Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2000

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГОВ

Сценарный план проведения психолого-педагогической студии

Человек с высокой самоценностью внушает доверие и надежду.
В. Сатир

Хулиган-восьмиклассник дал подзатыльник маленькому пятикласснику. Просто так. Увидевшая это учительница сделала то же самое по отношению к хулигану, спросив его при этом: «Ну и как тебе?» — «Нормально!» — ответил тот. Не без помощи учительницы он получил подтверждение: кто сильнее, старше, может ударить того, кто слабее.
Правильно ли поступила учительница? А как поступили бы вы? И вообще, что делать в подобной экстремальной ситуации?
Некоторые ответы педагоги смогут получить после участия в предлагаемой студии. Однако не следует диктовать им единые правила. Многие интуитивно уже нашли свои варианты решений, которые имеют право на существование.
Впрочем, лишних знаний не бывает...

Оборудование. Листы с набором пиктограмм из 15 фигур, цветной картон, ножницы, клей, ватман, магнитофон, кассеты с плавной инструментальной музыкой, карточки с заданиями, два мяча, мел, учебная доска, аптекарские весы с набором карточек-грузов, незаполненная таблица на доске.

Примечание. В оформлении пространственной среды могут использоваться соответствующие рисунки и плакаты. Помещение должно быть приспособлено для работы 4—6 групп по 3—4 человека.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

За несколько дней до проведения студии среди педагогов проводится анкетирование.

Анкета

  1. Мотив выбора профессии:

    • семейная преемственность;

    • любовь к детям;

    • возможность максимально реализовать себя;

    • возможность сделать карьеру;

    • возможность реализовать собственные взгляды на образование;

    • желание быть учителем «с детства»;

    • случайность;

    • другое.

  2. Наиболее привлекательные стороны профессии:

    • возможность видеть результаты своего труда;

    • профессиональное общение;

    • необходимость и возможность приобретать новые знания;

    • режим работы (сокращенный рабочий день, длинный отпуск);

    • другое.

  3. Наиболее трудные стороны профессии:

    • результат моего труда зависит не только от меня;

    • приходится тратить много личного времени;

    • необходимо постоянно сдерживать свои эмоции;

    • другое.

 

Ученикам до проведения студии во время психологических занятий также предлагается составить портрет идеального и реального учителя.

РАБОТА В СТУДИИ

Работу студии желательно вести вдвоем.
В Прологе (после приветствия) участникам предлагается продолжить высказывания «Для меня эта четверть была...», «Для моих учеников эта четверть была...». Анализируя результаты, ведущий фиксирует внимание на общих трудностях педагогов и учащихся (усталость, нехватка времени, перегрузки...).
Переходя к следующей части — Этюду, ведущий предлагает участникам два мяча разных цветов (например, красный и синий), которые передаются по кругу с разных сторон. Получивший красный мяч, продолжает фразу: «В последнее время на работе меня радовало...», получивший синий — «В последнее время на работе меня огорчало...».
Соведущий фиксирует на доске высказывания участников, распределяя их по двум колонкам: положительные и отрицательные. Вместо записи на доске в качестве иллюстрации каждому высказыванию может соответствовать груз на весах. Независимо от соотношения положительных и отрицательных высказываний, чаши весов заполняются поочередно. Ведущий обращает внимание участников на «неизбежность» негативных факторов в профессиональной деятельности учителя и необходимость сохранения физического и психологического здоровья педагога-профессионала. По завершении упражнения формулируется тема студийного занятия, которая записывается на доске.
Переходя к информационно-формирующей части студии — Экспликации, ведущие знакомят участников с результатами анкетирования в данном случае учителей школы «Премьер» (ответы даны в порядке убывания).

1. Желание быть учителем «с детства»;

семейная преемственность;
возможность максимально реализовать себя.

2. Возможность видеть результаты своего труда;

необходимость и возможность приобретать новые знания;
профессиональное общение;
режим работы.

