Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2000


ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

СКОРО В ШКОЛУ

Деловые игры

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

«Стержнем» игры стал метод экспертной оценки, который описан в книге М.Р. Битяновой, Т.В. Азаровой, Е.И. Афанасьевой, Н.Л. Васильевой «Работа психолога в начальной школе» (М., Совершенство, 1998).

Цель

Определить наиболее важные психологические характеристики ребенка, который достаточно хорошо подготовлен к обучению в школе.

Участники игры

Ведущий — психолог школы.
Секретари.
Учителя первых классов.
Учителя вторых классов.
Учителя третьих классов.
Воспитатели подготовительных групп из детских садов, расположенных в районе школы.
Эксперты — администрация школы и психологи других школ.

Правила игры

1. Ведущий задает вопрос. В группах идет обсуждение (1 минута). Затем представитель от каждой группы высказывает мнение группы по данному вопросу (1 минута). Эксперты подводят итог высказанным мнениям (2 минуты).
2. В игре нет зрителей, все участники.
3. Следует строго соблюдать регламент, при превышении регламента выступающего прерывают.
4. Нельзя повторять ранее сказанное.
5. Выступления должны быть корректными, мнение каждого участника заслуживает уважения.

Ход игры

1. Знакомство с участниками игры

Участники игры делятся на четыре группы: в первую группу входят учителя первых классов, во вторую — учителя вторых классов, в третью — учителя третьих классов, в четвертую — воспитатели детских садов.

2. Знакомство с правилами игры

Ведущий читает правила игры и проверяет, все ли их запомнили.

3. Разминка

Ведущий. Предложите нестандартные ответы на загадку: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает».
Участники игры предлагают свои варианты.

4. Игра

Ведущий. Проблема психологической готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад в связи с изменением сроков начала систематического обучения. Причем возникла она не только в нашей стране, а практически во всех странах Европы. Почему же так необходимо определить готовность ребенка в самом начале обучения, а еще лучше — до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? Для чего это нужно знать педагогу? Попробуем разобраться.
Итак, первый вопрос: «Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, «идеальный» первоклассник?»

На выполнение этого задания отводится 3 минуты. Участники записывают качества на листах и сдают их экспертам, которые анализируют и обобщают ответы.
Ведущий. Второй вопрос: «Чем, на ваш взгляд, отличается первоклассник от дошкольников?»
После высказывания мнений эксперты обобщают ответы.
Ведущий. Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность — это результат того, что ребенок не был готов к школе. Что же такое «психологическая готовность к школе»? Прежде чем ответить на вопрос, познакомьтесь с информацией на плакате.
На доске — плакат с компонентами психологической готовности:
Психологическая готовность к школе:

— интеллектуальная;
— мотивационная;
— волевая;
— коммуникативная;
— развитие мелкой моторики руки.

Каждой группе раздаются карточки с педагогической ситуацией и вопросами. Время на подготовку 3 минуты. Далее выступает представитель от каждой группы. Остальные группы, если есть желание, дополняют их ответ.
Ведущий. Третий вопрос рассчитан на воспитателей детских садов. Ситуация такая. Бабушка говорит о своей внучке: «Она у нас тихая, спокойная, не бегает, как другие, сидит с куклой и что-то шепчет ей. Прямо «золотой» ребенок».
Внимание! Вопросы. Нужно ли активизировать интерес ребенка к окружающему миру? Какими знаниями должен обладать ребенок 6–7 лет?

Представитель четвертой группы отвечает на вопросы, после этого ведущий подводит итог.
Ведущий. Интеллектуальная готовность предполагает сформированность внимания, развитую память, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения. К 6–7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, в котором он живет, название страны и ее столицы; имя и отчество родителей, где они работают; понимать, что их бабушка — чья-то мама, отца или матери. Он должен знать времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели, текущий год; основные виды деревьев, цветов; различать домашних и диких животных, то есть ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем окружении.
После этой информации зачитываются обобщенные качества «идеального» первоклассника (интеллектуальная готовность).
Ведущий. Четвертый вопрос для учителей первых классов. Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нет желания идти в школу.
Внимание! Вопросы. Будет ли успешным обучение ребенка в школе? Каковы ваши рекомендации по формированию мотивационной готовности?

