Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2000
 ЧЕМУ УЧИТ ФИЗИКА

Спонсор публикации статьи: компания «ОптМедСнаб» предлагает приобрести медицинскую одежду оптом. Если Вы ищете, где купить медицинский халат, то к Вашим услугам сайт компании «ОптМедСнаб» http://optmedsnab.ru, на котором Вы найдете удобные мужские и женские халаты, выполненные из высококачественного материала. Так же на Ваш выбор большое количество другой медицинской одежды, белья, бахил и масок.

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ЧЕМУ УЧИТ ФИЗИКА

Физика — трудный предмет. В этом мнении сходятся и ученики, и их родители, и администрация, и коллеги-предметники, ведущие другие предметы. Если где-нибудь в компании скажешь, что преподаешь физику... Сразу слышишь: «О! У меня в школе с физикой были такие проблемы!» А что же в ней такого трудного?
Попробуем хотя бы разобраться немного в том, какие проблемы психологического плана порождает изучение школьного курса физики.

МНОГОМЕРНОСТЬ ВЗГЛЯДА

Как любой учебный предмет (раздел науки), физика имеет специфический подход к изучаемым объектам, но дело в том, что она (в представлении большинства людей) изучает все! При этом многообразии изучаемых явлений физика предлагает не очень понятный и непривычный для учащихся способ познания окружающего мира. В результате у них возникает вопрос: «Почему нужно думать именно так? Ведь иначе тоже верно?!» Особенно часто такие вопросы возникают при переходе от темы к теме или от раздела к разделу. Смена точки зрения — очень тяжелое упражнение. При изучении физики его приходится выполнять достаточно часто. Школьникам непривычно осознавать, что один и тот же объект можно рассматривать с разных точек зрения и все они имеют право на существование.
Процессы анализа реального объекта, расчленения на изучаемые стороны, нахождение закономерностей в каждой и последующий синтез, назад к объекту — эти операции производят революцию в психике школьников. Подростки часто гипертрофируют какую-либо сторону личностных проблем, и мысль о возможности разностороннего и равновзвешенного подхода к проблеме очень их занимает.

ВЫДЕЛИМ ГЛАВНОЕ

Основой изучения физики является построение моделей и с их помощью познание явлений. Для школьников создание модели и модельный подход очень тяжел. Отказ от несущественного для выделения главного — большая личностная проблема подростков в учебе и общении. Физика, как и любая другая наука, не претендует на абсолютную истину, но именно абсолюта, идеала хочется подросткам. Например, их очень интересует, каков «на самом деле» электрический ток и свет. Необходимость признания, что наука не сможет ответить однозначно на этот вопрос, вызывает у них внутренний протест.
Обучение, особенно в начальной школе, создает у школьников ощущение абсолютности внушаемых учителями научных истин, изучение физики переворачивает их умы и души. Относительность истин в физике толкает подростков к новому взгляду на неизбежные противоречия со взрослыми. «Истина — относительна, зависит от условий рассмотрения. Они могут быть правы, но и я тоже одновременно могу быть прав!» Очень интересно, как диалектический подход к проблемам, нарабатываемый при изучении физики, преломляется в политической и социальной адаптации подростков.

ДОПУСТИМ...

Особый пласт проблем поднимает простенькое и часто применяемое в физике слово «допустим». Мыслительный эксперимент в физике заметно отличается от такого эксперимента в биологии или географии. Допущения, сделанные в этих школьных предметах, лишь подтверждают истинность происходящего. Допущения, сделанные в физике, не только позволяют «построить» новый подход к проблеме, но и приводят к конкретным теориям и техническим решениям.
Школьникам очень трудно бывает что-либо «допустить». Допущение лишает их привычного подхода, выбрасывает в океан непредсказуемости, толкает к новому.
Наработка допущений при изучении физики позволяет подросткам значительно легче решать конфликтные ситуации и проектировать свои поступки, так сказать «включает мозги». Когда допущение в физике приводит к внутреннему противоречию, школьники особенно остро понимают, что ошибка не крах, не тупик, а начало новой дороги. Не проанализировав ошибку, невозможно начать новый путь.