3. Результат моего труда зависит не только от меня;

приходится тратить на работу много личного времени;
необходимо постоянно сдерживать свои эмоции.

Эти данные сравниваются со среднестатистическим портретом учителя, составленным на основе «Мониторинга столичного образования», в соответствии с которым отличительной чертой московского учителя является высокая деловая направленность его личности. У 97% опрошенных этот показатель превысил среднее статистическое значение, что характеризует современного московского учителя как самостоятельного, активного, целеустремленного и готового принять на себя ответственность за решение любых задач, а не полагаться на чью-то помощь. Как правило, он готов к взаимодействию с коллегами. Уровень так называемой направленности на себя ниже среднестатистического, что говорит о бескорыстии и благородстве (на основе «Ориентировочной анкеты» Кучера и Смекалы).
В число позитивных сторон своей профессии педагоги включили: постоянное общение с молодежью, активная работа с людьми, учить детей и видеть хорошие результаты своего труда, творчество и др. В число отрицательных — неадекватная оценка труда со стороны государства, хамство и недисциплинированность учащихся, чрезмерная учебная нагрузка, напряженные отношения с администрацией, «навязывание» «лишних» предметов.
После этого для анализа участникам предлагается таблица (данные по Москве), которую лучше начертить заранее, а цифры вносить по мере предъявления информации

Таблица

Оценка и самооценка профессиональных качеств

Профессиональное качество

С позиции администрации

С позиции учителей

Хорошее знание собственного предмета

Психолого-педагогическое мастерство

Инновационное мышление

Хорошее физическое и психическое здоровье

Лидерские качества

79%

43%

27%

25%

4%

92%

49%

13%

30%

2%

На этом этапе работы студии участники знакомятся с результатами опроса учеников школы об идеальном и реальном учителе. Особое внимание обращается на такие личностные качества учителей, которые оцениваются детьми как наиболее значимые: доброта, энергичность, требовательность, умение слушать, способность и желание вникнуть в проблему.
Далее ведущие предлагают упражнение «Герб учителей», закрепляющее позитивный образ видения профессии. Инструкция: каждый участник получает набор пиктограмм (солнце, радуга, маяк, «скорая помощь», сердце, зонт, магнитофон и т.д.), из которых необходимо выбрать три символа, ассоциирующиеся с профессией учителя. Затем участники объединяются в группы по 3—5 человек, они должны выбрать единый символ и придумать к нему девиз (значение может также иметь выбираемая группой форма и цвет герба). Каждая группа представляет свой герб, который наклеивается на лист ватмана. Таким образом создается общий герб учителей школы.
Анализируя гербы, ведущий обращает внимание на то, что большинство из них имеет форму щита. При этом он говорит о необходимости профессиональных защит человека, работающего в сфере взросло-детских коммуникаций, еще раз напоминая тему студии. Подводя итог этого этапа, ведущий подчеркивает, что учитель должен владеть элементами саморегуляции и аутотренинга.
Следующая часть студии посвящена знакомству с прямыми и косвенными способами отреагирования в ситуации отклоняющегося поведения учащегося. Примерами прямых способов могут являться суждения типа «ты прав», «ты не прав», оценочные суждения «плохо», «хорошо» и т.д. Примерами косвенных способов — встречный вопрос, «психологическое поглаживание», активное слушание, «Я»-сообщение, «Ты»-сообщение, «для многих детей твоего возраста характерно...», переключение на значимую деятельность, техника «стеклянного взгляда».
Для многих педагогов проблемой становится высокий уровень эмпатии, которая в подобных ситуациях приводит к эмоциональному взрыву и быстрому «сгоранию». При решении этой проблемы важным является умение «сохранять состояние»: ничему не удивляться, сохранять эмоционально-волевые настрои (уважение к себе), посмотреть на себя со стороны, не только слушать, но и слышать. В качестве способов защиты также могут быть использованы такие приемы, как замещающее цветовидение, формирование эмоционально-значимого образа, слушание и остановка «волны раздражения», использование приема «зато я...». Ведущий может описать эти способы, но для изучения на данном занятии следует остановиться на одном-двух из них, наиболее привлекательном для аудитории.
Замещающее цветовидение позволяет «внутренним» взором увидеть динамичные перемещения ярких цветовых пятен, орнаментов, геометрических фигур. Формирование эмоционально-значимого образа предполагает мысленное погружение в «Уголок Спокойствия». Для аудиалов это может быть воспоминание и «внутреннее» слушание любимой мелодии, для визуалов — представление о приятном пейзаже, для кинестетиков — воспоминание ощущений движения во время прогулки и т.д. Борьба с «волной раздражения» предполагает умение «услышать» степень изменения личностной тревожности, попытаться понять ее причины и применить способы остановки (например, внутренний приказ или инструкция). Педагогам, как правило, нравится прием «зато я...», при котором в ответ на высказанную претензию учитель выстраивает логическую цепочку («Да, это так, зато я умею, чувствую...»).
В практической части студии участники отрабатывают приобретенные навыки профессиональной защиты. Для этого они вновь делятся на подгруппы и получают карточки с описанием типовой проблемной ситуации школьной жизни. На обратной стороне карточки — возможные варианты решения описанной проблемы. Участники могут выбрать один из них или предложить свое решение.

