебя в голове какие-либо мысли? Нет. Замечательно! Согласись, что очень часто именно посторонние мысли мешают сосредоточиться на работе. И вот ты от них избавился. Сам! В том, что руки начинают двигаться сами по себе, нет никакого чуда. Ведь, представляя движение, ты тем самым посылаешь им сигнал, и они начинают двигаться. И ты полностью контролировал это движение, наблюдал за ним. Но самое главное: ты в этот момент был полностью сосредоточен на руках. Теперь это состояние сосредоточенности легко можно перенести на любую деятельность, например, на выполнение домашней работы. Попробуй сам сделать еще один вариант этого упражнения. Стой прямо, руки свободно висят вдоль туловища. Сосредоточься на них и представь, что они поднимаются через стороны вверх. Словно крылья. Попробуй... Что ты чувствовал? Очень хорошо. Очень важно, что ты делал все это сам.
Я попрошу тебя обязательно делать это упражнение каждый день перед выполнением домашнего задания. Это поможет тебе настраиваться на работу. А еще такая тренировка поможет тебе в дальнейшем и в других ситуациях, даже во время урока. Когда твой организм запомнит это состояние сосредоточенности, ты сможешь легко вызывать его, не прибегая к поднятию рук. Но пока что важно делать упражнение каждый день, чтобы оно получалось у тебя легко. Договорились?»
Это первое задание для ребенка. Полезно спросить его о том, нужно ли ему, чтобы кто-то напоминал ему об упражнении. Как правило, дети отвечают «нет». (Мы не можем в этом случае проследить, выполнял ли ребенок упражнение. Но мы должны доверять ему. Он должен сам проверить свои силы.)

Третий этап: структурирование времени

Как правило, дети с СДВГ выполняют домашние задания неоправданно долго. Часто они вообще ничего не могут сделать без помощи взрослого. Эти проблемы необходимо решить в первую очередь.
Каждый подросток предъявляет претензии на равноправие с родителями. Он хочет быть взрослым и самостоятельным. Это закономерное стремление мы используем в нашей работе. «Итак, начиная с сегодняшнего дня, ты делаешь уроки сам!» Конечно, перед этим необходимо обсудить с ребенком, готов ли он попробовать такую самостоятельность. И если ему все же нужна помощь родителя, то нужно обязательно определить границы этой помощи.
В первую очередь нужно определить последовательность выполнения заданий, периодичность и продолжительность пауз для отдыха. Обычно это один час работы и 10 минут отдыха. Настоятельно посоветуйте во время отдыха не смотреть телевизор и не сидеть за компьютером! И обязательно — «настройка» с помощью нашего упражнения.
В идеале детям с СДВГ очень полезен четкий режим дня, задающий внешнюю структуру жизнедеятельности. Но, как правило, выполнение требований полновесного режима для таких детей в домашних условиях нереально. Поэтому следует использовать частичное структурирование.
Внешнее структурирование очень важно для детей с СДВГ. Но существенно то, что ребенок строит эту структуру сам!
Важно обсудить с ребенком все детали трудностей при выполнении домашних заданий. Некоторые дети панически боятся больших устных текстов, хотя не признаются в этом даже самим себе. (С этим часто связана низкая успеваемость по таким «легким» предметам, как история, ботаника, география или литература.) В этом случае посоветуйте разбивать текст на небольшие куски и ставить задачу прочесть не весь текст сразу, а только первый кусочек. Осилив его, можно перейти к следующему, и так до конца. Успех прочтения каждого отрывка придает дополнительные силы и позволяет удерживать внимание.
Еще одно правило для выполнения домашних заданий: не спешить. Объясните ребенку, что он может теперь позволить себе не торопиться, так как теперь сам управляет своим временем! Его внимательность будет экономить ему время. Наш опыт показывает, что в результате следования этим нехитрым рекомендациям у ребенка высвобождается колоссальное количество времени.
В конце этапа необходимо еще раз вместе с ребенком определить, какая роль отводится родителям в новой системе жизнедеятельности.

