Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2000

О МУЖЧИНАХ БЕЗ МУЖЧИН

Я тоже играл в детстве в войну. Непонятно, чего больше в поголовной тяге мальчишек к этой игре — традиций воспитания или природной мужской склонности. Но что-то архетипическое в этом есть наверняка. Мужчина? Значит — воин. И наоборот: воин — значит, мужчина. Таков всеобщий стереотип, и жизнь веками ему вполне соответствовала.
Но последний, уходящий век сумел расшатать эту, казалось бы незыблемую, истину. Выяснилось много нового. Например, что война (во всех смыслах) — не лучшее средство разрешения конфликтов (тоже во всех смыслах). Или что для уступки иной раз нужно не меньше мужества, чем для завоевания. Традиционные роли размылись, и теперь суровый сильный воин уже не бесспорный идеал мужчины.
Тем не менее армия по-прежнему воспринимается как сугубо мужское занятие. Поэтому и День защитника Отечества, как его ни переименовывай, был и остается не только армейским, но и мужским праздником.
От армии наш еженедельник далек, а вот проблемы образования и воспитания нам ближе. Поэтому используем подходящий повод и поговорим не об армии, а о мальчиках и мужчинах — в школе и дома.
«Школьный психолог» уже как-то писал о главной проблеме воспитания мальчиков: доминирование женщин в семье и школе и, как следствие, неосознанное (а иногда и осознанное!) стремление воспитывать всех детей по одному типу — женскому. Девочки-то от этого получаются женственными, а вот мужчины — женоподобными. Как говорится, почувствуйте разницу! А потом в узком кругу подруг не обходится без разговора на тему «мужчины нынче не те».
Я вовсе не хочу сказать, что «женское воспитание» плохое. Нет, просто оно другое. И если мы говорим об индивидуальном подходе к каждому ребенку, то первым шагом могло бы стать различие в обращении с мальчиками и девочками.
Слышу, слышу ваши вздохи. Действительно, при нынешнем количестве мужчин в школе это непростая задача. А почему их так мало? Об этом много писали, но иногда не грех и повторить.
Среди множества причин есть одна, имеющая прямое отношение к сегодняшнему празднику. В российских педвузах не дают отсрочки от армии, и это порой становится решающим фактором выбора вуза для «юноши, обдумывающего житье». В результате даже те мальчики, которые склонны к педагогической профессии, в школу не попадают, и очередное поколение опять воспитывают женщины. И опять жалуются, что мужчины пошли не те.
Слышите, господа генералы? Хотите солдат и офицеров — настоящих мужчин? Дайте возможность им у мужчин же и учиться. Ей-богу, окупится.
Надо же, все равно об армии получилось.

Марк САРТАН