Примеры заданий и вариантов решения

1. Учащийся ведет себя демонстративно грубо...

Варианты решения: спокойный голос, мягкий тон, этическая выдержанность, частичное соглашение («Мне кажется, в этой ситуации обычно...», «Для взрослого человека мне видятся такие-то шаги...»)

2. Ребенок со злостью отрывает листья от комнатного растения...

Варианты решения: снизить эмоциональный накал, привести к психическому равновесию («Я могу тебя понять, такое может быть с каждым, но...», «Каждый человек сам отвечает за свои поступки...»)

3. Учащийся плюет на пол...

Варианты решения: снять ореол «героя-нарушителя», показать возможные последствия («Ты хочешь учиться в заплеванной школе...»)

4. Учащийся лжет с целью оправдания своего плохого поступка...

Варианты решения: инициировать самосознание через встречные вопросы («Как ты сам думаешь, можно ли поверить тебе...»)

Студия завершается Рефлексией, когда ведущий, подводя итоги, задает вопрос: «Почему разные учителя выбирают разные стили поведения в классе?» Анализируя ответы, он говорит, что многое зависит от того, каким человеком является учитель: чего он боится, во что верит, на сколько он искренен перед самим собой. Есть очень емкое понятие, с помощью которого можно говорить обо всем этом. Это понятие самоценности. Самоценность есть у каждого из нас. Самоценность — это то, насколько я считаю себя достойным уважения, внимания и любви окружающих вне зависимости от тех результатов и успехов, которые я в данный момент демонстрирую.
Далее можно зачитать цитату о самоценности Вирджинии Сатир: «Человек, чья самоценность высока, создает вокруг себя атмосферу человечности, ответственности, сострадания и любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше от того, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, он способен в трудную минуту просить помощи у других, однако он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения и совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самоценностью внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор».
В заключение участникам предлагается упражнение «Подарок», направленное на оптимизацию межличностных отношений в коллективе педагогов, формирование команды единомышленников.
Инструкция: каждый участник жестами изображает предмет, который он хотел бы подарить своему соседу слева, а сосед должен угадать, что это такое (подобие игры «Пойми меня»).
Завершая занятие, ведущий благодарит всех участников и приглашает их на следующую встречу.

Вадим РОДИОНОВ,
кандидат педагогических наук,
Мария СТУПНИЦКАЯ,
Ольга КАРДАШИНА,
кандидат психологических наук,
Татьяна КИРИЛИНА