Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2000
 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РОБИНЗОНАДА

ИГРОТЕКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РОБИНЗОНАДА

Игра для учащихся пятых классов

Предварительная работа

1. Проведение социометрии (на основе ее результатов составляются группы для игры).
2. Проведение рисуночных тестов «Мой класс», «Моя учительница».
3. Написание детьми сочинений «Я» (творческая установка на отношение к собственной личности, своему внешнему виду и характеру, анализ взаимоотношений с другими людьми, самоощущение в микро- и макросоциуме).
4. Подготовка карточек со словами: любовь, понимание, дружба, терпение.

Материалы

Таблички-визитки: лоцман, следопыт, Робинзон, миряга.
Рисунки, изображающие лодку среди водного пространства, остров в океане, лес.
График дружбы для каждой команды (в виде оси с баллами от 1 до 10).

Настрой на игру

Звучит песня в исполнении Ю. Никулина «Остров невезения». Ребята на доске цветными мелками рисуют острова, пальмы, море, солнце и облака.

Ход игры

Ведущий. Друзья! Представьте себя путешественниками! Да, да, путешественниками! Закройте глаза и...
Мы — на корабле. Ветер стремительно несет наш корабль, наполняя паруса своими мощными выдохами. Вокруг — синяя вода, пронзительной голубизны небо и ласковое, горячее солнце. Ничто не предвещает беды.
К вечеру ветер стих, за ночь темные тучи заполонили небо, в воздухе запахло бурей. К обеду она разразилась! Паруса убрали. Ветер сломал грот-мачту. Хлынул дождь. Высота волны достигала пяти метров, когда корабль наткнулся на риф и треснул посередине.
К этому моменту одна группа высадилась в лодку и отплывала от тонущего корабля. Загружалась вторая лодка, оставшиеся заканчивали сооружать плот. Когда все были на безопасном расстоянии от корабля, гигантская волна смыла с плота капитана. Последнее, что видели его товарищи по несчастью: капитан, ухватившийся за рею, был унесен стихией. Крики команды слились с ревом одичавшего океана.
К утру все стихло. Лодка качалась на волнах, легкий бриз холодил лица спящих; плот прибило к берегу острова. Вторая лодка причалила к материку, пройдя несколько километров, путники оказались в глубине леса.
Переверните рисунки, посмотрите, где вы!
Итак, вы должны принять первое решение после осознания ситуации — посоветуйтесь!
(Команды высказывают свои идеи.)

Первое задание

Ведущий. Вы должны распределить обязанности в группе.
(Каждая команда выбирает командира, Робинзона, лоцмана, следопыта.)

Второе задание

Ведущий. Возьмите график дружбы и отложите на нем красным, черным, зеленым или синим цветом то количество баллов, которое, по мнению вашей группы, характеризует дружеские отношения и уровень взаимопонимания среди членов команды.

Конкурс «Практичный карман»

Ведущий. А что у вас в карманах?
(Все вынимают то, что у них есть в карманах.)
Как это может вам пригодиться в вашей ситуации?
(Ребята обсуждают и представляют три предмета, говоря об их пользе в данной ситуации.)

Третье задание (на совместимость членов группы)

Ведущий. Ребята, в работу вступает миряга. Выберите его из наиболее миролюбивых, контактных, выдержанных ребят. Как вы думаете, какова роль миряги в группе? Миряга обобщает информацию, предотвращает конфликтные ситуации. Какие качества характера должны быть у такого человека?
(Ребята выбирают из слов на карточках: терпение, любовь и понимание.)

Четвертое задание (на разрешение конфликта)

Ведущий. Представьте такую ситуацию: в результате ссоры один из товарищей порывается прыгнуть в воду, другой уходит в лес, третий — в глубь острова. Как ведет себя группа?
(Ребята выступают. Ведущий комментирует.)
Помните, в книге Р. Киплинга «Маугли» есть сцена, когда из-за пожара все звери, сильные и слабые, пришли на водопой (здесь можно зачитать отрывок из этой книги).
Что произошло в засуху? Правильно, перемирие, в экстремальной ситуации даже животные способны поступить разумно, а что говорить о человеке? Иногда человек должен забывать о себе ради других, проявляя при этом... Что? Правильно, любовь, терпение и понимание.

Пятое задание — «Решите ситуацию»

Ведущий. Эта ситуация для тех, кто в лодке. Запаса воды, которую вам удалось взять, хватило на два дня. Вас мучат жажда, голод, но особенно вам хочется пить. Что делать?
(Ребята обдумывают и говорят.)
Ситуация для тех, кто в лесу. Продвигаясь вперед, вы наткнулись на дикого зверя, он устремляется к вам. Что делать? Ваша реакция?
(Ребята обдумывают и говорят.)
Ситуация для тех, кто на острове. Вы, обследуя остров, встретили аборигенов, они еще не знают, враги вы или друзья. Дорога каждая минута, потому что они в раздумье и готовы напасть на вас. Как вам показать свое миролюбие?
(Ребята обдумывают и говорят.)
В заключение игры участники еще раз выполняют второе задание (строят график дружеской атмосферы).

Заключительное интервью

Ведущий. Интересно ли было играть? Чему научились? Что поняли? Скажите, кого вам больше всего не хватало во время путешествия?
Все вместе поют песню «О друге» В. Высоцкого, или «Вместе весело шагать по просторам», или любую другую песню о дружбе.

Ульяна ЗАВЬЯЛОВА,
психолог школы №1 г. Кунгура,
Пермская обл.