Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2000
 БУДЬ ЗДОРОВ, ДОРОГОЙ!

КОЛЛЕГИ

БУДЬ ЗДОРОВ, ДОРОГОЙ!

Кто может в условиях современной школы воспитать психологически здорового ученика? Ответ напрашивается сам собой: конечно же, психологически здоровый учитель. Всегда профессия учителя входила первой строкой в «группу риска» по психологическому переутомлению (а часто — даже сгоранию). Понимание учителем собственных трудностей и проблем — первый шаг к их преодолению. С этого тезиса был начат семинар, посвященный психологическому здоровью учителя. Он проходил 21 марта в московской школе «Премьер».

Директор центра психологической поддержки учащихся негосударственного образовательного учреждения (НОУ) «Премьер» В.А. Родионов наглядно продемонстрировал, что проблемы, связанные с самореализацией, есть у большинства учителей, даже у самых высоких профессионалов. В частности, это расхождение между высокой профессиональной самооценкой и низким уровнем притязаний, что является прямым путем к возникновению неврозов, невротических состояний, неудовлетворенности собой и окружающими.

Мудро решив, что подсознание всегда подскажет нам то, о чем сознание может лишь смутно догадываться, психологи предложили учителям создать из подручного материала символы школы и профессии. Для этого все были снабжены цветной бумагой и набором символов, которые предлагалось наклеить на цветную бумагу. Нужно также было придумать девиз. Все это должно было стать своеобразным гербом школы.

Каждому интересно узнать что-то о себе.
О проблемах педагогов говорит Вадим Родионов

Собравшиеся разбились на четыре группы и занялись творчеством. Пример им показали психологи, которые создали собственный герб. Когда работа была закончена, ее результаты подверглись анализу. Интересно, что все произведения, созданные педагогами, имели приятные для глаза овальные очертания. А герб, созданный группой психологов, содержал восемь углов! (Нелегко приходится психологам на Руси...)

Работа с самоопределением (профессиональным и личностным) продолжалась и дальше. Анализируя себя, педагоги искали ответы на вопрос: что помогает им быть успешными в личностном и профессиональном плане? Оказалось, что это оптимизм и чувство юмора, а также детская вера в добро и чудо... И, конечно же, любовь к своей работе.

При рассмотрении конкретных негативных ситуаций школьного общения педагоги предлагали различные варианты конструктивного выхода из самых сложных ситуаций.

Глядя на заинтересованных и активно работающих учителей, я поняла, что в этой школе к психологам относятся с достаточной долей уважения. Поэтому после окончания тренинга я поинтересовалась у Вадима Родионова и Марии Ступницкой, как им удалось решить такую важную проблему — быть принятыми и оцененными. Оказалось, что за этим стоит большая и хорошо спланированная работа.

Самые первые тренинги не проходили столь успешно. Психологи школы «Премьер» поставили перед собой задачу — доказать свою значимость и полезность не только ученикам, но и учителям.

Мария Ступницкая считает, что в работе
с учителями важно ненавязчиво подвести их
к мысли о необходимости приобретения психологических знаний

Здесь считают, что школьный психолог должен в основном работать именно с учителями. Психолог при такой модели выполняет роль своеобразного посредника между двумя главными действующими сторонами педагогического процесса. Главное — научить педагогов формулировать свой запрос психологу.

Педагог-психолог Татьяна Кирилина знакомит учителей
с тем, как сохранить психологическое здоровье

Специалисты психологической службы НОУ «Премьер» решили направить свои основные усилия на реальную помощь педагогам в оптимизации учебного процесса и на осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку. Для этого они провели психологическое обследование, по результатам которого был составлен своеобразный психологический портрет, отражающий познавательные возможности, личностные особенности и проблемные зоны каждого ученика.

Затем были составлены индивидуальные карты на каждого ребенка, куда заносились сведения, нужные и понятные педагогам. Были составлены сводные таблицы по классам, куда вносились показатели, которые легко можно использовать на уроке, такие, как динамика утомляемости ученика и способы восстановления его работоспособности, особенности внимания и познавательной сферы, глубина и скорость ориентации в учебной задаче. Туда же вошли и социометрические данные по классам, личностные показатели.

Для того чтобы продемонстрировать преподавателям возможности использования таких материалов, был проведен своеобразный консилиум. Психологи показали на самых сложных примерах возможности использования психологических знаний в педагогической практике.

Кульминация тренинга: между участниками
установилось полное невербальное взаимопонимание

Подобная работа стала первым шагом психологов навстречу педагогам. Как считает педагог-психолог М.А. Ступницкая, психологи теперь не воспринимаются педагогами школы как своеобразные представители администрации. Оказалось, что от психолога можно получить конкретную помощь и поддержку.

Как считают психологи НОУ «Премьер», такой алгоритм работы психолога оправдывает себя. Особенно в больших школах, где на 700 детей приходится 1—2 психолога. Самый оптимальный путь — работа с учителями.

В «Премьере» это уже четвертое большое мероприятие для учителей. Показательно, что на этот тренинг, посещение которого — дело сугубо добровольное, пришло более трети педагогов школы. И это несмотря на первый день каникул и необходимость подготовки к другим важным мероприятиям, проходящим в школе.

Мне кажется, что тренингом остались довольны все: и психологи, которые проводили его, и преподаватели. Судя по заключительному невербальному обмену «подарками», каждый был искренне готов подарить коллегам если уж не сердце и целый мир в придачу, то что-то «большое и чистое».

Ольга РЕШЕТНИКОВА

Спонсор публикации статьи: научно-производственный центр «Огонек» - производство ортопедических изделий, и организация системы восстановительного лечения больных с поражением нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Протезно ортопедический центр «Огонек» осуществляет разработку и изготовление различных ортопедических изделий, от стелек до таких сложных аппаратов, как рефлекторно-нагрузочное устройство «Гравистат». Технические средства реабилитации, совместно с разработанными центром методиками, обеспечивают эффективное восстановительное лечение детей и подростков, больных различными формами ДЦП и последствиями ЧМТ. Подробнее ознакомиться с предложением центра «Огонек» можно на сайте http://ogonek.org