Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2000

ГИЛЬДИЯ

СПОСОБНОСТЬ К ПОЛЕТУ

Хорошо бы сначала разобраться, а что же скрывается за этим красивым и таинственным словом «самоопределение». Вроде бы буквальное значение очевидно: определение самого себя, нахождение своего пути в жизни, в профессии. Но стоит задуматься хотя бы на минуту — и ясность исчезает. Ведь для того чтобы определить самого себя, надо ответить на такие «простенькие» вопросы: «Кто такой я? Чего я хочу? Что могу? Куда мне двигаться? Зачем?»

РАЗНЫЕ МНЕНИЯ

М.Р. Гинзбург считает, что личностное самоопределение представляет собой единство ценностно-смысловой и пространственно-временной организации жизни человека. Психологическим содержанием этого феномена является конструирование человеком своего жизненного поля, включающего в себя как совокупность индивидуальных жизненных смыслов, так и пространство реального действования — актуального и потенциального. Иными словами, осуществляя самоопределение, человек вынужден искать и осознавать смыслы своего настоящего и своего будущего. А уровень развития личностного самоопределения — это как раз степень расхождения между ценностной насыщенностью настоящего и ценностной насыщенностью будущего.
Н.С. Пряжников, подчеркивая единство личностного и профессионального самоопределения, сущностью последнего считает самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.
Обращаясь к анализу возможных стратегий профессионализации учителя, Л.М. Митина опирается на идею С.Л. Рубинштейна о двух основных способах существования человека.
Первый из них — это жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. Всякое отношение человека — это отношение к отдельным явлениям жизни, а не к жизни в целом. Здесь функционирует внешняя рефлексия.
Второй способ существования связан с появлением внутренней рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот поток жизни и выводит человека за его пределы. С появлением такой рефлексии связано ценностно-смысловое определение жизни. Именно в этом способе, по сути дела, впервые встает проблема «уяснения самому себе своего собственного сознания».

УМЕНИЕ ОСТАНОВИТЬСЯ

Думается, что эти представления о личностном и профессиональном самоопределении и путях профессионализации учителя можно смело проецировать на проблему жизнедеятельности психолога образования. И здесь на помощь хочется привлечь следующую метафору.
Представим океан. Все его обитатели могут быть разделены на две неравные группы. Первые — это те, кто всю жизнь проводит в подводных глубинах. Они добывают пищу, спасаются от врагов, охотятся за более слабыми и... представления не имеют, что есть и абсолютно другой мир, другое — воздушное — пространство. Им оно недоступно, а подавляющему большинству — попросту неинтересно.
Но есть особая группа океанских жителей — летающие рыбы. Кто наградил их крыльями — Бог, судьба, собственное любопытство — трудно сказать. Однако благодаря крыльям они могут выходить — пусть ненадолго! — в иное пространство. Иногда они вылетают из толщи воды и парят над поверхностью. Они видят, что происходящее в глубинах — это лишь часть огромного мира. Они получают уникальную возможность осмыслить то, что они делали под водой, посмотреть на свою жизнь со стороны, из другого пространства.
Конечно, они вновь нырнут в воду и погрузятся в привычную суматоху. Но они умеют останавливаться. Они способны к рефлексии.

