Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2000


ИГРОТЕКА

СПАСАТЕЛИ

Выбор — удел современного человека, его неотъемлемое право и пожизненный крест. Свободный выбор, сделанный по велению сердца, оставляет в душе длительное невыразимое ощущение победы, полноты жизни и гордости. Сделанный выбор — отправная точка дальнейшего духовного развития. Несовершенный, несделанный, он заполняет собой мысли и чувства, он вновь и вновь требует ответа на вопросы: почему так получилось? Как надо было поступить? Поиск ответа на эти вопросы — также точка роста. Или регресса. То есть выбор — всегда момент развития личности, импульс для ее движения.

Но при выборе велика вероятность отрицательных переживаний, поэтому многие люди идут на всяческие ухищрения, лишь бы не сталкиваться с ситуацией выбора. Не сталкиваться самим и оградить от этого своих детей. Суть всех этих ухищрений, равно как и цена бегства от боли выбора, — отказ от себя, своего жизненного пути. Сопоставимые жертвы? Наверное, для тех, кто не знает, что это такое — принадлежать самому себе, — несопоставимые. Покой важнее. Для тех, кто хоть раз в жизни вступил в настоящий диалог со своим «я», — очень даже сопоставимые. И это тоже выбор — каждый раз решать, что сейчас правильнее: сознательно погрузиться в драму или избежать ее.

Взрослые люди, не умеющие делать жизненный выбор, часто становятся нашими клиентами. Работа с ними далеко не всегда успешна, ведь за плечами такого человека много лет более или менее успешного бегства от себя. Подростки — еще не клиенты, они ученики, и наша задача — предоставить им возможность прожить ситуации выбора. Успешные и неуспешные. Нужно помочь им проложить дорогу к своему «я», а дальше пусть сами решают, как жить с этими новыми переживаниями — неизбежными спутниками внутренней свободы.

В поисках профессиональных средств для этой работы с подростками мы пришли к эклектическому жанру, сочетающему в себе ролевую игру с вариативным сюжетом, психодраму и гештальт-техники. Звучит очень заумно, на практике все это выглядит значительно привлекательнее. Читатели «Школьного психолога» уже знакомы с некоторыми произведениями этого жанра в нашем исполнении: игра «Звездные перекрестки» по К. Саймаку (см. «Школьный психолог», № 34, 1999 г.), игра с освоением фантастических миров мужчин и женщин (см. «Школьный психолог», № 20, 1999 г.). Мы предлагаем вам еще один образец «психологической фантастики» под рабочим названием «Спасатели».

Игры, подобные «Спасателям», описывать очень сложно, так как они предполагают множество возможностей развития. Путь, по которому пошла данная группа, — один из возможных. О чем же рассказывать? О реальной игре? О сценарии со всеми его возможными «если...»? Мы расскажем вам о реальной игре, а в конце поговорим о тех методических приемах, которые заложены в общий сценарий.

Погружение в фантастическую ситуацию предполагает высокий уровень включенности участников в игру и полную реализацию принципа «здесь и сейчас».

Группу для этой игры мы собрали «пеструю»: учащиеся восьмых, десятых классов и педагоги. Всего — около 30 человек.

Разминка была достаточно длинной и разнообразной. Мы использовали обычные психогимнастические приемы, но все инструкции перестроили так, чтобы лейтмотивом проходила тема «Встреча с инопланетянами» (не такими, как мы, не обычными существами).

Важный момент: игра должна проходить в большой комнате. Половину ее займет корабль, а вторая половина некоторое время должна оставаться совершенно свободной.

