Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2000
 ОДИН НА УЛИЦЕ

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ОДИН НА УЛИЦЕ

Программа мини-тренинга безопасного поведения
для учащихся начальных классов

Стулья по количеству учащихся расставлены полукругом.
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Меня зовут... Сейчас мы поиграем с вами в игру «Один дома». Вспомните, кто должен о вас заботиться, защищать, охранять?
Дети. Родители! Учителя! Мы сами! Милиционеры! Бабушки и дедушки! Врачи! Пожарные!
Ведущий. Хорошо, молодцы! Всех перечислили и себя не забыли. Конечно, каждый человек должен сам о себе заботиться. Давайте вспомним, какие специальные службы помогают нам и по какому номеру телефона с ними можно связаться.
Дети. «Скорая помощь» — 03; пожарная охрана — 01; милиция — 02; газовая служба — 04.
Ведущий. Молодцы! Сегодня мы с вами узнаем, как нужно себя вести в неприятных ситуациях, которые могут произойти с вами, когда вы находитесь на улице одни. Сейчас кто-то из вас — те, кто захотят, — будут непосредственно участвовать в игре, а остальные — им помогать. Вы согласны?
Дети. Да!
Ведущий. Тогда вперед!

ПЕРВАЯ СИТУАЦИЯ

Действующие лица

Ведущий (школьный психолог).
Библиотекарь.
Секретарь школы.
Фармацевт из аптеки.
Продавец в магазине.
Незнакомая женщина.
Мама и папа.

В качестве остальных персонажей можно пригласить на игру заранее подготовленных старшеклассников или других взрослых, по ходу игры один человек может изображать нескольких персонажей.

Необходимый реквизит, оформление.

На сцене (в классе) полукругом расставлены четыре стола со стульями, на каждом столе телефон и одна из табличек: «библиотека», «школа», «аптека», «магазин». За столами сидят библиотекарь, секретарь школы, фармацевт и продавец. К стене прикреплена табличка с надписью «остановка». Недалеко от столов стоит нарисованный макет дома.

Ведущий (обращаясь к добровольцу). Итак, представь себе такую ситуацию. В школе закончились уроки, и ты один вышел на улицу, на которой есть аптека, библиотека, магазин, автобусная остановка и дома. Ты идешь домой, и вдруг... к тебе подходит незнакомая женщина.
Женщина выходит на сцену и подходит к ребенку.
Женщина. Здравствуй... (называет ребенка по имени), я подруга твоей мамы, она попросила проводить тебя домой и взять у вас дома ее документы.
Ведущий. Что ты будешь делать?
Ребенок. Хорошо, пойдемте!
Дети (кричат). Не ходи, она обманывает тебя, а вдруг она воровка!
После показа этой части сценки идет обсуждение, в результате которого дети приходят к выводу, что нельзя идти с незнакомым человеком, на его предложение надо ответить решительным отказом и при первой возможности зайти в ближайшее общественное учреждение и позвонить родителям.
Далее ситуация проигрывается с возможными вариантами отказа:
— Извините, я забыл в школе сменную обувь и должен вернуться;
— Извините, но я сейчас иду не домой, а в библиотеку;
— Я с вами не пойду, мне мама не разрешает ходить с незнакомыми людьми...
После проигрывания вариантов отказа дети разыгрывают ситуацию дальше.
Ребенок заходит в выбранное им общественное заведение.
Ребенок. Разрешите мне позвонить...
Один из персонажей. Не разрешу.
Ведущий. Ребята, как нужно попросить взрослого, чтобы в такой ситуации тебе разрешили позвонить?
Дети. Надо попросить вежливо и подробно объяснить ситуацию.
Ребенок. Помогите мне, пожалуйста! На улице ко мне подошла женщина и представилась маминой знакомой. Она хочет, чтобы я вместе с ней пошел к нам домой за документами. Я ее боюсь. Разрешите, пожалуйста, мне позвонить родителям и подождать их здесь.
Один из персонажей. Хорошо, вот тебе телефон, звони.
Дети по очереди подходят ко взрослым и тренируются вежливо и уверенно просить о помощи.
Ведущий. Итак, тебе разрешили позвонить, а знаешь ли ты рабочие телефоны своих родителей?
Ребенок. Нет.
Ведущий (обращаясь к детям). А вы знаете? Поднимите руки те, кто знает номера рабочих телефонов своих родителей...
Дети выполняют просьбу.
Ведущий. Молодцы! Остальным нужно срочно узнать и выучить (записать в дневнике) номера этих телефонов.
Дети по очереди подходят к телефонам, набирают номер и рассказывают родителям о случившемся. Мама (папа), которых представляют взрослые, отвечают ему, спрашивают, где он находится, и просят подождать их там.
Ведущий. А если у родителей нет на работе телефона, что вы будете делать?
Дети. Тогда нужно позвонить в милицию!
Ведущий. Молодцы ребята, с этой ситуацией вы справились!

