Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2000

ИГРОТЕКА

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Игра «Перспектива» предназначена для учащихся 10-х классов. Ее цель — помощь старшеклассникам в осознанном профессиональном выборе.
Игра разработана с учетом того, что все учащиеся планируют получить высшее образование. Она рассчитана на 2,5 часа; требования к оформлению, театрализации и помещению минимальны.

РАЗМИНКА

Упражнение «Те, кто...»

Участники встают в тесный круг. Ведущий стоит в центре.
Ведущий. Поменяйтесь местами те... (варианты: у кого голубые глаза, кто собирается поступать в вуз, кто уже представляет, в какой области он хотел бы работать, и т.д.).
Задача участников, объединенных этим признаком, поменяться местами, соблюдая главное условие — нельзя занимать соседнее освободившееся место. Задача ведущего — успеть встать в круг во время всеобщего обмена. Оставшийся без места становится ведущим.

Упражнение «Здравствуй!»

Все участники встают в два круга — внешний и внутренний — лицом друг к другу.
Ведущий. Сейчас мы будем здороваться попарно. Каждый раз в новой паре это нужно сделать каким-либо новым способом. Начали: поздоровайтесь с приятным для вас человеком; с человеком, которого вы уважаете; с бывшим одноклассником, встретившись через год после окончания школы и т.п.

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Ребята, сегодня нам предстоит не обычная игра. Вы уже десятиклассники, через год вы оканчиваете школу. А что потом? Сегодня у вас будет возможность заглянуть в будущее. Возможно, во время игры у вас появятся вопросы, желание что-то обсудить с ведущими. Вы сможете это сделать на консультации с психологом или во время классного часа. Игра состоит из нескольких этапов, каждый из которых будет отражаться в вашем «Зачетном листе».
После разминки и вводной к игре ведущие уводят старшеклассников в холл перед актовым залом, где звучит музыка «Школьные годы чудесные...».
Раздаются «Зачетные листы», ребята по одному заходят в актовый зал, дверь за ними громко захлопывается и закрывается на замок. Музыка обрывается. Этот ход был сделан для усиления эмоциональной реакции на символическое проживание расставания со школой.

ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ

Фамилия, имя _________________________________________

Класс ________________________________________________

1. Цвет моего чувства

______________________________________________________

2. Я выбрал эту профессию потому, что

_______________________________________________________

3. Цвета моих ответов в тесте

1. 2. 3. 4.

4. Я иду в вуз прежде всего для того, чтобы

________________________________________________________

5. Мой «багаж»

________________________________________________________

6. Значимая для меня жизненная цель

_________________________________________________________

ЧУВСТВА

Все садятся в круг, ведущий предлагает старшеклассникам представить ситуацию после окончания школы.
Ведущий. Выпускной бал закончился, вы разъехались по домам. Одиннадцать школьных лет позади... Какие чувства вы испытываете? Поделитесь, пожалуйста.
Ребята отвечают. Наши школьники в основном говорили об ощущении взрослости, грусти по школьным временам, грусти от расставания с друзьями. Радостных чувств типа «Ура, наконец-то!» не было.
Когда переживание прощания со школой перешло на слезный уровень, один из ребят повернул обсуждение в другое русло: «Ну ведь все от нас зависит, мы ведь и приходить сюда можем, и встречаться классом, и ездить куда-то все вместе».
Таким образом, упражнение было закончено на мажорной ноте. После того как все участники высказались, ведущий просит их зафиксировать цвет своего чувства в «Зачетном листе».

ПРИНЦИП ВЫБОРА

Участники остаются сидеть в кругу, каждый получает лист альбомного формата, в центре круга лежат маркеры, фломастеры.
Ведущий. Напишите каждый на своем листочке основной принцип, которым вы руководствуетесь при выборе своей будущей профессии. После того как вы напишете это, поверните листок к группе и держите его так, чтобы другие могли прочитать. Теперь подойдите и положите руку на плечо тому человеку, чей принцип близок вашему или интересен вам.
Задача ведущего на этом этапе — помочь ученикам сформулировать этот принцип.
Далее ребята объединяются в группы.
Ведущий. Теперь в группах составьте список аргументов в защиту вашего принципа: почему именно он является основополагающим или почему он так важен для вас.
В нашей игре участники разбились на три группы: одна (малочисленная) образовалась по принципу «Моя профессия должна приносить пользу обществу», две другие — «Моя профессия должна быть мне интересна».

После того как каждая группа представила свои списки, ведущий организовал обсуждение. Оно было бурным, ребята вышли на принципиальные позиции: что важнее — обеспечить хороший материальный уровень своей семье или реализовать свой профессиональный интерес, нравственно ли приносить пользу чужим людям в ущерб своим детям и т.д.
По окончании дебатов ведущий предлагает участникам групп еще раз примерить к себе свой принцип и решить, остается ли он в силе. Каждый записывает свой принцип выбора профессии во второй пункт «Зачетного листа».

