Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2000
? О ЦЕЛЯХ РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ, ИЛИ КАК ГЕНРИ ФОРД ЗАРАБОТАЛ МИЛЛИОНЫ

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

О ЦЕЛЯХ РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ,
ИЛИ КАК ГЕНРИ ФОРД ЗАРАБОТАЛ МИЛЛИОНЫ

Эдвард де Боно говорил, что важно не только обладать мышлением, но и уметь пользоваться им.
Иногда люди оказываются в трудных ситуациях. Допустим, маленький самолет потерпел авиакатастрофу над горами. Летчик выпрыгнул с парашютом. Кругом ни души. Ночь. Жуткий холод! Иной в этой ситуации погибнет, если не придумает, как согреться, где укрыться или построить укрытие. Для этого нужно пустить в ход такие предметы, которые обычно используются совсем в других целях. Мыслящие, творческие люди в такой ситуации непременно смогут что-то предпринять, а потому спастись.

НЕЯВНЫЕ СВОЙСТВА

Многочисленные психологические исследования свидетельствуют о том, что в первые двадцать лет жизни происходит основное интеллектуальное развитие человека, причем наиболее интенсивно интеллект изменяется от 2 до 12 лет. Отечественная и мировая практика показывает, что эффективно влиять на рост интеллекта могут различные технологии развития мышления.
На наш взгляд, наибольшее внимание в программах развития мышления должно придаваться умению находить и использовать неявные свойства объектов для достижения необходимых целей.
Вспомним роман Жюля Верна «Таинственный остров». Инженер Сайрес смог разжечь огонь с помощью... карманных часов. Для этого он снял стекла со своих часов и с часов Спилета, затем наполнил их водой и скрепил края глиной. Получилось зажигательное стекло. Немного сухого мха — и вскоре огонь весело затрещал.
Флорентиец Америго Веспуччи, в отличие от многих своих коллег-путешественников, сопоставив факты, осознал, что Земля, объявленная Колумбом Индией, ею не является. Следовательно, — приходит он к выводу — это новая часть света. В память об этой догадке два огромных континента носят его имя. На всей Земле, пожалуй, нет равного этому памятнику — памятнику великой догадке.

КОРЕНЬ ПРОБЛЕМЫ

Осознание проблемы — первый шаг к ее решению. Для примера можно вспомнить Шерлока Холмса, который оказался единственным, кто обратил внимание на тот факт, что в момент проникновения преступника в дом собака не лаяла. Собака, которая грозно облаивала всех незнакомых...
Отсюда еще одна важная цель развивающих программ: научить ребенка видеть корень проблемы, осознавать те или иные противоречия и парадоксы в обычных, казалось бы, явлениях.
После осознания задачи человек переходит к ее решению. Этот процесс происходит с помощью тех или иных мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез и т.д.).
Возьмем для примера анализ. Он помогает увидеть нам проблему как под микроскопом: мы выделяем ее основные аспекты и связи между ними. А это позволяет отыскать наиболее рациональное решение.
«Однажды, как гласит предание, к древнегреческому философу Эзопу, попавшему в рабство, обратился с просьбой его хозяин Ксанф. Накануне захмелевший Ксанф похвастался, что сможет выпить море. В ответ на смех сотрапезников он умудрился побиться об заклад и поставить на спор все свое состояние.
Утром он с ужасом вспомнил об этом и бросился на колени перед Эзопом:
— Эзоп! Умоляю, постарайся, ты же умница, придумай мне какой-нибудь способ выиграть или отделаться от этого спора.
— Выиграть, — говорит Эзоп, — никак нельзя, а вот отделаться — вот это я устрою.
Как вы предполагаете, что придумал Эзоп?
Прежде всего он пустил в дело свои аналитические способности:
— Вот придет к тебе судья с другим спорщиком и прикажет выпить море. Ты не отказывайся: что пьяным говорил, то и трезвым повтори. Пусть поставят стол, пусть рабы встанут вокруг. Это произведет впечатление. Ведь весь народ сбежится к берегу посмотреть, как ты будешь это делать. Когда уже будет полно народу, тогда ты наберешь чашу морской воды, поставишь перед судьей и спросишь: «Так какие у нас условия?» Он ответит: «Чтобы выпить море». Ты спросишь: «И все?» Он ответит: «Все». Тогда ты обратишься к свидетелям и скажешь: «Дорогие мои граждане, в море впадает много рек, и полноводных и многоводных, а я поклялся выпить только море, а не реки, что в него впадают. Пусть мой противник затворит все реки, и тогда я выпью море!» Невозможно затворить все реки в мире, невозможно и выпить море. Вот так, нет на нет, ты и разделаешься с этим спором». (Басни Эзопа. Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 1992.)
Как видите, можно было также предложить отделить море от подземных ключей, поставить навес над ним от дождей и т. д.