НЕ ПОТЕРЯТЬ СЕБЯ

Этот путь самоопределения школьного психолога связан с погружением в процесс профессиональной деятельности при отсутствии постоянной рефлексии. Диагностика психологической готовности к школе, мониторинг познавательной активности, консультирование учителей, встречи с родителями, психокоррекционные занятия с подростками, тренинг для старшеклассников, срочный отчет о работе для директора... Дни, наполненные важной (безусловно!), необходимой (кто же сомневается?!) работой.
Только... Только нет времени остановиться. Только не удается оценить, осмыслить, понять — для чего? Каковы цели? В чем подлинный смысл? Какие принципы в основе?
Между тем суета становится засасывающей. Подспудно копится усталость. Не хочется уже ничего. Учиться? Семинары? Сколько можно! Книги по психологии? Они все толще и все дороже. И вообще — я же работаю, и неплохо. Все, что мне нужно для работы, я и так уже знаю. Какие еще новые психотехники? Мне и старых достаточно. Инновационные программы? Спасибо. Мы их и сами можем разработать. Вот на следующий год... Или через год. Какая разница? Делаю же все, что положено. Категорию бы только повысили. А что — у меня на тренинге успеваемость высокая. Да, ставлю. А как же без оценок?
О синдроме эмоционального сгорания чаще всего говорят по отношению к педагогам. Об эмоциональном сгорании психологов пишут пока еще мало. Но значит ли это, что последствия стресса и профессиональная стагнация им не грозят? Увы, есть сомнения. Причин для опасений много.
Во-первых, психолог, находящийся все время внутри своего профессионального труда, испытывает постоянные перегрузки. Эмоциональное напряжение при проведении сложных консультаций или тренинговых занятий не меньше, чем при тушении пожара. А это для честно работающего психолога — повседневность.
В потоке жизни психолог способен осознавать только частные локальные отношения к отдельным конкретным событиям и явлениям. В итоге он перестает вообще развиваться. Если переход самосознания на более высокий уровень не осуществляется, то происходит не только остановка: практически неизбежным становится откат на более низкий уровень.
Во-вторых, психолог должен иметь некие ориентиры и критерии для самоопределения. Погруженный в педагогическую профессиональную среду, имеющую иные цели и ценности, он не всегда может долго оставаться верным психологической позиции. «Опедагогизировавшийся» психолог — явление не столь редкое. Это, кстати, не означает, что цели и ценности педагогов плохие или неправильные. Они другие и, видимо, должны быть другими в силу разницы между профессиями. Проблема в том, что психолог теряет свои профессиональные ценности и смыслы.
В-третьих, психолог, выбравший этот путь самоопределения, осознанно или бессознательно стремится к тому, чтобы почувствовать себя максимально комфортно в школьной ситуации, полностью адаптироваться к ней. Для этого нужно соответствовать ожиданиям и требованиям окружающих, от которых зависит ощущение комфорта. Нетрудно догадаться, кто является наиболее значимым в школе. Так иногда и возникает особое статусное положение психолога как «особы, приближенной к телу» директора. (В скобках заметим, что подобная ситуация может образоваться и в результате вполне сознательных действий психолога, стремящегося «психологизировать» администрацию для усиления позиций психологии в школе, а не ради личных выгод.)
Итак, первый путь самоопределения школьного психолога в профессии может привести к утрате собственно психологических смыслов и целей деятельности, снижению уровня самосознания, профессиональной стагнации и эмоциональному сгоранию, прекращению личностного развития.

ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ

Другой путь самоопределения школьного психолога опирается на способность к выходу за пределы сиюминутной ситуации и осмыслению своего профессионального труда в целом. Такая способность становится основанием для развития рефлексии и самосознания, а это в свою очередь обусловливает постоянное личностное и профессиональное развитие.
Психолог, выбравший второй путь, осознает всю сложность и многогранность своей работы. Здесь разворачивается постоянная рефлексия психологического труда, происходят остановки и оценивание (или переоценивание) принципов, методов, приемов.
Специфика работы практического психолога состоит в том, что он должен владеть большим количеством алгоритмов (методов, приемов) и уметь их комбинировать. Но этого мало. Если мы согласимся с тем, что деятельность практического психолога сродни искусству, то получается, что творчество — это просто-напросто его профессиональная обязанность. Стало быть, психолог должен быть готов в любой момент забыть привычный алгоритм и импровизировать, жонглируя приемами, по ходу дела модифицируя методы и изобретая новые.
Чтобы виртуозно «играть» приемами и развивающими методиками, надо глубоко понимать их смысл, прочувствовать их, то есть в каждом из этих приемов пройти миг переживания. Тогда все, что делает психолог, будет не сухим алгоритмом, схемой действий, пошаговым планом, а проживанием опыта.
Другой особенностью указанного типа самоопределения является глубокое понимание психологом важнейших основ и фундаментальных принципов своей работы.
Исследователи различных отраслей прикладной науки не единожды декларировали необходимость и неизбежность работы в рамках определенной философской парадигмы. Любой практик — хочет он этого или не хочет — осуществляет свою деятельность под крылом парящей в небесах методологии, выше которой только стратосфера всеобъемлющей философии. Под какими созвездиями ходишь, на тех и строишь свою астрологию.
Школьный психолог должен осознавать, чьи позиции он разделяет в большей степени — Фрейда, Роджерса, Бэндлера с Гриндером или, скажем, Мясищева. Недооценивать значение четко сформулированных положений, лежащих в основе практической психологической работы, — большое заблуждение. Размытость фундамента фактически гарантирует неустойчивость и разрушение выстроенного здания.
По аналогии с путями учителя в профессии (Митина Л.М., 1999) можно сравнить два пути самоопределения школьного психолога (см. таблицу ).

