Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2000

ТЕТ-А-ТЕТ

ПАРОЧКА СЕКРЕТОВ

Мы с Татьяной Земских прошли в этом учебном году суровую школу ведения психокоррекционной группы для гиперактивных младших подростков и готовы поделиться парой скромных «секретиков».

«Секретик» первый

Если дети зашли в комнату, где будут проходить занятия, раньше нас, ведущих, они немедленно встали там «на уши» и вернуть их в рабочее состояние невероятно трудно. Посему мы придумали ритуал вхождения в комнату.
В назначенный час мы собираемся перед закрытой дверью, каждый получает небольшой квадратный лоскут материи (размером с шейный платочек). Ведущий дает задание: войдя в комнату, выбрать место, встать или сесть на лоскуток, изобразив из себя ...(содержание задания каждый раз разное, скажем сказочного персонажа, экспонат из музея забытых вещей, экспонат в магазине бытовой техники 2100-го года и т.д.), и замереть.
Все мы входим в комнату по очереди, с интервалом примерно в 30–40 секунд и замираем. Последним входит ведущий. Он включает один из экспонатов, который рассказывает о себе (или показывает). Ведущий должен догадаться, о ком речь. Затем он занимает место «разгаданного» на его коврике, а тот идет включать следующий экспонат. И так, пока не разгадают всех.
Основной смысл этого действия — настроить ребят на работу с первых секунд занятия. Кроме того, такая игра выполняет роль группового ритуала. Роль ведущего могут выполнять и сами дети, они же могут придумывать содержание действия на коврике на этом или ближайшем занятии.

«Секретик» второй

Все знают, какая это непростая работа — удержать на месте, включить в спокойное действие и (особенно!) обсуждение гиперактивного ребенка 9–10 лет. Между тем, именно им очень нужен опыт саморегуляции, опыт удержания своего внимания, сдерживания непроизвольных движений и эмоций.
Для этого лучше всего подходят простейшие приемы. Например, наши дети очень любят игру «бой подушками» (у одного ребенка к ноге привязан колокольчик, у другого завязаны глаза и в руке — небольшая легкая подушечка в большой наволочке, которой он, ориентируясь по звуку, должен попасть в партнера). В ней участвуют двое, а желают, естественно, все.
Выбор игроков производится следующим образом. Дети и ведущий на пальцах двух рук выкидывают произвольное количество пальцев. Оно суммируется, и ведущий по кругу ведет отсчет. На кого попадет конечное число — бегает с колокольчиком. Для выбора второго игрока все повторяется еще раз.
Скучно? Очень. Но удивительное дело: дети каждый раз норовят выбросить максимальное число пальцев, а так как их у нас пять, получается число, близкое к 50-ти. И пока ведущий медленно и вдумчиво ведет счет, наши гиперактивные детки стоят, затаив дыхание. А хитрым ведущим только того и надо!
А какие «секретики» есть у вас?

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук