Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2000
 СКАЗКИ И МЕТАФОРЫ В ПРОГРАММЕ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»

ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

СКАЗКИ И МЕТАФОРЫ
В ПРОГРАММЕ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»

Программа «Психологическая азбука» с набором предлагаемых ею средств намечает, как нам кажется, один из возможных путей организации в школе психолого-педагогического сопровождения развития детей.
Идеи саморазвития в настоящее время очень популярны, особенно в контексте понятия «развивающее образование». Существующие ныне теории развивающего обучения (прежде всего, теория Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова), лежащие в основе развивающего образования, дают простор для создания новых образовательных технологий и авторских программ.
Одной из таких программ является «Психологическая азбука», работа по которой в различных школах России идет уже в течение семи лет. «Школьный психолог» писал об обучающих семинарах по этой программе, публиковал сценарии многих занятий. Однако в чем же состоят основные идеи программы? Чем она отличается от других?
Содержание программы — знакомство детей с основными психологическими понятиями, тренировка элементарных умений и навыков рефлексии.
Главная цель — развитие личности ребенка, в частности развитие его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями «психологической безопасности».
Основной принцип — через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика — к самопознанию и личностному развитию.

ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ В ОДНОМ ЛИЦЕ

Изучая себя, свой внутренний мир, ребенок становится одновременно объектом и субъектом познания, что создает уникальную в своем роде ситуацию обучения. Обнаруживая некоторые индивидуальные особенности своей психики, ребенок с помощью обратной связи узнает (от своих товарищей и из слов учителя) об общности тех или иных психологических феноменов, то есть реализуется индуктивный переход от конкретного к абстрактному.
Не меньшее значение в данном курсе приобретает принцип «восхождения от абстрактного к конкретному», находящий свое воплощение в переходе от познания обобщенных форм психологических понятий к конкретным, индивидуальным формам проявления психики.
На уроках «Психологической азбуки» осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику, базирующийся на признании учителем и осознании самим ребенком уникальности и своеобразия личностного развития любого человека.
Программа «Психологическая азбука» учит детей замечать психологических факты, явления, закономерности вокруг себя, в повседневной жизни, в своем поведении и поведении окружающих.
Для того чтобы добиться всех целей программы, в ней используются разнообразные средства. Главными из них являются специально созданные психологические сказки (именно психологические, а не психотерапевтические!). Заложенные в сказках метафоры оказываются волшебным инструментом, помогающим ребенку лучше и глубже понимать себя, свой внутренний мир.
Опыт ребенка, связанный с познанием собственного внутреннего мира, составляет основу для огромного разнообразия метафор, в котором психические процессы и состояния, переживания и идеи могут трактоваться как предметы и вещества. Например, «У него высокие способности», «В вас слишком много ненависти», «У тебя очень мягкий характер, надо добавить твердости в твои отношения с сыном», «Переживания совсем сломали ее» и т.п. Такие метафоры Лакофф и Джонсон называют онтологическими.

КЛЮЧЕВАЯ МЕТАФОРА

При знакомстве детей младшего школьного возраста с психологическим материалом требуется глубокая переработка и трансформация этого материала в приемлемые и понятные детям формы. Поскольку метафоричность присутствует даже в научных текстах, то нам представляется целесообразным и естественным максимально использовать прием метафоризации понятий.
Этот подход является оправданным и потому, что перед нами не стоит задача обучить детей психологии как науке (такая задача в принципе неприемлема на данном этапе): мы стремимся лишь познакомить детей с базовыми психологическими понятиями. Введение системы этих понятий потребовало поиска «ключевой» метафоры, которая позволила бы выстроить новый фрейм — тот сценарий, в контексте которого можно изучать психологические объекты. Такой метафорой стало Королевство Внутреннего Мира, на образ которого переносится представление о психическом мире человека — со своими законами, «волшебными» правилами и «обычными» чудесами.

МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ

Эта «ключевая» метафора реализуется в контексте развертывания цепочки «психологических» сказок, объединенных общим сюжетом. Дети слушают сказки, обсуждают с помощью наводящих вопросов, предлагают собственные модели понимания. Для метафорического изложения психологического материала не случайно была выбрана эта форма. Дело не только в том, что она наиболее соответствует возрастным особенностям младших школьников, но и в том, что сказка остается одним из самых сильных развивающих и психотерапевтических средств — прежде всего за счет своей метафоричности.
Исследователи (лингвисты, психологи, философы) не раз отмечали, что в волшебных сказках постоянно используется прием материализации целого ряда категорий: все значимые для ее содержания элементы приобретают четкую форму, выраженную телесность (например, волшебные способности представлены в виде предметов или существ — конь, скатерть, печь, золотая рыбка и т.д.); конфликты, споры реализуются не в нудных препирательствах, а в конкретных действиях, чаще всего соревновательных: кто со Змеем справится, кто дальше стрелу пустит.
Таким образом, телесный и конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно-действенного и наглядно-образного постижения мира и человеческих отношений, что вполне адекватно психологическим особенностям младшего школьного возраста.
Сказки, используемые в программе «Психологическая азбука», создавались с опорой на указанные особенности волшебных сказок. Их персонажи телесны — они совершают понятные и конкретные поступки, поэтому действие в них представляется детям одномерным и однозначным; в них нет прямого морализирования и нудных нотаций.
К примеру, в одной из сказок по Королевству Внутреннего Мира бродит сумасбродная героиня Потребность Командовать, она раздувает, как мыльный пузырь, Самодовольство и спускает на Скромность черных Птиц Гнева, а потом в качестве «не совсем здоровой Потребности» лечится у профессора Мышления. Казалось бы, в этой сказке все просто и однозначно. Но вместе с тем действие имеет и неочевидную многослойность и многомерность, поскольку оно выражает определенные идеи и метафорически отражает определенные психологические закономерности.

КРОПОТЛИВАЯ РАБОТА ПОДСОЗНАНИЯ

В программе «Психологическая азбука» роль метафоры иная, чем в обычных сказках. Метафора выходит за пределы сказки: она становится тем мостиком, который соединяет реальный мир психических явлений с его фантастическим изображением в сказках. Иными словами, на сказочные предметы и персонажи переносятся свойства совершенно других классов предметов — внешних по отношению к сказке, а потому метафора становится в этом случае важнейшим приемом.
Понимание и проживание через сказку содержания, свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребенку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.
Метафора не только облегчает этот процесс, расширяя границы детского сознания, но и затрагивает определенные слои подсознательного. Буквальный смысл сказки воспринимается сознанием, в то же время подсознание занимается более тонким и кропотливым делом — разгадыванием и обработкой метафорических сообщений, расшифровкой скрытого смысла, второго плана, неочевидного содержания. Если на сознательном уровне ребенок воспринимает сказочные метафоры как иной, вымышленный, мир и проживает ее события не вполне всерьез, играючи, то его подсознание «верит» в сказочные ситуации как в реальные.
Психологами не раз отмечалось, что метафорический смысл сказки часто усваивается только на подсознательном уровне и задает нужную программу изменений в поведении, переструктурирования ценностей, взглядов и позиций. Это и позволяет считать сказки и метафоры важным психотерапевтическим приемом, помогающим ребенку упорядочить свой внутренний мир. Специалисты-практики, использующие в психотерапевтической работе метафоры, обращают внимание, что желаемые перемены не всегда наступают, если человек старается вспомнить метафору на сознательном уровне. Опыт показывает: если человек редко вспоминает о метафоре, то она действует вне и помимо его сознания.

КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ К СМЫСЛУ

В сказках, используемых в программе «Психологическая азбука», психотерапевтический аспект не является основным, уступая приоритет личностно-развивающему. Поэтому для нас важнейшими функциями сказочной метафоры являются расширение детского сознания, углубление представлений о психическом мире человека и активизация внутренних ресурсов.
Многим детям бывает трудно воспринимать абстрактные психологические понятия. Прямое, логическое изложение часто не помогает в преодолении трудностей понимания, а, напротив, усугубляет их. Используя особенности метафоры, сокращающей словесное изложение, сжимающей содержание до яркого конкретного образа, удается перешагнуть через длительные объяснения и прийти к интуитивному пониманию, улавливанию важнейших смыслов (например, знакомство детей с мотивационной сферой осуществляется через сказку о борьбе — обычной потасовке очень активных ребятишек — Мотивов между собой по поводу включения или невключения Механизма Деятельности).
Если целью терапевтической метафоры является изменение, создание новой шкалы ценностей через идентификацию ребенка с событиями и героями сказки, то метафора в наших «психологических» сказках во многом сходна по своим функциям с литературной метафорой, где целью является описательность, красочность, образность. Впрочем, сам материал метафор в программе «Психологическая азбука» связан с внутренним миром ребенка, а потому обеспечивает задействование ряда структур детского Я.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук

Спонсор публикации статьи: интернет сайт lazzy.ru поможет Вам найти что почитать. На страницах сайта, Вы найдете все интересные книги от различных авторов, а рецензии, обзоры и отзывы других читателей помогут выбрать книгу. Удобный интернет магазин, позволит сразу заказать понравившееся издание, а воспользовавшись доской объявлений, Вы сможете найти интересное предложение, или разместить своё.