Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2000

НОВОСТИ
Март - апрель 2000

ЛИПЕЦК

5 апреля здесь прошла областная научно-практическая конференция «Проблемы социальной
и психологической адаптации школьников в условиях образовательных учреждений». Ее организаторами были Департамент образования и науки администрации Липецкой области, областной Центр психолого-педагогической и социальной помощи детям и подросткам, Институт усовершенствования учителей

В работе конференции приняли участие представители вузов, руководители органов образования области и города, директора школ, школ-интернатов, детских домов, психологи, социальные педагоги и логопеды области, а также представители Департамента федеральной государственной службы занятости населения Липецкой области.
На конференции рассматривались задачи и перспективы развития психологической службы области. Большое внимание было уделено решению проблем социальной и психологической адаптации школьников в условиях образовательных учреждений. Огромный интерес вызвало обсуждение личностной адаптации учащихся и условий для создания атмосферы психологической поддержки в образовательном учреждении.
На конференции были рассмотрены следующие основные темы: «Возможные пути адаптации детей с отклонениями в развитии», «Работа образовательных учреждений по социальной адаптации детей в условиях посттравматического стресса», «Организация совместной работы РОНО и районных ППМС-центров по проблемам социальной и психологической адаптации школьников», «Социально-трудовая адаптация школьников в условиях современного рынка труда».
Социальные педагоги и психологи детских домов и интернатных учреждений Липецкой области поделились опытом работы по организации общения воспитанников школ-интернатов с родственниками, по формированию житейских умений и навыков у учащихся при их подготовке к постинтернатному периоду.
Специалисты районных центров психолого-педагогической и социальной помощи детям и подросткам рассказали о клубной работе как одной из форм социальной и психологической адаптации подростков.
Участники конференции отметили своевременность и актуальность поднятых вопросов.
Социальное самоопределение школьников неразрывно связано с выработкой их мировоззрения. Важнейшую роль в этом играют учителя, психологи, социальные педагоги области, которые активно участвуют в формировании жизненных планов подростков, юношей и девушек.
Развивая готовность школьников к жизненному самоопределению, специалисты образовательных учреждений учат их опираться на объективные и субъективные ресурсы своей личности.
Новый импульс получила школьная психологическая служба, сеть которой, как было подчеркнуто на конференции, необходимо расширять. Практические психологи, социальные педагоги нацеливают педагогические коллективы на личностно-ориентированную работу со школьниками в разных формах. Это — индивидуальная работа, новые формы клубной деятельности, консультации учащихся и родителей, игровые тренинги и другие виды деятельности.
Психологам и социальным педагогам рекомендовано уделять больше внимания проблемам социальной и психологической адаптации учащихся на педсоветах, родительских собраниях, семинарах, методических объединениях. Систематически выступать в средствах массовой информации по данным вопросам. Расширять перечень услуг, нацеленных на поддержку, защиту, профессиональное определение школьника. Эти услуги должны быть адресованы родителям с детьми, а также детям, находящимся под опекой, и приемным родителям.
Только совместными усилиями можно помочь детям в их личностном росте, развитии и жизненном самоопределении.

А.И. КУЗНЕЦОВА,
директор областного Центра
психолого-педагогической, социальной помощи детям и подросткам,
г. Липецк
Тел: (0742) 47-31-98, 47-32-07


ЧЕЛЯБИНСК

30—31 марта состоялось заседание коллегии областного управления образования «О деятельности психологической службы в муниципальных образовательных системах гг. Челябинска, Магнитогорска, Кыштыма, Сосновского района»

Каждый из регионов, где мне удалось побывать, по-своему интересен. После знакомства с психологической службой, школами, центрами и людьми в том или ином регионе кажется, что именно здесь и нашли то самое, что и должно быть на самом деле...
В Челябинске, на «дежурном», казалось бы, мероприятии — коллегии, мне посчастливилось открыть еще один подход к развитию психологической службы.

Заседание коллегии открыл начальник управления образования
Челябинской области В.В. Репин