РЕАЛЬНЫЙ РЕЗЕРВ

Не надо никому доказывать, что причины многих бед психолога в школе и проблем в его самоопределении следует искать в недостаточной продуманности и простроенности высшего психологического образования, которое до сих пор носит теоретический, а не практико-ориентированный характер.
Академическое университетское образование, которое получали психологи до конца восьмидесятых годов, не могло удовлетворить запросы живой практики. Необходимы были специалисты для индивидуальной и групповой практической психологической работы. Несмотря на повсеместное открытие краткосрочных курсов по подготовке практических психологов для школ и стремительное увеличение числа вузов, дающих высшее психологическое образование, эту проблему до сих пор нельзя считать решенной.
Не пытаясь объять необъятное и указать глобальные способы изменения системы вузовского обучения психологов, рискну предложить только те шаги, которые могли бы улучшить качество подготовки специалистов в области групповых психологических тренингов. На государственном уровне единая система подготовки психологов для ведения тренинговых групп пока отсутствует.
В настоящее время обучение психологов — ведущих тренинговых групп происходит в рамках негосударственных институтов и центров. Это делается несистематически, без жесткого контроля и четко регламентированных требований к специалисту. Во многих случаях такая «дикая» подготовка ведет к тому, что практический психологический инструментарий попадает в руки людей, не только не обладающих необходимой квалификацией, но и корыстных, аморальных, профессионально непригодных.

ШАГИ ПОДГОТОВКИ

По нашему мнению, специальную подготовку групповых тренеров возможно осуществлять на вузовском этапе обучения. Такое обучение должно включать следующие шаги.
С первых дней обучения студенты параллельно с изучением теоретических курсов посещают занятия тренинга общения, цель которого — первичное знакомство с тренинговыми методами и сплочение группы. Одновременно решается задача самопознания, изучения различных аспектов собственного поведения и собственной личности.
Получив подготовку по ряду базовых теоретических курсов (в число которых обязательно включаются социальная психология и основы психотерапии), студенты должны прослушать специальный учебный курс, описывающий психологические закономерности, условия и методы проведения групповых тренингов. При этом используются такие формы работы, как демонстрация эффективных психотехник и отработка их на практикумах, просмотр и анализ видеозаписей тренингов ведущих специалистов, наблюдение «за кругом», изучение литературы.
Следующим этапом подготовки должно стать участие студентов в психологических тренингах различной направленности в качестве клиентов. Результатом этого этапа должен стать осознанный выбор той психологической школы тренинга, в которой студент намерен специализироваться.
Продолжается клиентская практика студента в группах выбранного направления с параллельным углубленным изучением теоретических вопросов работы в рамках данной тренинговой школы.
На этом этапе начинается работа студента в качестве ведущего группы. Совершенно очевидно, что руководство первыми группами должно осуществляться с использованием супервизорства. При этом следует соблюдать следующую последовательность форм работы под наблюдением супервизора: сначала ведение группы с ко-тренером-супервизором, затем самостоятельная работа при пассивном супервизоре.
По завершении каждого тренингового занятия должно происходить подробное обсуждение способов решения тренером возникавших групповых задач, тактики его поведения, умений действовать в уникальных ситуациях групповой работы.
Наконец выпускники становятся полноправными членами профессионального психологического сообщества и могут вести тренинговые группы сами (для учащихся, учителей, родителей). Однако профессиональному развитию ведущих может способствовать их участие в балинтовских группах — группах, где встречаются профессионалы-психологи.
Думается, подобная система могла бы способствовать более осознанному, четкому, конструктивному самоопределению психолога.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук

УРОВНИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГА

Перечисленные ниже уровни выделены по критерию свободы в профессиональной деятельности. Они раскрывают прежде всего именно профессиональную сторону человеческого самоопределения.
«Но как же так? — спросят скептики. — А где же личностное самоопределение? Почему о нем ни слова?»
Можно предположить, что до четвертого уровня личностное самоопределение идет по своему собственному пути, который, возможно, и пересекается с профессиональным, но не образует с ним единого «маршрута». Профессиональный выбор, совершаемый еще выпускником школы, безусловно, имеет личностный характер. Однако далеко не всегда смысл и ценность труда занимают в ценностной иерархии работающего человека верхние ступени. Человек может в большей степени ориентироваться на ценности вне профессиональной деятельности, находя их в семье, в свободном времяпрепровождении и т.д.
И только на четвертом уровне личностное и профессиональное самоопределение сливаются в едином потоке, когда человек проявляется в своей профессии как яркая и уникальная личность, не мыслящая себя вне того дела, которым занимается. При этом психологу нет необходимости играть выученные роли и надевать «профессиональную маску» (одну и неизменную, заимствованную им у коллег), которую надлежит оставить внутри кабинета по завершении рабочего дня. Он становится профессионалом — иными словами, может оставаться самим собой, демонстрируя особые личностные характеристики, или создавать собственные роли и применять их в своей деятельности.