ЦЕЛИ СТУДЕНЧЕСТВА

Ведущий ставит в центр круга коробки с маленькими квадратиками из цветной бумаги пяти цветов (желтый, зеленый, синий, красный, коричневый). Каждый участник игры получает лист с тестом.
Ведущий. Я буду зачитывать вслух тест, а вы должны выбрать те варианты ответов, которые отражают вашу точку зрения. По каждому пункту можно дать только один ответ. После выбора вы должны взять из коробки цветной квадратик, соответствующий пометке напротив выбранного ответа в тесте (см. ниже). После завершения теста у вас должно быть четыре квадратика.

ТЕСТ

  • 1. Экзамен — это:

    • возможность закрепить и систематизировать свои знания;.

    • неприятная ситуация: всегда есть опасность получить неважную оценку и испортить диплом;

    • возможность в приятной компании провести ночь за подготовкой;

    • если преподаватель противоположного пола — возможность обратить на себя внимание;

    • u возможность выделиться на фоне однокурсников.

  • 2. Я считаю, что посещать занятия:

    • важно, особенно те, которые способствуют профессиональному росту. Если курс неинтересный, лучше пойти в библиотеку;

    • надо так часто, чтобы получить достаточно знаний для успешной сдачи экзамена;

    • приходится, тем более что они бывают интересными;

    • надо, особенно те лекции, на которых объект твоих симпатий сидит за соседней партой или стоит за столом;

    • необходимо, так как это характеризует тебя как ответственного и исполнительного человека.

  • 3. Свободное время студента:

    • его так мало (институт, библиотека, стажировка, научный кружок), что не стоит о нем говорить;

    • принадлежит ему;

    • это встречи, тусовки, затеи, поездки, путешествия, безумные поступки — таких лет больше не будет;

    • это романтические встречи, ухаживания, плавно переходящие в брак;

    • возможность выстроить отношения, которые в будущем помогут найти хорошую работу.

  • 4. Подготовка к семинарам:

    • это большая кропотливая работа: подготовка в библиотеке, осмысление материала, продумывание выступлений;

    • это необходимость подготовить материал, который преподаватель обязательно спросит;

    • конечно нужна, но хорошо бы пойти в библиотеку компанией;

    • это возможность задать вопросы интересующему тебя лицу;

    • если воспользоваться дополнительной литературой, можно продемонстрировать всей группе и преподавателю свою компетентность в самых непростых вопросах.

Пока один ведущий работает с участниками, второй развешивает на стендах или стенах большие листы цветной бумаги тех же цветов, что и квадратики в коробках.
Ведущий. Теперь посмотрите на цвета набранных вами квадратиков. Какой цвет преобладает? Подойдите к большому квадрату этого цвета. Если вы набрали поровну квадратиков разных цветов, то останьтесь на месте и послушайте, что означает каждый цвет.
Один ведущий называет цели студенчества и расшифровывает их, другой прикрепляет под цветной бумагой таблички с названиями этих целей.

  • Желтый (первые ответы) — превращение в профессионала.

  • Красный (вторые) — возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний.

  • Зеленый (третьи) — активная студенческая жизнь.

  • Синий (четвертые) — устройство личной жизни.

  • Коричневый (пятые) — карьерные устремления.

Ведущий. Теперь те, у кого поровну разных квадратиков, выберите, какая цель студенчества вам ближе, назовите ее и подойдите к соответствующему цвету. Теперь занесите, пожалуйста, ваши цели в «Зачетные листы».
На этом этапе ребята работали легко, с юмором воспринимали разные варианты ответов.
Важным моментом для ведущего здесь является разведение для учеников двух похожих в их глазах целей — превращение в профессионала и получение возможности работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний. Ведущий говорит ребятам о том, что стать профессионалом за пять лет учебы в институте — это трудная задача, предполагающая совмещение серьезной учебы со стажировкой.

Олеся ПЯТКОВА,
психолог НОУ ЭШЛ,
г. Москва

(Окончание следует.)

Спонсор публикации статьи: если Вы ищете, где найти красивую и удобную одежду для Вашего домашнего питомца, то посетите интернет магазин «DOGS – FASHION». Интернет магазин одежды для собак, который располагается по адресу http://dogs-fashion.ru, предлагает широкий ассортимент продукции, от нижнего белья и бантов, до теплых зимних комбинезонов и обуви. Выгодные цены, и доставка товара курьером, позволят сэкономить Ваши деньги и личное время.