Заседание коллегии совпало с круглой датой — десятилетием психологической службы города. Правда, на коллегии система психологической службы области рассматривалась на разных уровнях: в Челябинске — как областном центре, в крупном промышленном городе Магнитогорске, в небольшом городке Кыштыме и в одном из сельских районов — Сосновском.
О деятельности психологической службы области собравшимся рассказал первый заместитель начальника управления образования, заслуженный учитель РФ В.В. Верахин. В области реализуются следующие комплексные целевые программы: «Одаренные дети», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Здоровье» (г. Магнитогорск) и «Образовательный мониторинг и стандарты» (г. Челябинск).
Отличительной чертой психологической службы города Челябинска и области в целом является ориентация на непрерывность оказания психологической помощи. Здесь по возможности работают с проблемными детьми начиная с дошкольного возраста и до окончания школы.
В городе осуществляется единый комплексный подход к оценке познавательных возможностей учащихся. Так, в рамках программы «Образовательный мониторинг и стандарты» управлением по делам образования совместно с городским центром «Психотрон» проводится исследование по определению динамики интеллектуальных функций учащихся по стандартному тесту УИТ СПЧ (универсальный интеллектуальный тест «Санкт-Петербург — Челябинск»).
В психологических центрах много внимания уделяется сохранению здоровья учащихся.
Одну из самых «болевых точек» психологической службы — проблему кадрового обеспечения — затронул Н.А. Батурин (декан факультета психологии Южно-Уральского государственного университета, доктор психологических наук, профессор). Он считает, что сейчас этот вопрос стоит в области достаточно остро. За десятилетний срок существования службы, считает Николай Алексеевич, в ней изменилось многое, в том числе и требования к психологам. Раньше в системе образования были рады тем педагогам, которые получали психологическое образование, обучаясь на девяти-, трех- и четырехмесячных курсах. Сейчас в области сложился костяк из таких психологов. Они знают школу, хотят работать. Поэтому встает проблема их переподготовки.
Н.А. Батурина серьезно беспокоит и качество подготовки психологов, особенно в многочисленных частных учебных заведениях. Только в Челябинске их тринадцать. Выход из этого положения видится как в создании разноуровневой системы дополнительной переподготовки кадров, так и во введении своеобразного квалификационного экзамена при приеме на работу.
Выступление московской гостьи — начальника отдела практической психологии и охраны здоровья Минобразования России, кандидата психологических наук Н.В. Морозовой было посвящено анализу проблем, возникающих в действующих моделях психологической службы в системе образования. В частности, Наталью Васильевну всерьез беспокоит то, что, несмотря на большое количество психологов и других специалистов, работающих в системе образования, здоровье детей неуклонно ухудшается.
Оптимальной видится трехуровневая модель психологической службы. Первый уровень — оказание непосредственной помощи детям, педагогам и родителям со стороны психолога в образовательном учреждении. Второй — квалифицированная и дифференцированная помощь на базе ППМС-центров и ПМПК. Третий — кадровое и научно-методическое обеспечение, которое осуществляется представителями органов управления образованием.
Н.В. Морозова, оценивая состояние психологической службы Челябинской области, отметила высокий уровень компетенции органов управления образованием. Одним из показателей эффективной работы педагогов и психологов являются высокие показатели интеллектуального развития челябинских школьников, которые одерживают победы на всевозможных отечественных и международных олимпиадах.
С одной стороны, нельзя не отметить хорошую подготовку специалистов, что видно на примере психологов Советского района г. Челябинска. С другой — нельзя не согласиться с тем, что необходимо развертывать постоянно действующую систему повышения квалификации психологов. Наталья Васильевна согласилась с тем, что квалификационные испытания важны, но это должна быть четко отработанная технологичная процедура.
На коллегии прозвучала мысль о том, что наиболее эффективно психологическая служба работает там, где есть тесное взаимодействие психологов и администрации. В Челябинской области большое внимание уделяется психологической подготовке руководящих работников. То есть происходит их своеобразная «всеобщая психологизация». Причем охватывает она руководителей как образовательных учреждений, так и муниципальных органов управления образованием. Поэтому в будущем видится тесное взаимодействие этих двух структур. Развитие психологической службы должно быть спланировано с учетом тех приоритетов, которые обозначены администрацией, но и администрация принимает управленческие решения с учетом рекомендаций психологических служб.
На коллегии было отмечено, что большое внимание должно уделяться качеству подготовки педагогов-психологов, поскольку сейчас на повышение их квалификации уходит до 40% времени работы районных психологических центров.
Решено привести к единому знаменателю нормативы, определяющие количество детей и подростков, приходящихся на одного психолога. Эти показатели колеблются от 1621 человека в сельском районе до 390 в Магнитогорске.
В конце заседания произошло награждение педагогических и руководящих работников образования области. Было приятно видеть среди них представителей психологических служб Челябинска, Магнитогорска, поскольку с работой многих из них мне удалось познакомиться во время этой поездки. Но это уже — тема отдельных репортажей.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Главное управление образования
администрации Челябинской области
Тел.: (3512) 33-34-97

Спонсор публикации статьи: интернет магазин детских товаров www.MILAY-TAYA.ru. На страницах интернет магазина Вы найдете такой товар, как детская электрическая люлька "TAYA", которая позволит упростить процедуры ухода за ребенком, обеспечивая комфорт и безопасность младенца. Товары, представленные на сайте магазина, сертифицированы и соответствуют самым высоким стандартам качества, а специалисты магазина помогут оформить покупку, и дадут компетентную консультацию.