Спонсор публикации статьи: интернет магазин товаров для здоровья «Позвоночник.инфо». На страницах магазина, который располагается по адресу http://magazin.pozvonochnik.info, Вы найдете широкий ассортимент товаров для здорового и приятного сна. Воспользовавшись предложением магазина, Вы сможете купить матрасы с доставкой на дом, а удобная система поиска поможет найти матрас, наиболее соответствующий вашим запросам. Так же на страницах сайта, Вы найдете форум и полезные статьи, которые расскажут про заболевания спины, оздоровительно-профилактическую продукцию различны фирм, и о многом другом.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

Самоопределение в конкретной профессиональной функции

Примеры:
«Я умею работать со ШТУРом»,
«Я — специалист по подготовке ребенка к школе»,
«Я хорошо веду тренинги общения с подростками»

Психолог находит смысл только в выполнении отдельных профессиональных психологических функций. Освоив один или несколько несложных приемов или средств деятельности, пользуется только ими. Работая так годами, привыкает к своей деятельности и фактически сводит к минимуму свободу самоопределения. Большинство подобная ситуация не удовлетворяет. Однако находятся психологи, которых такое положение дел вполне устраивает.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

Самоопределение на конкретном трудовом посту

Примеры:
«Я — педагог-психолог школы № 12»,
«Я работаю консультантом в психологическом центре», «Я — руководитель психологической службы гимназии № 1»

 

 

Этот уровень предполагает выбор психологом конкретного рабочего места, что допускает иногда наличие довольно широкого диапазона функций. Человек может реализовывать свой потенциал в качестве педагога-психолога в общеобразовательной школе, психолога частной гимназии или психолога-консультанта в ППМС-центре. Возможность смены трудового поста рассматривается как нежелательное явление.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ

Самоопределение в специализации

Примеры:
«Я — специалист в области психодиагностики интеллекта»,
«Я специализируюсь в групповой психотерапии», «Я — семейный консультант»

Психолог проявляет большую гибкость в смене различных мест работы и способов самореализации. Например, педагог-психолог, занимавшийся в своей школе в основном диагностикой и психопрофилактикой, переходит в другую школу, где от него ждут активной психокоррекционной или даже психотерапевтической работы.
Впрочем, даже хорошо подготовленный психолог может испытывать большие трудности, если возникнет необходимость сменить работу школьного психолога на преподавательскую деятельность в вузе или на работу в качестве клинического психолога. Иными словами, не всегда успешное самоопределение в специальности дает благоприятный прогноз самоопределения в профессии.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ

Самоопределение в профессии

Примеры:
«Я — специалист в области бизнес-психологии», «Я — психотерапевт»,
«Я — детский психолог»

Этот уровень — сложный и многосоставной. Он предполагает в первую очередь возможности самоопределения в профессии, то есть психолог выбирает не только функции и трудовые посты в рамках одной специальности, но и сами специальности, выделяемые внутри профессии (например, клиническая психология, специальная психология).
Самоопределение в профессии включено в процесс жизненного самоопределения.
Личностное самоопределение рассматривается как высшее проявление жизненного самоопределения. Можно считать, что личностное самоопределение состоялось, если человек выступает в социуме как самобытная уникальная личность, заслужившая уважение и признание окружающих людей. Для практического психолога достижение такого уровня чрезвычайно значимо, поскольку отношение к его личности и отношение к его деятельности фактически сливаются в одно.
Высшим уровнем личностного самоопределения признается самоопределение в культуре, предполагающее в определенном смысле «социальное бессмертие» как результат существенного вклада в «копилку» человечества. Такое самоопределение можно охарактеризовать словами Николая Доризо, слегка их перефразировав: «Как много фамилий, как мало имен! Психологов — изобилие. Но как нелегко перейти Рубикон, чтоб именем стала фамилия!»

Схема составлена на основе типов самоопределения человека, предложенных Н.С. Пряжниковым