Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2000

ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

Наблюдая повсюду обилие коррекционных и развивающих программ, на ум приходит — благие намерения. Сама являясь соавтором программы «Психологическая азбука» (на страницах «Школьного психолога» коллеги могли познакомиться с ее материалами), глубоко убеждена, что многое зависит от педагога.
В методическом пособии данной программы для 1-го класса авторы подробно останавливаются на основных требованиях к педагогу. Жаль, что в пособиях для 2-х и 3-х классов подобного предисловия нет. Сожаление возникло у меня, когда я увидела, как один из чиновников, узнав о «Психологической азбуке» из брошюр, настоятельно стал рекомендовать ее для внедрения, так и не поняв, что это действительно программа, а не перечень тем и рекомендаций.
Это не только методическое пособие для педагогов и психологов, но и фантастическое путешествие девочки Юли и ее папы-психолога на планету Собакилия, где земляне помогают друзьям в создании искусственной психики; на планету Хухромухр, где герои спасают коренных жителей от Психоочистителя; психологические сказки, метафорически раскрывающие суть основных психических процессов; прагматические задания в «Рабочей тетради» и, конечно, личность учителя. Именно об этом мы говорим на встречах с учителями и психологами, заинтересовавшимися программой.
Нередко возникает спор: кто должен вести этот предмет? Психологи в один голос заявляют, что учителям отдавать его нельзя, мотивируя это услышанными на семинаре рассуждениями учителей по поводу их великой миссии — «управлять» развитием личности. Да, трудно, а порой невозможно доказать некоторым учителям, что ученику необходимо выступать не только в роли объекта, но и в роли субъекта обучения, а затем и развития личности. Подчеркну, некоторым учителям. Никто не застрахован и от непрофессионализма психолога.
Преобладание развивающих задач над обучающими обусловливает особенности педагогической деятельности: она — не управление учебной деятельностью школьников, а совместная деятельность учителя и ученика, обеспечивающая обоюдное развитие и того и другого.
Успех работы учителя по этой программе зависит, в первую очередь, не от знания им основ науки психологии, а от наличия у него высокого уровня самосознания. Для педагога этот уровень характеризуется гармоничным развитием всех структур профессионального самосознания, благодаря которому он выстраивает систему отношений с детьми, основанную на принятии их как самоценностей.
«Психологическая азбука — это не уроки, — говорят дети. — Это встречи». Организовать такую встречу с личностью ребенка может только Личность взрослого, кем бы он при этом ни был — психологом или учителем.
Однажды третьеклассники, рассуждая о Внутреннем мире человека, создали на бумаге его символический образ. Одна девочка представила его в виде Приоткрытой двери: «С одной стороны, моя душа приоткрылась миру, а с другой — я сама заглянула и сделала шаг в свой Внутренний мир».

Алиса ПОПОВА,
психолог,
г. Орск, Оренбургская обл.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА

Второй класс

Раздел 2. «Я и мои желания»

ЗАНЯТИЕ 1

"Я хочу..."

Задачи

Ввести понятие «желание».
Помочь детям осознать и проанализировать свои желания.

Материалы

Рабочие тетради, карандаши, фломастеры.

Ход зпнятия

1. Разминка

Упражнение «Раскрасьте фразу»

На доске записано предложение «Здравствуйте, мы рады вас видеть».
Психолог. «Раскрасьте» эту фразу разными эмоциональными цветами. Для этого произносить ее надо так, как будто:

— оправдываетесь перед гостями;
— удивлены, так как не ждали гостей;
— обиделись на бабушку;
— рассердились на младшего брата;
— просите прощения у мамы;
— искренне радуетесь приходу хороших людей;
— испугались того, кто пришел.

Психолог. Угадайте чувство, с которым я произношу эту фразу.
Дети. Вы произносите ее с чувством радости.
Психолог. Верно.

2. Работа по теме

Упражнение «Мои желания»

Психолог просит детей написать 5–7 желаний, которые есть у них в данный момент. По окончании работы эти желания нумеруются в порядке важности, а затем отмечаются буквой «Я» те, исполнение которых зависит от самого ребенка; буквой «Д» — зависит от других людей; «Н» — ни от кого не зависит или ребенок не знает.
Ведущему не стоит заводить спор или нравоучительные беседы с ребенком, у которого обнаружатся надо всеми желаниями буквы «Д». Однако обратить внимание на таких детей следует.

Упражнение «Мое главное желание»

Дети выполняют в рабочих тетрадях рисунки на указанную тему.

