Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2000


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ЛЕЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

Наилучший способ помочь детям — это помочь их родителям.
Томас А. Харрис

Жили-были два брата-близнеца: Рома и Дима. Один — послушный, другой — гиперактивный. Оба добрые, смышленые. Родителями, сестрой, бабушками-дедушками любимые. Исполнилось им уже по восемь лет, поумнели-повзрослели, но забот от Димкиных проделок у взрослых не убавилось. Мальчик переоценивал себя, был заносчив, обидчив, нетерпелив, излишне подвижен.
Рома создавал впечатление спокойного и послушного мальчика. Поэтому «воспитательных воздействий» ему почти не доставалось.
Диму все взрослые люди, включая школьного психолога, безуспешно избавляли от гиперактивности.

ЖИЛА-БЫЛА КУКЛА

Однажды братья-близнецы попали на арт-терапевтические занятия. Это была экспрессивная проективная арт-терапия, основная идея которой — изготовление и манипулирование бумажными «пальчиковыми» куклами. На маленьком листочке прямоугольной формы необходимо было нарисовать куклу, а затем склеить бумагу в виде цилиндра.
Самодельная кукла, надетая на палец, помогает ребенку рассказать какую-либо историю и как бы не от первого лица сообщить о своих проблемах и переживаниях. В данном случае бумажная куколка становится продолжением руки, отчего активизируется психологический механизм проекции. По рассказу ребенка, по его оценкам нетрудно составить представление о его ценностях, интересах, отношениях с окружающими. Таким образом, кукла — своеобразный портрет «сочинителя».
Вот какие истории получились у братьев.

Одинокая кукла (рассказ Димы)

Жила-была кукла на острове Синего моря. Ее никак не звали. Она жила одна. Дом в два этажа из кирпичей, нет — из палок. Кукла жила на втором этаже. Окна из тряпок.
Однажды подул ветер. Дом снесло, и кукла уплыла далеко-далеко. Вода была черная, страшная. Вернулась кукла через много лет. Ее не узнали и выгнали. Так и осталась она одна, без семьи, без родителей. Потом она нашла себе друзей и стала жить с ними.

Портрет куклы, сделанный Димой

Семья и Дед Мороз (рассказ Ромы)

Жила-была кукла по имени Паша со своей семьей. Однажды куклу забрала бабушка на несколько дней. Вернулся Паша, а дома никого нет. Всех съел Серый волк. Как Паша об этом узнал? Вокруг валялись кости. Паша очень расстроился и пошел к Деду Морозу просить, чтобы он вернул семью. Дед Мороз выполнил желание. И еще Паша попросил у Деда Мороза, чтобы на свете не было волков.

Портрет куклы. сделанный Ромой

Неожиданно для заботливых родителей истории благополучного Ромы и гиперактивного Димы оказались по эмоциональным оттенкам во многом схожими, причем мальчики не слышали рассказов друг друга.

РИСУЕМ СЕМЬЮ

Обнаруженные проблемы близнецов подтвердились и в проективных тестах «Рисунок семьи», «Дом-Дерево-Человек».

Рисунок семьи Димы

Первой Дима начал рисовать старшую сестру. Смеялся, раскрашивая юбку в полоску красным и кирпично-коричневым цветами. А когда завершил работу, решил, что это — мама. В итоге, сестру Люду нарисовал последней, в черном платье. Сказал, что видел у нее такое. Папа получился в фиолетовой рубашке, сам Дима — в оранжевой, Рома — в зеленой. Брюки у всех черного цвета.

Рисунок семьи Ромы

Рома изобразил два пустых помещения без людей. На вопрос, почему же здесь никого нет, он ответил, что нарисовал коридор и кухню. А там никто не живет. Лампа и стены коридора выполнены простым карандашом. Диван — темно-зеленый, с коричневыми подлокотниками. Шторы на окне в кухне — желто-золотые. (Цвет выбирал долго. Потом вспомнил, что у него есть в портфеле ручка с «золотой» пастой. Показал, как пишет. Затем стал рисовать окно.)

Данная методика позволяет получить представление о субъективной оценке ребенком родительской семьи, своего места в ней, о взаимодействии с другими ее членами.
Отсутствие людей на рисунке Ромы с известной долей вероятности можно рассматривать как индикатор эмоционального конфликта, недовольства семейной ситуацией, выражение чувства отверженности, покинутости. Одна из возможных причин такого состояния — конкуренция за внимание взрослых.
Чувства незащищенности, тревожности, враждебности, депрессивности, неполноценности, недоверие к себе в той или иной степени проявились у обоих мальчиков.

У МЕНЯ ЕСТЬ ТРИ ЖЕЛАНИЯ...

При выполнении методики «Дом-Дерево-Человек» рисунки, на первый взгляд, получились симпатичными и будто бы веселыми. А рассказы к ним были такими.

Летнее утро в саду (рассказ Димы)

У дерева — три желания: иметь много друзей, уметь разговаривать, долго жить. У него есть враги: дятлы и червяки. Вообще-то оно может погибнуть, но, наверное, друзья помогут. Дереву лучше летом, когда солнце светит... Если тучи, пасмурно, то грустно... Тучи на рисунке — плохие. Солнце? Это дальний родственник. Кусты — друзья. Справа — старый друг. (Подумал.) Вожатая из лагеря. Слева — маленький. Ему 14 лет. (Долго молчал.) Это — Люда. (Люда — старшая сестра. Ей почти 17 лет.)