ХОД ИГРЫ

Первый этап

Под «космическую» музыку дается первая вводная информация к игре.
Вы — экипаж корабля-разведчика. Среди вас не только члены экипажа, но и большая группа ученых. Вы находились в длительной экспедиции на одной из неизвестных планетных систем удаленного сектора Галактики. Вы отсутствовали на Земле десять лет. Задание было трудным, но оно выполнено полностью. Собраны образцы почвы, флоры планеты, исследованы возможности ее экономического использования. Экипаж с чувством выполненного долга пребывает в состоянии анабиоза. Корабль летит к Земле, управляемый компьютером. Только непредвиденные обстоятельства могут привести к тому, что системы жизнеобеспечения разбудят капитана или радиста, если придет экстренное сообщение.
Экипаж был приглашен к плакату на стене. Он представлял собой схематическое изображение корабля в разрезе (очень простое). Весь корабль был разделен на секторы, в каждом было написано название сектора, предполагаемые специалисты и их количество:
Рубка: капитан, второй пилот, штурман, всего — три человека.
Инженерный отсек: бортинженер и три специалиста, всего — 4 человека.
Медицинский отсек: два человека.
Система жизнеобеспечения: инженер, помощник, всего — два человека.
Камбуз: два повара.
Радист: один человек.
Научный отсек: бригада специалистов разного профиля. Количество человек не оговаривается, так как оно зависит от размера группы. Состав специалистов зависит от желания участников. Они сами выбирают себе профессию, соотнося ее с целями экспедиции и выбором других участников.
После ознакомления с планом группа распределяла обязанности между собой. (На этом этапе ведущие полностью устранялись. Время жестко не ограничивалось.) В нашей группе оказалось много желающих занять места в рубке: на три места претендовали восемь человек. После продолжительных споров группа пошла болезненным, но очень красивым путем: претендентов расставили по всей комнате, а остальные участники подходили к тому из них, кого они желали бы видеть в качестве капитана. Тот, кто собрал возле себя наибольшее число «последователей», назначил второго пилота и штурмана из числа претендентов.
Забегая вперед, опишу интересный факт. Наша ведущая троица, заполучив места, благополучно «почила на лаврах». Только капитан после требований группы включился в выполнение своих обязанностей, двое же его друзей-помощников были весьма пассивны. Основной груз лидерства приняли на себя те, кто не попал в рубку. Похоже на жизнь, правда? Не важно, что события разворачивались в глубоком космосе.
После распределения обязанностей группе было предложено с помощью подручных средств — стульев, столов, спортивных матов — смастерить себе что-то вроде корабля и разместиться по секторам.

Второй этап

Здесь происходит погружение в ситуацию полета. Всем было предложено удобно устроиться в своем отсеке, закрыть глаза и под спокойную музыку представить себе это путешествие. Вспомнить, как проходила экспедиция, какое дело выпало на долю каждого участника.
Обращаясь к каждому, ведущий просил его представить и оценить свой вклад в экспедицию, осознать те чувства, с которыми он возвращается домой: «А теперь попробуйте «заснуть» и представить себе, какие сны вам могут сниться в анабиозе, на пути к дому...»
Музыка затихает, участникам предложили проснуться и разбиться на тройки—четверки. В этих мини-группах проходило обсуждение снов и чувств, которые возникли у каждого во время проживания полета.
Пока шло обсуждение, ведущий незаметно передал радисту бумагу со словами: «Тебя вывели из анабиоза, пришло экстренное сообщение. Время на принятие решения и изменение траектории полета — десять минут. Оно уже пошло».
На листе бумаги — краткий текст радиограммы.
Полет корабля проходит в зоне действия сигнала SOS. Его посылает автоматика земного корабля — разведчика с неизвестной планеты. Других кораблей в зоне нет. В течение десяти минут возможен поворот корабля и изменение курса. В случае, если корабль повернет, возвращение на Землю будет отсрочено как минимум на один год.
Радисту было сообщено, что у него есть три варианта: он может принять решение самостоятельно, разбудить капитана или весь экипаж. В нашем случае радист — девушка из десятого класса — быстро приняла решение: она разбудила весь экипаж. Участники сели в круг для обсуждения ситуации. Надо сказать, что в этот момент особых колебаний не было. Желающих лететь домой достаточно быстро переубедили, и за несколько минут было принято решение — лететь на неизвестную планету, подающую сигнал о помощи.

Третий этап

Здесь дается следующая вводная.
Капитан посадил корабль недалеко от земного «разведчика», посылающего сигнал. Компьютер готов сообщить вам параметры планеты (штурман и инженер по жизнеобеспечению получают тексты с параметрами). В вашем распоряжении робот-разведчик. Он на грани поломки, так как уже прошел «огонь и воду» во время основной экспедиции, но до корабля, терпящего бедствие, скорее всего он дойдет. Принимайте решение о дальнейших действиях.
Штурман по приказу капитана зачитывает текст.
На данной планете отмечается высокий уровень радиации. Пребывание без защитного костюма невозможно. Сила тяжести в полтора раза больше земной. Количество кислорода ниже нормы. Освещение слабое, приравнено к земным сумеркам, что затрудняет ориентацию, делает ее невозможной без осветительных приборов. На планете отмечается наличие разумной жизни. Невдалеке от поселения наблюдается источник неизвестного излучения. Первое обследование показывает наличие в больших количествах ценных микроэлементов и металлов, редко встречающихся в Солнечной системе.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

(Продолжени следует)

Спонсор публикации статьи: ортопедический слон Podiatry Art – предлагает изготовить и приобрести индивидуальные ортопедические стельки. Все стельки изготавливаются индивидуально для каждого клиента, с возможным выездом врача, и изготовлением стелек на дому заказчика. На страницах сайта www.PodiArt.ru, можно подробно ознакомиться с представленным ассортиментом стелек, и найти много полезных статей о заболеваниях стопы, и способах их лечения.