Представитель первой группы отвечает на вопросы. Ведущий делает вывод.
Ведущий. Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль. Для этого важно, чтобы школа привлекала своей главной деятельностью — учебой. Поэтому родителям необходимо правильно ориентировать детей во время подготовительных занятий.
После этой информации зачитываются обобщенные качества «идеального» первоклассника (мотивационная готовность).
Ведущий. Пятый вопрос для учителей вторых классов. Ситуация. Сережа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Но, несмотря на то что Сережа пошел в школу с большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя. Внимание, вопросы: что послужило причиной неуспехов в школе? Каковы ваши рекомендации по формированию волевой готовности?
Представитель второй группы отвечает на вопросы. Ведущий делает вывод.
Ведущий. Волевая готовность предполагает, что ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие, оценить результат своего волевого усилия.
После информации ведущий зачитывает обобщенные качества «идеального» первоклассника (волевая готовность).
Ведущий. Шестой вопрос для учителей третьих классов. Ситуация. Мама рассказывает: «С двух лет Маша находится в обществе детей, но все равно очень робкая, несмелая, застенчивая. На занятиях активности не проявляет. От сверстников старается держаться подальше. Думаю, в школьном коллективе ей может быть нелегко». Внимание, вопросы: права ли мама в своих волнениях? Каковы ваши рекомендации по формированию коммуникативной готовности?
Представитель третьей группы отвечает на вопросы. Ведущий делает вывод.
Ведущий. Коммуникативная готовность предполагает умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться, то есть качества, обеспечивающие безболезненную адаптацию ребенка, способствующие его благоприятному развитию.
После информации ведущего зачитываются обобщенные качества «идеального» первоклассника (коммуникативная готовность).
Ведущий. И, наконец, — заключительное задание. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о сегодняшней игре.
Представители от каждой группы высказывают свое мнение.
После игры психолог анализирует портрет «идеального» первоклассника, составляет памятку для воспитателей и родителей будущих первоклассников.

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Цель

Разработать рекомендации для учителей, воспитателей детских садов и родителей в целях предотвращения школьной дезадаптации первоклассников.

Участники

Ведущий — психолог школы.
Секретари.
Учителя первых классов, от которых во многом зависят успехи и неудачи ребят, которые на ближайшее время станут для них вторыми мамами.
Воспитатели подготовительных групп из детских садов, расположенных в районе школы.
Родители первоклассников, для которых так же, как и для их детей, все ново.
Родители второклассников, уже пережившие сложности первого класса.
Эксперты — администрация школы и психологи других школ.
Количество участников в группе 5–8 человек.

Правила те же, что и в предыдущей игре.

Ход игры

1. Знакомство с участниками игры

Участники делятся на группы: в первую входят учителя первых классов, во вторую — воспитатели детских садов, в третью — родители первоклассников, в четвертую — родители второклассников.

2. Знакомство с правилами игры
3. Разминка

Упражнение «Отгадалки». Участникам предлагаются детские объяснения слов, они должны отгадать, какие слова имелись в виду. (Принцип игры «Устами младенца...»)

4. Игра

Ведущий. Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка, так как изменяется вся его жизнь: с этого момента все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Учитывая это, ответьте на вопросы:
Чем, на ваш взгляд, отличается первоклассник от дошкольника? Как вы понимаете адаптацию к школе? В чем она проявляется у первоклассников? Каковы, на ваш взгляд, причины трудностей первоклассников, причины и последствия школьной дезадаптации?

Участники отвечают на поставленные вопросы, после чего следует разминка-игра: Чем отличаются?... Предлагаются 2 картинки, нужно найти 10 отличий.
Ведущий. Следующие вопросы. Какова, на ваш взгляд, роль родителей в преодолении трудностей, связанных с адаптацией первоклассников? Что необходимо делать родителям? Какие ошибки возможны?
Будет интереснее, если родители первых классов (третья группа) выступят после всех групп.
После этого этапа эксперты обобщают рекомендации, высказанные всеми группами.
Ведущий. Вернемся к вопросам. Итак, какова роль воспитателя детского сада в смягчении адаптации первоклассников? Какие находки и просчеты вы можете назвать? Что, на ваш взгляд, необходимо делать учителю в этот период? Какие ошибки, недоработки возможны?
Участники отвечают на вопросы.
Ведущий. И, наконец, — заключительное задание: поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о сегодняшней игре.
Участники выполняют задание.

После игры психолог анализирует рекомендации, озвученные в игре, разрабатывает на их основе памятки, которые потом раздает родителям, учителям и воспитателям.

Виктория ГОРКОВЕНКО,
педагог-психолог средней школы № 2,
г. Геленджик

Спонсор публикации статьи: компания SityFox - объединенное представительство фабрик по изготовлению высококачественной профессиональной мебели для кафе баров ресторанов, гостиниц и офисов. К Вашему вниманию большой выбор уже готовых интерьерных решений, и возможность изготовления по дизайн – проекту заказчика. Более подробно ознакомиться с предложением компании и увидеть примеры выполняемых работ, можно на сайте www.SityFox.ru