В первом рассказе дерево было мальчиком. Через некоторое время Дима сказал, что вообще-то он рисовал дерево-девочку. Ему 15 лет. Это — Люда.

Рисунок дерева Димы

Лето (рассказ Ромы)

Дереву семь лет, это мальчик. Настроение у него веселое, когда светит солнце. Солнце — это мама. Но когда от солнца слишком жарко, дерево охраняют тучки: папа и сестра. Хотя часто от тучек тень, тогда дереву одиноко, холодно, грустно. Настроение портится, когда опадают листья или их отрывает сильным ветром — ураганом. Он может быть даже летом. Правда, летом не так страшно, как осенью. Дерево может погибнуть, если солнце его высушит. Враги дерева: ветер, осень, солнце. Три желания: долго жить, чтобы хватило воды (много воды), чтобы был верный друг.

С обеих сторон дерева изображены цветы: справа — брат, слева — сестра.

Рисунок дерева Ромы

Таким образом, братья-близнецы, несмотря на существенные отличия в поведении, испытывают высокую тревожность, незащищенность, страх, потребность в эмоциональной поддержке, принятии.
Следовательно, помощь нужна не только гиперактивному Диме, но и послушному Роме, а также их родителям. Другими словами, необходимо изменить семейную ситуацию.

ДОМАШНЯЯ ТЕРАПИЯ

Для коррекции семейных отношений можно посоветовать домашние занятия с элементами арт-терапии. Техника с бумажными «пальчиковыми» куклами проста и доступна. Здесь, конечно же, важны не художественные достоинства изделия, а творческая деятельность. У ребенка и взрослых благодаря игровой ситуации появляется возможность искренне выразить свои чувства, узнать подлинные переживания друг друга, рассказать о себе и своих проблемах. Что в конечном итоге приводит к катарсису (состоянию внутреннего очищения). Постепенно меняется стиль отношений между членами семьи и, соответственно, поведение детей. Ребенок становится более успешным, чувствует себя защищенным и уверенным.
Наилучший терапевтический эффект достигается, если на такие домашние занятия собирается вся семья. Каждый делает свою бумажную куколку, придумывает историю, которой хотел бы поделиться с другими. Начало рассказа словами «Жила-была девочка (мальчик, человек и т.д.), похожая на меня...» усиливает эффект проекции и облегчает вербализацию внутреннего состояния. Человек неосознанно идентифицирует себя с куклой, наделяя ее чертами, которые расцениваются как показатели его собственных свойств.
Темы рассказов могут выбираться как произвольно, так и в соответствии с проблемами, которые подлежат коррекции. Возможные темы: «Когда я был маленьким», «Когда я стану взрослым», «Мне приснился сон», «Однажды в школе», «Моя кукла очень боялась», «Жил-был непоседливый мальчик, которому все время делали замечания».
На каждом занятии изготавливаются новые бумажные куклы, одна или несколько в зависимости от желания ребенка. Играть с ними можно по-разному: «ходить» по столу, надевать как наперстки и показывать из-за ширмы, манипулировать в воздухе. Важно, чтобы куклы были продолжением руки.
Наблюдая за тем, как меняется образ, преобладающие цвета, содержание рассказа, нетрудно почувствовать эмоциональные переживания, а также заметить изменения в личности ребенка и его взаимоотношениях с окружающими людьми.
Несомненно, в понимании детских проблем немаловажное значение имеет интуиция. Однако определенные психологические сведения все же необходимы. Полезно познакомиться с основами цветового теста Люшера, а также с качественной интерпретацией рисуночных проективных методик.
Эти знания позволили бы родителям изготовить «терапевтическую» куклу-героя, играя с которой ребенок может придумывать истории со счастливым концом. Лучше, чтобы «хорошая», как ее часто называют дети, кукла была большой, диаметром с ладонь.
Гиперактивные дети часто уничтожают (рвут на мелкие кусочки, стирают изображение, мнут, выбрасывают) рисунки неуспешных кукол, обещая сделать лучше. Таким образом, они как бы терапируют себя сами, пытаясь через образ куклы подправить в представлениях окружающих и свой образ.
Арт-терапия позволяет «включить» все сенсорные системы: визуальную, аудиальную, кинестетическую, что особенно важно для коррекции гиперактивности.
Интересно, что не только дети, но и их родители с удовольствием включаются в терапевтическую игру, в которой нет проигравших. Все победители. Так незаметно и происходит увлекательное лечение.

Людмила ЛЕБЕДЕВА,
кандидат педагогических наук,
доцент, старший научный сотрудник
Ульяновского государственного педагогического университета

Спонсор публикации статьи: автономная некоммерческая организация «Центр Судебных Экспертиз» - предлагает такие услуги, как экспертиза техники, инженерные, экономические и другие виды экспертиз. Более подробно ознакомиться с деталями технической экспертизы, а также получить отзывы об АНО "Центр Судебных Экспертиз" можно по адресу: www.sud-expertiza.ru. Высококлассные специалисты центра осуществят экспертизу в самые краткие сроки.