Четвертый этап: заключение контракта с родителями, работа по преодолению сопротивления

Хотя именно родители в большинстве случаев являются инициаторами обращения за помощью, они часто оказываются не готовы к изменениям в рамках нашей модели. В большинстве случаев им приходится передавать ребенку часть ответственности.
Родителям теперь не нужно постоянно контролировать ребенка, поэтому необходимо изменение ролевого стереотипа родителя, нахождение иных способов подтверждения своей значимости.
Необходимо искать и новые формы внутрисемейного взаимодействия взамен привычной модели типа «ты опять ничего не сделал!». По нашим наблюдениям, этот процесс происходит весьма болезненно. Непроизвольно родители тормозят процесс взросления ребенка (или, напротив, пытаются его ускорить). Каждый родитель в глубине души боится того момента, когда он будет уже не нужен ребенку. На наш взгляд, это психологическая закономерность. Особенно трудно в этом отношении одиноким матерям, для которых ребенок часто является единственным смыслом существования, на метафорическом уровне являясь и Родителем, и Мужем.
Главная задача психолога на этом этапе — не вступая в конфронтацию с родителем, провести работу по изменению актуальной жизненной ситуации ребенка. Это происходит в первую очередь за счет изменений во внутрисемейных отношениях. Для того чтобы это случилось, необходима работа по изменению родительских установок и паттернов поведения. Поведение родителей должно становиться все менее регламентирующим и все более поддерживающим. Для этого активно используются различные методы убеждения и механизмы прямого и косвенного внушения. В работе с родителями психолог должен умело использовать свой авторитет специалиста, ставя
успешность реализации целей помощи в прямую зависимость от выполнения его рекомендаций.
В то же время такое воздействие на родителей должно быть своевременным и ни в коем случае не чрезмерным: важно постоянно подчеркивать значимость вклада родителей в процесс изменений, их главенствующую роль в воспитании.
Необходимо четко проговорить с родителями круг их обязанностей, связанных с контролем. Родитель контролирует лишь то, что позволяет ему ребенок. Иногда родитель никак не хочет отказываться от какой-то своей функции и передавать ее ребенку. Тогда нужно искать компромисс путем совместного обсуждения. В любом случае, надо с чего-то начинать!
Следует помнить, что родителям детей с отклонениями очень трудно, они искренне страдают от проблем ребенка. Как правило, они устали слышать упреки от учителей (не всегда обоснованные и справедливые и часто резкие) и поэтому особенно нуждаются в понимании и эмоциональной поддержке.
Опыт показывает, что родители иногда сопротивляются очевидному. Например, одна мама тринадцатилетнего мальчика говорила мне: «Он ведь теперь ничего не делает! Разве можно сделать все уроки за сорок минут!» До обращения за помощью ребенок все свободное время посвящал урокам, мама ему постоянно помогала, при этом учился он между «2» и «3». После нескольких занятий мальчик стал приносить «4» и «5», причем по самым разным предметам. В этот период мама в силу житейских обстоятельств не могла уделять сыну много внимания, его никто не контролировал. И вот спустя месяц я слышу от мамы упомянутые слова. Накануне она была в школе, и ее сына только хвалили.
Итак, все контракты заключены и у семьи появилась надежда на лучшее. Вы договариваетесь о встрече через неделю (это оптимальный срок). На следующих встречах вы анализируете успехи и неудачи ребенка и родителей по выполнению достигнутых договоренностей. В зависимости от результатов строите дальнейшую работу, уделяя значительное внимание тому из участников взаимодействия, который испытывает наибольшие трудности. Часто это родители.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Иногда в процессе работы или в ее конце родители говорят: «Ведь я сто раз говорил ему (ей) то же самое! Но ничего не менялось. Почему так?»
Действительно, предлагаемая модель основана на здравом смысле и не оставляет ощущения новизны. Предлагаются в общем-то известные вещи, которые вдруг запускают процесс изменений.
Видимо, дело в контексте. Я убежден в том, что решения большинства психологических проблем просты. Но нужен посредник, способный взглянуть на ситуацию со стороны и, подобно зеркалу, вернуть ее непосредственным героям. По моему мнению, психотерапевт или психолог-консультант — это в первую очередь посредник, обладающий навыками профессионального коммуникатора и различными методами изменения контекста. Ну и, разумеется, постоянно развивающаяся личность!

Александр ШАДУРА

Спонсор публикации статьи: сеть стоматологических клиник «Ас-Стом» - круглосуточная стоматология в Санкт Петербурге. Воспользовавшись предложением стоматологической клиники, Вы сможете получить круглосуточную помощь высококлассных специалистов, на новейшем оборудовании, с соблюдением самых высоких стандартов качества медицинских услуг.