ОПЕРАЦИИ И ИДЕИ

Важная цель развивающих программ: с помощью заданий развить основные операции мышления.
Взявшись за задачу, мы сравниваем различные пути решения и выбираем тот, который дает наилучший результат.
Известный автомобильный магнат Генри Форд постоянно проверял свои идеи на практике. В частности, он определял необходимую скорость сборочного конвейера. Оптимальной считалась та, при которой ни один рабочий не спешил, но и не простаивал. Начав с шестидесяти дюймов в минуту, Форд убедился, что эта скорость велика. При восемнадцати дюймах рабочие простаивали. Наконец установили темп 44 дюйма в минуту. В результате подобных экспериментов был достигнут ошеломляющий успех.
Отсюда еще одна цель: научить детей выдвигать идеи и проверять их истинность.
Для успешной реализации идеи нам важно уметь ее развить и тщательно разработать. Таким умением, например, отличался выдающийся русский полководец А.В. Суворов.
Готовясь к штурму грозной крепости Измаил, он отчетливо понимал, что без тщательной подготовки войск ему не удастся преодолеть укрепления. Обычные методы не сулили успеха — слишком высоки и прочны были стены Измаила. И тогда Суворов приказал насыпать крепостной вал, который соответствовал по высоте тому, что шел вокруг самого Измаила. В результате учебных штурмов солдаты были превосходно подготовлены к взятию крепости: они десятки раз брали ее в тренировочных атаках, проработали все тонкости и нюансы штурма. И поэтому еще один штурм, правда уже настоящий, не был для них слишком сложной задачей
Итак, ребенка нужно научить не только выдвигать идеи, но и тщательно и детально разрабатывать их.
Мы предлагаем вам несколько заданий для развития мышления из книги «Развиваю логику и сообразительность», выпущенную издательством «Питер» для детей дошкольного возраста.

Юрий ГАТАНОВ
кандидат психологических наук,
факультет психологии
Санкт-Петербургского
государственного университета

Спонсор публикации статьи: веб студия «Atius» предлагает услуги по созданию и продвижению сайтов, 3D моделировании, фото и видео съемке, а так же в области дизайна и рекламы. Работники компании – это высокопрофессиональные специалисты, которые выполнят все поставленные условия качественно и в срок, доказывая это успешной работой с 2009 года. Заказать сайт и подробнее ознакомиться с другими предложениями можно на сайте студии www.Atius.ru

ЧЕМ БЫ ЗАБИТЬ ГВОЗДЬ, ИЛИ НЕОБЫЧНЫЙ ОРКЕСТР

Расскажите ребенку, что иногда люди попадают в беду. Можете рассказать ему про вышеупомянутого парашютиста.
Пусть ребенок посмотрит на картинку и скажет:
какие из нарисованных предметов можно использовать, чтобы выкопать яму;
какие — для забивания гвоздей;
какие — для подачи шумовых сигналов.

НЕПРАВИЛЬНЫЕ КАРТИНКИ

Пусть ребенок посмотрит на рисунки и попробует догадаться, что в них неправильно.

УТАЩИЛИ ДЕТИ ХОЛОДИЛЬНИК

Скажите ребенку, что сейчас его ждут таинственные загадки и зловещие преступления. Если у вас в доме есть телевизор, ваше чадо вряд ли испугается.

1. Следователь приезжает на место происшествия. Сторож объясняет: «Хожу я вокруг здания, вдруг откуда ни возьмись выскакивают бандиты и связывают меня. Они прямо на моих глазах разбивают форточку и через нее вытаскивают компьютер и один из этих диванов».
Следователь осмотрел место происшествия и понял, что сторож пытается его одурачить. Как он догадался?

