Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2000

ИЗ ПЕРВЫХ РУК

ПРАВА НА ТАЙНУ И ОШИБКУ

Читатели «Школьного психолога» уже знают о самарском курсе «Основы жизненного самоопределения» по рецензиям на учебники, опубликованным в № 42, ноябрь 1999 г. Редакция попросила подробнее рассказать об этом курсе одного из авторов учебников, заместителя руководителя Самарского регионального центра социопсихологических исследований в системе образования, кандидата психологических наук Аллу Анатольевну Гудзовскую.

 

 

Идея о том, что в школах Самарской области нужно ввести курс «Основы жизненного самоопределения», появилась в 1993—1994 гг. в нашем Главном управлении образования, в частности у его начальника Ефима Яковлевича Когана . Подготовка курса для начальной школы была поручена мне вместе с Галиной Сураевой.

Сначала мы попытались понять, что такое жизненное самоопределение, и обнаружили, что готовых ответов на этот вопрос не было ни в педагогическом, ни в психологическом плане. Пришлось это понятие разрабатывать, в результате чего мы пришли к такому пониманию: самоопределение есть осознанный выбор, сделанный на основе собственных ценностей. Не выбор вообще — о самоопределении можно говорить только тогда, когда мы понимаем, почему мы выбираем, когда мы находим культурные ценности, которые лежат в основе этого выбора.

Вроде бы первоклассник не ставит перед собой вопросов самоопределения. Но на самом деле ребенок приходит в первый класс с той или иной степенью готовности, с желанием или нежеланием учиться, с каким-то отношением к школе. Для одного ребенка школа — нечто значимое, а для другого – это то, что ему мешает свободно жить и заниматься собственными делами. То есть фактически ребенок уже делает свой ценностный выбор, только пока не на уровне сознания, а на уровне эмоционального предпочтения. И в зависимости от этого выбора строится вся его активность в школе, он там замечает либо в первую очередь уроки и учителя у доски, либо прежде всего одноклассников, с которыми он общается на переменах.

Хочет того учитель или нет, ребенок делает выбор не только один раз перед поступлением в школу, он делает его, как и каждый из нас, в любую минуту своей жизни, хотя, может быть, об этом не всегда знает, как, впрочем, и все мы. И естественно, что при построении курса к ребенку мы отнеслись как к живому человеку, как к взрослому, но решающему свои проблемы, может быть, несколько по-другому.

 

Учитель, обучающий ребенка сознательному выбору, должен понимать, что он сам тоже постоянно находится в ситуации выбора. Поэтому важным моментом мы считаем осознание учителем своей жизни как жизни, сделанной по собственному выбору, осознание ответственности за этот выбор и, в частности, за то, что происходит в классе на уроке. Ведь самоопределиться нельзя заставить, нельзя воспитать качества самоопределения, можно только показать ребенку человека, который может выбирать на основе собственных ценностей. Поэтому к учителю, который ведет этот предмет, предъявляются невероятно высокие требования. И наряду с учебниками для детей выпущены методические рекомендации для учителей, где описаны ситуации выбора, предлагаемые на каждом уроке.

Для всех желающих преподавать «Основы жизненного самоопределения» подготовлен курс обучения. В него включены специальные тренинги, где учителя разбирают и прорабатывают определенные ситуации жизненного выбора. Им дается возможность посмотреть на учебный процесс с несколько новой стороны — не как на передачу знаний, а как на взаимодействие индивидуальностей, имеющих право на собственную позицию. Для учителя такой подход часто труден, потому что он привык давать готовые оценки ситуации, в том числе и нравственные.

Мы же считаем, что готовая оценка принимается лишь на формальном уровне, как абстрактная норма или правило. Но если дать ребенку возможность самому прийти к той или иной нравственной позиции, то он усваивает ее значительно глубже – не на уровне формального следования нормам из-за боязни внешнего наказания, а на уровне собственной совести.

Ребенку нужно предоставить свободу ошибаться, делать собственные промахи, быть, с точки зрения учителя, в чем-то неправым. Это очень трудно. И наш важнейший принцип — воспитание относительности мировосприятия, понимания того, что на каждую ситуацию может быть масса всевозможных взглядов. Фактически мы попытались ввести в школу и в учебный процесс средства практической психологии.