ВТОРАЯ СИТУАЦИЯ

Действующие лица

Ведущий.
Библиотекарь.
Секретарь.
Фармацевт.
Продавец.
Незнакомый мужчина с машиной.
Женщина на остановке.
Мужчина на остановке.
Милиционер.

Необходимый реквизит, оформление.

То же, только на остановке стоят мужчина и женщина.

Ведущий. Ну что, смельчаки еще не перевелись? Тогда прошу подойти одного из вас ко мне. (Обращается к вышедшему ребенку.) Представь себе такую ситуацию: ты идешь из дома в магазин и вдруг...
Из-за кулис выходит мужчина.
Мужчина. Девочка (мальчик), ты знаешь, где находится детская поликлиника?
Ребенок. Знаю.
Мужчина. Ты не можешь сесть в мою машину и показать мне дорогу, а потом я отвезу тебя, куда ты захочешь.
Ведущий (обращаясь к ребенку). Как ты поступишь?
Ребенок отказывается ехать, но мужчина хватает его и силой уводит за собой.
Ведущий. Как ты поступишь теперь?
Ребенок начинает кричать, сопротивляться.
После показа сценки идет обсуждение, в результате которого дети приходят к выводу, что надо вырываться, сопротивляться, кричать: «Я вас не знаю», «Отпустите меня!», обращаться к прохожим за помощью.
Дети по очереди проигрывают эту ситуацию, кто-то вырывается и убегает, кто-то просит помощи у людей, которые стоят на остановке, а кто-то у милиционера, который находится рядом. При этом мужчина предлагает детям различные варианты:
— Садись, я подвезу тебя куда надо.
— Не хочешь прокатиться?
— Мальчик (девочка), помоги мне, пожалуйста. Открой дверь моей машины, а то у меня сломана рука...
Ведущий. Итак, вы вырвались, что будете делать дальше?
Ребята, обсудив многие версии, приходят к выводу, что надо бежать домой, если он рядом, или зайти в ближайшее общественное учреждение и позвонить родителям или в милицию.
Ведущий. Молодцы! И с этой серьезной ситуацией вы тоже справились.

ТРЕТЬЯ СИТУАЦИЯ

Действующие лица

Ведущий.
Трое юношей.
Женщина.
Милиционер.

Необходимый реквизит, оформление.

То же, что и в ситуации № 1.
Ведущий. Ответьте мне на такой вопрос: вы любите гулять?
Дети. Да.
Ведущий. Поднимите руки те, кому приходилось возвращаться с прогулки или идти от друга (подруги) вечером, когда на улице было уже темно. Прошу выйти одного из них на сцену.
Один из детей выходит.
Ведущий. Итак, представь себе, что ты возвращаешься домой, на улице темно, а на дороге, по которой ты идешь, стоит группа парней. (Из-за кулис выходят трое юношей). Что ты будешь делать?
Ребенок. Я их обойду. (Обходит их.)
Ведущий (обращаясь к ребятам). Правильно ли он поступил?
Дети высказывают свои мнения и приходят к выводу, что это неплохой вариант поведения — лучше перестраховаться, чем попасть в еще более неприятную ситуацию.
На сцену выходит следующий ребенок.

