Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2000
СПАСАТЕЛИ

ИГРОТЕКА

СПАСАТЕЛИ

Окончание. Начало см. №5, 6, 2000

Больше всего агрессии и бурных эмоций проявила группа улетевших с планеты. Что-то незавершенное было в их неожиданном старте. Похоже, они до последнего надеялись, что ведущие не допустят такого финала, быстренько что-нибудь придумают. Но корабль все дальше удалялся от планеты.
Группа оставшихся была на удивление бодра и довольна собой, несмотря на обреченность своего положения. Для тех, кто в последний момент выпрыгнул на поверхность, этот выбор был единственно приемлемым. «Я не мог улететь, не узнав тайны этой планеты и судьбы друзей», — таков был общий лейтмотив обсуждения. Об улетевших домой оставшиеся почти не вспоминали, все их помыслы были сосредоточены на пропавших разведчиках.
И вот — явление непонятных существ в масках. Им, этим местным жителям, ведущие нарисовали такую картину.

Под куполом находится группа обреченных, в их распоряжении всего один час. Вот группа тех, кто сейчас улетит с этой планеты. В вас еще остались последние человеческие мысли и чувства, вы можете телепатически (в нашем случае — невербально) пообщаться с улетающими и обреченными. Что вы хотите им сказать? К кому пойдете в первую очередь? Решайте сами.

Без всякого обсуждения группа кинулась к куполу. Как вам рассказать то, что происходило в следующие полчаса?
С помощью жестов, прикосновений, танцев нашим «превращенным» удалось рассказать о своем новом существовании. Они звали друзей к себе, они рассказывали о возможностях своего тела и разума. Это было очень красиво. И, главное, их услышали.
Под куполом разгорелись страсти. Кто-то требовал немедленно отправиться к месту превращения, кто-то категорически отказывался, мотивируя это тем, что разведчиков одурачили «злые инопланетяне».
Ведущие дали группе 15 минут на принятие решения и предложили местным пообщаться с улетающими друзьями. По идее, пассажиры корабля не должны были бы видеть то, что происходило после их старта. Их надо было бы отправить за дверь. Но у нас не хватило решимости. В такой момент — и за дверь! В результате участники все слышали, и у местных не было необходимости повторять свою историю с самого начала. У улетающих был только один вопрос: «Как вам сейчас живется?» Получив восторженный ответ, они почему-то сникли.
Оставшиеся на планете желали улетающим приятного пути и приглашали вернуться. Они просили оповестить родных о случившемся, приглашали их на эту планету. «Чтобы спасти вас?» — спросил кто-то из членов экипажа и получил в ответ категоричное «нет». Чувствовалось, что насильно превращенные в аборигенов участники не тяготятся своим новым состоянием.
Посовещавшись, группа улетающих землян выдала свое решение: «Вашим родным мы сообщим о приглашении, но сами не вернемся. Дудки». На том они и расстались.
Время жизни под куполом истекало. Оставшиеся приняли решение: все, кроме одного, решили пройти через излучение. Ритуал придумали аборигены: люди по очереди выходили из круга, олицетворявшего защитный купол, и попадали в их нежные и дружные объятья. В ритуале было много тепла и неподдельной радости. Но ведущим в этот момент было тяжко: купол быстро пустел и скоро в кругу осталась лишь одна женщина, завуч школы Э.Н.
Э.Н. категорически отказалась от образа нечеловека. Ее не убедили восторги превращенных. Она пожелала им счастья и выразила твердое намерение уйти из жизни человеком. Это был очень трагичный момент.
«Что мы можем сделать?» — с этим вопросом ведущие обратились ко всей группе, сняв с местных запрет на вербальное общение. Никто не стал уговаривать Э.Н., критиковать ее выбор. Ни у кого не вызвало сомнения в этот момент право каждого человека на подобный выбор. Самое красивое предложение, очень понравившееся самой Э.Н., сделала девушка-старшеклассница из группы «превращенных»: «Давайте в эти последние минуты мы будем вам телепатически передавать прекрасные виды этой планеты, которые видим мы. Пусть вас сопровождает красота». Участники окружили Э.Н. (конечно, к этому моменту и она, и добрая половина группы были в слезах) и некоторое время очень серьезно гладили ее, обнимали, с любовью заглядывая в глаза... Игра (правда, уже не совсем игра) закончилась.