2. Из помещения фирмы украли холодильник. Следователь интересуется, кто мог это сделать. Директор фирмы вдруг вспомнил: «Вчера весь день вокруг холодильника вертелись ребята из детского сада. Наверняка это они улучили момент и утащили холодильник!» Следователь спросил: «Как выглядел холодильник?» Директор ответил: «Вот точно так же, как этот!» Следователь решил, что дети не виноваты. Почему?

ПОИГРАЕМ В КУБИКИ

Предупреждаем сразу, что это достаточно сложная серия.
Пусть ребенок внимательно посмотрит на кубик слева. Затем спросите у него: кубик на правом рисунке тот же самый или нет? При этом неважно, что кубик повернут к нему другой стороной. Предупредите ребенка, что у кубиков на гранях все рисунки разные.

Если ребенок ответит правильно, пусть объяснит, почему он так думает. Если затрудняется обосновать свой ответ, то придите ему на помощь.
Если ответит неправильно, то объясните, в чем ошибка. Можете сделать настоящий кубик. Нарисуйте на его гранях эти же картинки. Теперь-то малыш не ошибется!
Далее пусть он попробует разобраться, одинаковы ли следующие пары кубиков:

ЕСЛИ ИСЧЕЗНУТ БАНДИТЫ И ВОРЫ

При выполнении заданий ребенок должен представить разные невероятные ситуации и подумать, чем они могут завершиться.

1. Что, к примеру, произойдет, если в магазинах будут продаваться шапки-невидимки?
Если ребенок надолго задумается, сами пофантазируйте вслух («По улицам нужно будет ходить осторожнее, чтобы не столкнуться с невидимками», «Появятся звуковые сигналы для невидимок», «Магазины будут охранять собаки или там установят турникеты и вращающиеся двери, как в метро», «Появятся объявления: «Осторожно! Банк охраняется невидимым крокодилом!»).
2. Попросите ребенка представить, что будет, если на Земле исчезнут все воры и бандиты. Он может изобразить это на рисунке.
После того как ребенок выскажет свои предположения (которые можно записать прямо в книге) и нарисует их, похвалите его и дайте послушать ответы других детей.

Милиционеры останутся без работы.
По ночам будет гулять много людей.
На домах не будет замков.
С окон люди будут снимать решетки.
Программы новостей станут значительно короче.
У людей будет хорошее настроение.
Россия станет богатой страной.
Бабушки будут рассказывать внукам сказки про двуглавых бандитов и трехруких воров.

3. Что может произойти, если изобретут скатерти-самобранки и начнут продавать их в магазинах? Нарисуй или расскажи.

ЧЬЯ ЧАШКА БЛИЖЕ, ИЛИ ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИИ ДРУГОГО

Предложите ребенку взглянуть на предложенный в книге рисунок. Спросите, видит ли он черный и белый шары на столе. Затем поинтересуйтесь, какой из шаров, белый или черный, расположен ближе к ребенку. После того как он ответит, спросите, а как видит эти шары, по его мнению, человек на том конце стола: какой шар к нему ближе? Затем предложите рассмотреть варианты А и Б и дать ответы о расположении шаров.
Если же ваш ребенок по каким-либо причинам не понимает задания, возьмите две чашки, темную и светлую, поставьте их на пустой стол. Посадите ребенка у одного края стола, а сами сядьте у другого. Спросите, какая чашка расположена ближе к ребенку. Иначе говоря, повторите процедуру, описанную ранее, но с реальными предметами. Для многих детей это более понятно.
Затем вы снова предлагаете ребенку выполнить задание с рисунками. Как только он справится с ними, не сдерживайте своих эмоций, а поздравьте себя и его. У вас прекрасный ребенок, а вы замечательный педагог.

В следующем задании попросите ребенка подумать, как увидят теннисную ракетку и теннисный мяч изображенные на рисунке люди. Пусть он выберет для каждого из них нужный вариант из предложенных в книге (А, Б, В или Г).

Далее задания усложняются. Не настаивайте на их немедленном выполнении. Ваш ребенок успеет решить их позже. Для него очень важно, чтобы вы ценили не только результат, но и попытку решения. Всегда поощряйте его стремление. И, конечно, не стоит его ругать, ведь он хотел, но не получилось... Рано или поздно все равно получится. Только поддерживайте его.

После выполнения заданий можете, если захотите, обсудить с ребенком, почему люди по-разному воспринимают одни и те же события.