Ведущий. На улице темно. Ты возвращаешься домой, а на дороге стоит группа парней. (Выходят те же трое юношей.) Обойти их никак нельзя. Что ты будешь делать?
Ребенок. Буду ждать, когда они уйдут.
Дети (с места). А если они не уйдут? Ты что, всю ночь будешь стоять?
На сцене появляется милиционер.
Ребенок. Если где-нибудь поблизости будет милиционер, то попрошу проводить меня до дома.
Ребенок подходит к милиционеру и просит ему помочь.
Милиционер. Хорошо. Я отведу тебя домой, но больше так поздно один не возвращайся.
Дети по очереди подходят к милиционеру и просят проводить их домой. Милиционер соглашается и провожает их. Затем он уходит, а на сцену по приглашению ведущего поднимается следующий участник.
Ведущий. Ты оказался в такой же неприятной ситуации, причем милиционера поблизости нет. Что будешь делать?
На сцене появляется женщина.
Ребенок. Попрошу кого-нибудь из взрослых проводить меня хотя бы немного.
Подходит к женщине и просит ее о помощи.
Женщина. Хорошо! Давай руку! (Провожает мальчика).
Ведущий. Кто еще хочет поучаствовать?
На сцену выходит следующий участник.
Ведущий. Представь, что ты идешь вечером домой и вдруг...
Из-за кулис выходит группа юношей и окружает мальчика (девочку). Один из них достает нож и, пугая им ребенка, говорит: «Давай сюда деньги (сумку, шапку), а то плохо будет».
Ребенок. Не дам!
Дети (с места). Лучше отдай, у него ведь нож.
Ребята обсуждают вместе с ведущим эту ситуацию и делают вывод, что, когда тебе угрожают ножом, лучше отдать деньги или вещи, ведь жизнь и здоровье дороже.
Ребенок. Вот, держи, больше у меня нет.
Парень. Давай и беги скорей отсюда!
Ребенок уходит.
Ведущий. Ребята, будем надеяться, что таких опасных ситуаций в вашей жизни не произойдет, но если уж придется делать выбор «кошелек или жизнь», лучше расстаться с кошельком, чем рисковать своей жизнью и здоровьем.

ЧЕТВЕРТАЯ СИТУАЦИЯ

Действующие лица

Ведущий.
Два мальчика — Игорь и Сережа.

Необходимый реквизит, оформление.

Целлофановый пакет с порошком, таблетки, сигареты, ампула, шприц, бутылочки с жидкостями.
Столы на сцене расставлены так же, как в ситуации № 1, но людей нет.
Ведущий. А теперь поднимите руки те, у кого во дворе есть своя компания — ребята, с которыми вы постоянно вместе гуляете?
Одного из поднявших руки учеников ведущий приглашает на сцену.
Ведущий. Представь, что это компания твоих друзей.
Из-за кулис выходят двое мальчиков. Ведущий представляет их — Игорь и Сережа.
Ведущий. Вы вышли во двор, сели на лавочку и начали разговор...
Игорь. Вы знаете, мне один знакомый парень дал порошок (вынимает и показывает целлофановый пакет с порошком) и сказал, что если его понюхать, то почувствуешь себя классно: все вокруг будет плыть, голова закружится, станет очень весело. Давайте понюхаем!
Сережа. Давай, только ты первый, а мы за тобой.
Игорь (нюхает). Хорошо, это настоящая вещь!
Сережа (нюхает). Классно! (Передает порошок мальчику.)
Мальчик. Я не буду!
Сережа. Нельзя предавать друзей, это нехорошо. Понюхай, ничего с тобой не будет, ты же видишь, с нами все в порядке».
Мальчик берет порошок и нюхает.
Игорь. Ой, что-то у меня живот заболел.
Сережа. Да, и у меня тоже. Пошли быстрее домой. (Уходят.)
Ведущий (обращаясь к детям). Скажите, правильно ли поступил мальчик?
Дети обсуждают поступок мальчика и приходят к выводу, что нельзя нюхать никакие порошки, не стоит поддаваться на уговоры друзей, каким бы заманчивым ни было предложение.
Ведущий. Правильно, ребята. Делать этого не нужно ни при каких обстоятельствах. Есть вещества, которые называются наркотики. Они могут быть в виде порошка, жидкостей, таблеток, ампул, сигарет (по очереди показывает все эти предметы). После их употребления человеку сначала бывает хорошо, весело, но потом становится очень плохо. К тому же человек быстро привыкает к наркотикам и уже не может обходиться без них — он превращается в наркомана. Вылечить таких больных очень сложно, поэтому большинство из них умирают. Итак, как нужно поступать в таких ситуациях?
Ребята по одному выходят на сцену и демонстрируют свою версию отказа на предложения Игоря и Сергея (понюхать порошок, закурить сигарету, съесть таблетку, понюхать жидкость, сделать укол).
Основная задача ведущего в данном эпизоде — стимулировать уверенный отказ детей и его разнообразную мотивацию.

ПЯТАЯ СИТУАЦИЯ

Действующие лица

Ведущий.
Света
Маша.
Незнакомый мужчина.

Необходимый реквизит, оформление.