Судя по откликам учителей, родителей, детей, я думаю, что это получилось. Детям безусловно нравятся уроки основ жизненного самоопределения, потому что, может быть, впервые здесь с ними разговаривают как с людьми, имеющими свою позицию, спрашивают, что им нравится, что им не нравится, как бы они могли поступить в той или иной ситуации. И учителя с удивлением обнаруживают, что дети значительно мудрее, значительно интереснее, чем им раньше казалось. Оказывается, у них есть жизненная позиция!

Учителям стало интереснее работать, потому что у них появилась возможность живого общения с детьми хотя бы на одном уроке. Организация развивающего общения — это один из принципов, заложенных в программу курса.

Учитель должен, собрав все силы, воздерживаться от прямых оценочных ответов, он может только подвергать сомнению позицию ребенка, задавая ему вопросы и предлагая разные варианты ответов. Учитель может говорить о том, что ему близко, а что нет, может высказывать свое мнение, но как одно из многих, а не как нечто обязательное. Ни точку зрения ребенка, ни свою нельзя объявлять правильной или неправильной.

 

Курс может вести сам учитель начальных классов. На наш взгляд, это самая удачная форма преподавания, потому что учитель лучше других знает своих детей. Но есть одна важная оговорка: это должно быть добровольным решением. Если учитель не хочет вести уроки самоопределения, не понимает принципов их построения, то лучше ему этого не поручать. Иначе всем будет только хуже.

Сейчас введена новая квалификация «Учитель основ жизненного самоопределения». С одной стороны, это хорошо, с другой – если учитель ведет только этот предмет, то его можно лишь пожалеть. Это не обычный урок, где нужно прийти, рассказать, спросить и уйти. Здесь нужно пережить весь урок, почувствовать ребенка, суметь помочь ему выйти на новую позицию, а это сложная психологическая работа. И учителю по силам работать с двумя классами, с тремя, но когда он работает с шестью–семью, да еще в нескольких параллелях, то знакомый психологам синдром профессионального сгорания наступает очень быстро.

Курс могут вести и психологи. У этого варианта есть определенные преимущества, потому что психолог владеет прекрасными методами, но плохо то, что психолог — не учитель и для него программа не есть буква закона. Из-за этого могут возникнуть нарушения процесса.

Наш курс предполагает включение родителей в учебный процесс, поэтому многие задания специально ориентированы на то, чтобы ребенок выполнял их вместе с родителями. Родители, кстати, отмечают, что это помогает им в чем-то лучше понять ребенка, вспомнить себя в этом возрасте и снять многие проблемы.

Своеобразие курса проявляется не только при выполнении домашних заданий, но и на уроках. Например, проблема оценивания решена очень просто — никаких отметок. Оценить можно только активность ребенка на уроке, но, с другой стороны, ему предоставляется право не быть активным: не хочется отвечать на какие-то вопросы — не отвечай. Обязательно нужно предоставлять ребенку право на личную тайну.

Наш центр проверял результативность предмета «Основы жизненного самоопределения». Оказывается, что влияет он достаточно сильно даже на речевое развитие: дети лучше говорят, используют больше слов, выше сложность предложений. Но это один из побочных эффектов, на которые мы не собирались ориентировать наш курс. А основное влияние, которое мы рассматриваем, – это влияние на личность.

  • Во-первых, ребенок лучше понимает себя и знает значительно больше критериев оценки себя.

  • Во-вторых, он умеет хорошо взаимодействовать с другими, слышать, что говорит другой, реагировать на ответы одноклассников. Дети начинают понимать, что они являются не только индивидуальностями, хотя и это очень важно, но еще включены в некие общности: в семейную, в школьную, в классную, города, страны, мира и так далее. И это чувство принадлежности к какой-то группе защищает от различных стрессов настолько, что даже способствует профилактике наркоманийного поведения.

  • В-третьих, дети осознают, что они не только включены в эту группу, но от них, от их индивидуальности зависит то, что в этой группе происходит. Ведь даже когда мы не думаем о том, что мы влияем на других, мы всегда на них влияем.

И что еще очень важно. Под воздействием курса меняются и сами учителя, они начинают видеть в ребенке живого человека, а не безликого ученика, который должен выполнять набор школьных правил. А понимание того, что за каждым словом, за каждой ситуацией есть некий выбор, меняет отношение учителя к другим урокам, которые он ведет. Он начинает видеть в них не только содержание, но и воспитательную сторону.

Записал Марк САРТАН
Региональный центр социопсихологических
исследований в системе образования
Тел.: (8462) 32-66-40