Упражнение «Объясняю, что мне надо» («Испорченный экран»)

Учащиеся встают в колонны по 5–6 человек. Последний задумывает предмет, которым хотел бы обладать, он дотрагивается до плеча своего соседа и жестами сообщает ему об этой вещи. Сосед передает полученную информацию по цепочке. Игрок, стоящий первым, получив сообщение, бежит в конец колонны и говорит последнему о том, что он задумал. Побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием и чей правофланговый правильно словесно объяснил суть переданной жестами информации.

ЗАНЯТИЕ 2

Сказка о борьбе мотивов

Задачи

Познакомить детей с психологическими механизмами действия потребностей и мотивов.
Развивать в детях понимание ответственности за достижение поставленной перед собой цели.

Материалы

Рабочая тетрадь, цветные карандаши, фломастеры, мячик.

Ход занятия

1. Разминка

Психолог начинает разминку с помощью мяча: он начинает предложение «Я хочу...», дети должны его продолжить.
Психолог. Почему одни желания исполняются, а другие — нет? Сегодня, возможно, мы ответим на этот вопрос.

2. Введение в тему занятия

Упражнение «Исполнение желаний» (упражнение релаксационного характера)

Дети занимают удобное положение, закрывают глаза. Под слова психолога концентрируются на большом, среднем и малом кругах внимания. Психолог помогает детям сосредоточиться на своем теле, расслабить напряженные мышцы.
Психолог. Вспомните те желания, о которых вы писали на прошлом занятии. Выберите то исполнение, которое для вас очень важно. Подумайте, от кого зависит исполнение этого желания. А что для этого должны сделать вы сами? Представьте, что наступил момент — и желание исполнилось... Какие чувства у вас появились?
Через 1–2 минуты дети открывают глаза. Психолог организует обсуждение мыслей и переживаний детей по вопросам:

Как вы увидели исполнение ваших желаний?
Что вы сами можете сделать, чтобы приблизить исполнение ваших желаний?

3. Работа по теме

Психолог. Чтобы исполнились ваши желания, должны появиться сначала потребности, а потом мотивы, которые запустят механизм действия. Что же такое потребности? Давайте разберемся. Представьте, что вам холодно. Представили? У вас возникает потребность в тепле. А эта потребность рождает мотив разыскать одежду.
На доске появляется схема: П--> М.
Без мотива человек бездействует. Мотивы — это то, что нас заставляет действовать, так или иначе поступать. У одной потребности мотивов может быть несколько. У вас возникла потребность пойти домой. Назовите возможные мотивы.

Дети. Дома ждет игрушка.
— Соскучился по питомцу.
— Просто есть хочется.

По мере ответов детей психолог записывает на доске схему.

Психолог. Иногда между мотивами разворачивается настоящая борьба, как, например, в сказке
Психолог читает вслух «Сказку о борьбе Мотивов» (см. И.В. Вачков. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. М.: Педагогика-Пресс, 1996, с. 139–143), после чего проводится беседа по содержанию сказки. Затем дети рисуют в рабочих тетрадях иллюстрации к прочитанной сказке.

Упражнение «Почему я этого хочу?»

Психолог. А какие мотивы могут запустить механизм действия исполнения ваших желаний, о которых вы писали? Проведите исследование своих потребностей, отмечая мотивы.
Совместно с учителем дети приходят к выводу, что желания отвечают на вопрос «Что я хочу?», а мотивы — на вопрос «Почему я этого хочу?».

4. Подведение итогов

Подведение итогов проходит по вопросам:

Что нового узнали ученики на уроке?
Какое из заданий особенно понравилось?
Что было труднее всего выполнить? Почему?

5. Домашнее задание

Психолог. Придумайте свою сказку о борьбе мотивов. Напишите ее в рабочих тетрадях или зарисуйте в виде комиксов.

Спонсор публикации статьи: Сайт телепрограммы "Квадратный метр". На страницах сайта, который располагается по адресу http://metr.tv, Вы найдете большое количество видеоматериалов советов и статей от передачи Квадратный метр. Представленная на сайте информация поможет составить дизайн проект предстоящего ремонта квартиры или дома, выбрать обои, ламинат или краску, подобрать мебель в спальню или на кухню, расскажет о том, какие поставить окна, и о многом другом. Так же, на сайте телепрограммы можно оставить свою заявку на участие, и возможно именно Ваша квартира примет участие в следующем выпуске, и получит первоклассный ремонт от дизайнеров и специалистов передачи «Квадратный метр».