Столы на сцене расставлены так же, как в ситуации № 1, но людей нет. Коробка от конфет, завязанная лентой, пакет с учебниками.
Ведущий. Для разыгрывания следующей ситуации мне нужна одна девочка.
На сцену выходит девочка.
Через несколько секунд появляются Света и Маша.
Ведущий. Как известно, гулять, особенно в летние каникулы, любят не только мальчики, но и девочки. Итак, три девочки — Света, Маша и... (называет имя девочки) пошли гулять.
Света. Девчонки, посмотрите, какая красивая коробочка лежит! Новая, ленточкой перевязанная. Там, наверное, конфеты, давайте поскорее ее развяжем и проверим!
Маша. Нет, не будем, мало ли что там может лежать!
Света (обращаясь к девочке). Давай откроем и съедим с тобой конфеты, а Маша как хочет.
Девочка. Давай!
Ведущий. Подождите, давайте спросим у ребят, что они нам посоветуют.
Ребята предлагают свои варианты поведения, аргументируют их и приходят к выводу, что нельзя вот так сразу открывать найденные на улице коробки, банки, не стоит брать их в руки, а тем более пинать ногами или бросать.
Ведущий. Молодцы! Конечно, этого делать не стоит, ведь внутри найденного предмета может быть что-то опасное, например взрывчатое вещество. Одно неосторожное, резкое движение — и эта коробочка или банка может взорваться, в результате чего вы можете серьезно пострадать. Так что когда будете гулять, не забывайте об этом!

ШЕСТАЯ СИТУАЦИЯ

Действующие лица

Ведущий.
Милиционер.
Дежурный по цирку.
Контролер.

Необходимый реквизит, оформление.

На сцене стоят столы, на каждом — табличка с надписью: милиционер, продавец, дежурная по цирку, контролер.
Ведущий. Ребята, ответьте мне на такой вопрос: вы любите путешествовать, ездить в разные города?
Дети. Да.
Ведущий. Поднимите руки, кто из вас когда-нибудь путешествовал, ездил с родителями, другими ребятами в театр, цирк?
Дети поднимают руки. Одного из них ведущий приглашает на сцену.
Ведущий. Представь себе, что ты с классом и учителем поехал в Москву, в цирк. Здорово, правда? В вестибюле цирка ты сразу побежал покупать себе мороженое и отстал от класса. Что ты будешь делать?
Ребенок. Буду бегать и искать их!
Дети (с места). Там так много народу, что ты их не сможешь найти.
Ведущий. Что же делать?
Дети обсуждают ситуацию и приходят к выводу, что нужно подойти к кому-нибудь из взрослых и попросить помощи.
Участники сценки проигрывают предложенные варианты.
Ребенок (подходит к милиционеру). Я потерялся, помогите мне, пожалуйста!
Милиционер. Как тебя зовут?
Ребенок. Вася Багров.
Милиционер. А с кем ты пришел в цирк?
Ребенок. Мы приехали с классом и учительницей из города Переславля.
Милиционер. А как зовут твою учительницу?
Ребенок. Федорова Наталья Сергеевна.
Милиционер. Я сейчас сделаю объявление, а ты стой рядом со мной. Внимание, внимание! Федорова Наталья Сергеевна, учитель из города Переславля! Вас ждет ваш ученик Вася Багров у центральных дверей.
Ведущий. После такого объявления ты обязательно найдешь свою учительницу и ребят. Но лучше будет, если во время поездки ты будешь внимателен и не отстанешь.
Далее дети по очереди подходят к милиционеру, контролеру, дежурному по цирку и обращаются за помощью.
Ведущий. Молодцы! Вы сегодня хорошо работали, помогали своим товарищам в трудных и неприятных, а порой — и опасных ситуациях. Я надеюсь, каждый из вас понял, как же нужно себя вести, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, но если это все же произошло, то помните, что вам всегда на помощь придут взрослые. Безвыходных ситуаций не бывает.

Удачи и до новой встречи!

И. СОЛОВЬЕВА,
психолог средней школы № 1;
Е. ПАВЛОВА,
психолог центра «Доверие»,
г. Переславль-Залесский
Ярославской обл.

Спонсор публикации статьи: мебельная фабрика "Уютный дом" предлагает приобрести высококачественную мебель для дома в Москве по выгодным ценам. Гардеробные шкафы-купе от компании "Уютный дом" – это уже готовые, или сделанные на заказ комфортабельные шкафы, обладающие красивым внешним видом, надежностью и изготовленные из современных высокоэкологичных материалов. Более подробно ознакомится с предложением можно на сайте компании www.Shkaf-House.ru