Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2000
 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

от 21.02.2000 № 515

О плане мероприятий по развитию службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации в 2000–2001 гг.

Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления специального образования Д.С. Шилова о плане мероприятий по развитию службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (далее — Служба), коллегия отмечает, что Служба стала неотъемлемой составной частью системы образования, обеспечивающей комплексную и многопрофильную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь в воспитании, обучении и развитии обучающихся, воспитанников. Служба является сформировавшейся структурой в системе Минобразования России, что подтверждается принятием «Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» (утверждено приказом Минобразования России от 22.10.99 № 636).
Согласно статистическим данным мониторинга1 1999 г., на территории Российской Федерации в образовательных учреждениях на должности педагога-психолога работает более 35 000 психологов с базовым высшим психологическим образованием.
В Ставропольском и Хабаровском краях, Брянской, Калининградской, Кировской, Курганской, Новгородской, Новосибирской, Пермской, Ростовской, Самарской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областях, г. Москве и других субъектах Российской Федерации созданы уникальные региональные модели Службы, учитывающие специфику этнонациональных и социально-экономических особенностей региона, имеющие сложившиеся традиции в сфере образования, налаженную систему подготовки кадров.
За последние годы служба практической психологии успешно развивается в учреждениях общего среднего образования, в образовательных учреждениях дошкольного, специального, дополнительного образования, начального профессионального образования. Структурные подразделения Службы также созданы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования 11 субъектов Российской Федерации.
Расширяя спектр своей деятельности, специалисты Службы реально оказывают высококвалифицированную многопрофильную помощь детям, родителям, педагогическим работникам в определении мер, содействующих предупреждению отклонений в развитии детей и подростков, а также раннему их выявлению. Для этой цели создан Центр ранней диагностики и специальной помощи детям (от рождения до 3-х лет) с выявленными отклонениями в развитии.
В целях реализации права каждого ребенка на получение полноценного образования психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ППиМПК) субъектов Федерации осуществляют выбор оптимального образовательного процесса, отвечающего его возможностям. В настоящий момент совершенствуется концептуальная, нормативная, правовая, методологическая и организационная основа деятельности ППиМПК, что нашло отражение в разрабатываемых документах: «Примерное положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» и «Положение о психолого-медико-педагогической комиссии».
Широкое распространение получили образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры). Деятельность указанных образовательных учреждений направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, на осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской помощи детям, предотвращение феноменов школьной и социальной дезадаптации у обучающихся, воспитанников.
Реальностью сегодняшнего времени становится деятельность ППМС-центров по оказанию помощи лицам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, связанных с региональными конфликтами, экологическими бедствиями, катастрофами и др.
Возрастающие требования к деятельности как отдельных специалистов, так и структурных образований Службы обусловливают необходимость создания современной материально-технической базы (компьютерное оборудование, оргтехника и др.). Только за два последних года 129 образовательным учреждениям для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, по федеральным целевым программам «Развитие социальной помощи семье и детям», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» было поставлено компьютерное оборудование, микроавтобусы, кабинеты психологической разгрузки, комплекты коррекционно-развивающего оборудования, слесарные и столярные мастерские для мальчиков, швейные мастерские для девочек и др.
Служба практической психологии доказала свою необходимость в системе образования, но вместе с тем существует ряд проблем, значительно снижающих эффективность ее деятельности
В первую очередь структурным подразделениям Службы необходимо незамедлительное комплексное и масштабное информационно-техническое обеспечение (оборудование кабинетов педагогов-психологов в образовательных учреждениях, оснащение современными диагностическими и коррекционными средствами учреждений специализированной психологической помощи — ППМС-центров, ППиМПК и т.д.).
Возрастающие потребности образовательных учреждений в кадровом обеспечении — хорошо подготовленными специалистами психологического профиля — в достаточной степени не удовлетворяются. Как показывает мониторинг, начиная с 1995–1997 годов наибольшее количество педагогов-психологов в системе образования получают профессиональную подготовку в местных педагогических университетах и институтах. Базовая теоретическая подготовка таких специалистов, как правило, достаточная, тогда как уровень подготовки к практической деятельности зачастую слабый.
В целях повышения качества подготовки педагогов-психологов к практической деятельности в образовательных учреждениях различного профиля и получения достоверной информации об уровне их профессиональной компетенции необходимо организовать изучение состояния их деятельности в субъектах Российской Федерации научно обоснованными методами мониторинга.
Кроме того, представляется целесообразным провести мероприятия, направленные на повышение уровня профессиональной компетенции специалистов, осуществляющих подготовку и переподготовку педагогов-психологов для системы образования.
Требуют особого внимания вопросы нормативно-правового обеспечения профессиональных гарантий специалистам Службы — педагогам-психологам, специальным психологам.

КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:

1. Одобрить в основном предлагаемый план мероприятий по развитию службы практической психологии в системе Минобразования России (приложение).
2. Просить президиум Российской академии образования (Н.Д. Никандрова) включить в планы НИР 2000–2001 гг. разработку научно-методических и методологических проблем службы практической психологии в системе Минобразования России.
3. Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (Э.М. Никитину) предусмотреть в 2000–2001 учебном году разработку программ повышения квалификации заведующих кафедрами психологии и практической психологии учреждений высшего профессионального, высшего дополнительного образования, руководителей и специалистов ППМС-центров.
4. Рекомендовать оргкомитету Всероссийского конкурса «Учитель года России» включить, начиная с 2000 года, дополнительную номинацию — «Лучший педагог-психолог года».
5. Управлению специального образования (Д.С. Шилову):

5.1. Доработать в срок до 1.03.2000 г. с учетом высказанных замечаний план мероприятий.
5.2. Совместно с Управлением прогнозирования и развития системы образования (В.М. Зуевым) разработать в срок до июня 2000 г. предложения в области формирования системы образовательной статистики и мониторинга системы образования для анализа и оценки деятельности службы практической психологии.
5.3. Представить до апреля 2000 г. в оргкомитет Всероссийского конкурса «Учитель года России» рекомендации, обеспечивающие оценку деятельности педагогов-психологов при выдвижении на звание «Лучший педагог-психолог года».
5.4. Совместно с Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования разработать до 1 сентября 2000 г. план-проспект программ повышения квалификации и условий их реализации для руководителей и специалистов ППМС-центров.

6. Рекомендовать руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации:

6.1. Принять необходимые меры по развитию деятельности службы практической психологии в системе образования России.
6.2. Содействовать расширению финансирования и материально-техническому обеспечению деятельности всех звеньев Службы.
6.3. Повысить ответственность соответствующих структур управлений образованием (муниципальных, региональных) за деятельность специалистов Службы.
6.4. Содействовать созданию региональных и муниципальных методических объединений педагогов-психологов, проведению региональных, муниципальных мероприятий (конкурсов, смотров, конференций и т.д.), целью которых является оказание психологической помощи всем субъектам образовательного пространства.
6.5. Рекомендовать руководителям образовательных учреждений вводить в штатное расписание должность педагога-психолога.

7. Управлению специального образования (Д.С. Шилову) в 10-дневный срок подготовить приказ по реализации данного решения.

Председатель коллегии
В.М. Филиппов