НЕ ВЕРЬ УШАМ СВОИМ

При всей относительности физических законов есть в ней законы абсолютные, законы-утверждения (сохранения массы и энергии) и законы-запреты (вечный двигатель). Возможность обращения к ним при решении любых частных проблем позволяет подросткам понять необходимость выработки таких законов для себя при опоре на нормы семьи, общества, человеческой культуры. Но школьники при решении конкретных учебных проблем сами редко вспоминают об общих законах, поэтому надо почаще о них напоминать. Тогда им учиться и жить будет легче.
Критерием истинности является опыт. Справедливость физических законов проверяет эксперимент — демонстрационный, лабораторный, исторический. Школьникам, особенно в начале изучения физики, нелегко бывает осознать, что вне опыта никакое соображение нельзя считать верным. Даже если это утверждает учитель!
Выработка активной позиции по отношению к знаниям, аргументированность, экспериментальная доказательность слов учителя и собственных ответов дает подросткам ощущение сотрудничества на равных с учителем, собственной личностной ценности. Физика часто спрашивает, как ребенок: «А почему?» Совместные поиски ответа дают детям гораздо более спокойное отношение к собственным «глупым» вопросам. Человек начинает учиться, когда начинает спрашивать.
Физика — первый для школьников учебный предмет, главным инструментом которого является опыт. Поэтому навык наблюдения и анализа при демонстрации эксперимента для них дело сложное. Вообще мысль о взаимозависимости явлений для них внове. На бытовом уровне дети, конечно, знают, что, сунув палец в пламя, получишь ожог, но что из этого опыта можно сделать научные выводы — этому надо учить.

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ

При изучении истории физических открытий школьникам приходится осознавать чужой ход рассуждений. Очень непросто дается разграничение результатов опыта и выводов из него. Конкретное мышление подростков мешает выходить на уровень обобщения, но если этот шаг удается сделать, подростки начинают совсем иначе рассуждать и делают гораздо более зрелые выводы. У них развивается разумная самокритика, строятся взвешенные планы.
Важным элементом изучения физики остаются лабораторный эксперимент и физический практикум. Самое сложное для учащихся — осознать цель и роль эксперимента лично для себя. Удовольствие от проведения опыта, навык самостоятельной работы с инструкцией (описанием), графическое оформление, расчеты — все это шаги к главному — выводу. У школьников, особенно 7—8-х классов, работа на результат (измерения, графики, таблицы) часто затмевает вывод.
Учитель должен научить подростков по-новому взглянуть на плоды своего труда, осознать, что внушаемые им истины могут быть проверены самостоятельно, нужно лишь иметь план, оборудование и, главное, способность сделать вывод. Иногда, увлекшись, подростки начинают экспериментировать на всем: на людях, вещах, душах, — но планирование эксперимента и необходимость вывода служит мощным сдерживающим фактором в жизни.

УЧИМСЯ РИСКОВАТЬ

Самой главной трудностью для большинства школьников всегда было решение задач, которые требует не только большого количества учебных навыков (не будем здесь об этом), но и мужества. Почему? Приведу пример. Задача по геометрии требует от ученика узнавания и применения стандартных теорем, задача по физике — перебора подходов, вариантов решения, не давая никаких гарантий правильности выбранного пути. Движение на ощупь — не самый любимый для многих учащихся путь, им хочется уверенности в правильности своего решения.
Навык осмысленного, подготовленного риска — вот что дает решение задач по физике душам детей. Анализ готового решения задач позволяет учащимся научиться строить планы, использовать чужой опыт, что подростки не очень-то любят.
Очень важным является научение самостоятельной проверке правильности решения задачи. Это дает ученикам ощущение независимости и, одновременно, защищенности, в чем они так нуждаются.
И, наконец, техника в курсе физики. Изучение приборов, устройств, машин школьникам обычно нравится. Поэтому их очень удивляет подход с рассмотрением достоинств и недостатков каждого устройства. В воображении подростков наличие достоинств исключает наличие недостатков. Работа в этом направлении обычно сильно меняет самооценку школьников. Они начинают понимать, что и люди и вещи гармоничны.
Да. Физика — трудный предмет...

Нелли КОГАН,
учитель физики НОУ ЭШЛ,
г. Москва