КОММЕНТАРИИ

Наш опыт показывает, что наиболее острые, драматичные моменты в играх такого рода создают взрослые. Именно они в ситуациях, требующих выбора, не всегда готовы к нему. Так, в игре «Звездные перекрестки» на одном из ее этапов смотритель космической станции должен был сделать выбор между жизнью на Земле и вхождением в галактическую культуру. В одном из проигрываний взрослый человек, учитель, не смог сделать выбора и предпочел уйти из игры. По сути дела, в рамках игры это означало только одно — самоубийство. Мы, естественно, не стали его проигрывать (у нас все-таки не чистая психодрама, а ролевая игра с драматическими элементами), но момент был и без этого очень острый.
На обсуждении наиболее активной была группа улетевших. Особенно интересной была та часть дискуссии, на которой обсуждалось поведение бывших разведчиков. Почему они согласились стать нелюдьми? Как они могли при этом хорошо себя чувствовать? Это был важный момент: участники столкнулись с принуждением (разведчиков ведь никто не спрашивал, хотят ли они пройти через излучение) и готовностью принимать жизнь, судьбу такой, какая она есть. И еще получать в этой ситуации удовольствие от жизни!
Другой интересный момент — обсуждение информации, которую приносили разведчики. Теперь, когда вся история аборигенов была известна, намеки, существовавшие в этой информации, стали абсолютно прозрачными. Участники все-таки поняли, что им мешало раньше правильно истолковать ситуацию: изначальная уверенность в агрессивности замыслов инопланетян. Откуда это в нас? Это была хорошая тема для размышления.
Когда чувства улеглись, всех участников, особенно подростков, стали мучить вопросы: а если бы мы не полетели спасать экспедицию? А если бы мы разгадали информацию разведчиков? А если бы мы не улетели, остались в корабле? И финальный вопрос: неужели вы все время заставляли нас делать выбор, а мы этого не замечали?
Наверное, действительно стоит сказать несколько слов о том, как планируются такие сложные действия. Прежде всего повторим тот ответ, который мы дали участникам: «Вы делали выбор сами. Мы предусмотрели шесть вариантов развития игры в зависимости от вашего выбора, но вы пошли своим, седьмым путем, разделившись на две группы в момент старта корабля с планеты. Все дальнейшее было импровизацией, которая создавалась вашими чувствами, желаниями и нашим умением эти чувства и желания превращать в действия».
Это правда, мы действительно имели шесть вариантов игры.
Первый — на случай, если экипаж не согласится удлинять путь к Земле и лететь на сигнал бедствия (он бы поплатился за это собственной катастрофой).
Второй — для ситуации, когда, испугавшись пропавшей разведывательной группы (одной, нескольких), экипаж принимает решение улететь (им пришлось бы молча присутствовать на обсуждении чувств тех, кто был ими покинут).
Третий — на случай, если бы экипаж разгадал ситуацию и понял, что происходит с разведчиками. Здесь события могли бы развиваться по-разному. Вариант «А» — запереться на корабле и ждать помощи 50 лет (мы бы им эту ситуацию организовали во всей ее привлекательности). Вариант «Б» — искать пути взаимодействия с местным населением, оставаясь людьми (это был самый зрелищный вариант из всех придуманных). Вариант «В» — пройти через облучение. Вариант «Г» — начать войну с местными жителями, чтобы не приставали.
Каждый вариант был нами прописан как цепочка действий, форм работы с ситуацией.
Вариант игры, созданный данной группой, был очень красивым и драматичным. К таким поворотам сюжета надо быть готовым в любой момент. Очень важно уступить игре, не пойти на поводу готовой схемы. Иначе ничего не получится. Если группа доверяет ведущему, а ведущий по-настоящему включен в то, что он делает, их совместное игровое творчество всегда будет удачным, хотя не обязательно приведет к всеобщему братанию и счастью в конце.
В игре можно ошибиться. Можно сделать выбор, за который будет стыдно. Прожить его, а потом спокойно пойти по жизни дальше. Это же была игра! Можно прийти на следующий год и прожить другой выбор. Игры позволяют участникам ошибаться и дают им возможность учиться на своих ошибках. Игровые уроки достаточно безопасны (если рядом опытный ведущий, конечно), а польза от них огромна. Они помогают нам не ошибаться там, где уже не до игры.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Дизайн дома», предлагающей проектирование и строительство такого уникального жилого строения как геодезический купол. Купольный каркасный жилой дом сферической формы – это настоящий эко-дом. Современная технология «Еврокупола» позволяют в полной мере использовать экологичные энергосберегающие решения, так даже фундамент здания используется как тепло-холодо аккумулятор. Свободная планировка дома, возможность трансформации и пристройки дополнительных куполов делают купольные дома оригинальным архитектурным решением.