Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2000

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

БАБУШКИНЫ СОВЕТЫ

Для матери первый ребенок — кукла,
для бабушки первый внук — ребенок.

Народная мудрость

Мудрость этих слов мне открылась в 50 лет, когда в семье появился первый внучок — милое, очаровательное существо, сразу же завоевавшее любовь и привязанность всех членов семьи.
С распространенным высказыванием о том, что внуков любят больше, чем детей, думаю, можно поспорить. Что же касается качественной стороны любви, то имею смелость утверждать, что это чувство носит более деятельный характер, имеет большую эмоциональную окрашенность, с ним связаны особая ответственность, постоянная тревога за жизнь и здоровье малыша, забота о нем.
От зоркого глаза бабушки не ускользает малейший штрих в поведении внука, успехи в его развитии и возникающие проблемы. В каком возрасте пойдет, когда заговорит, каким будет: общительным, доброжелательным, щедрым или же замкнутым, агрессивным, жадным? В кого будет именно таким, что унаследует от родителей? Как преодолеть негативные проявления в поведении, в отношениях с людьми, с окружающим миром? И главное, как помочь ребенку в его личностном становлении вовремя, не упустить момент? Верно гласит пословица: «Воспитывать следует, пока поперек лавки лежит»!
Все началось с необычного подарка Паше в его день рождения — кукольного театра «Колобок». В небольшой коробке лежало пять пластмассовых головок в матерчатом оформлении: заяц, лиса, волк, медведь и колобок. Каждого персонажа можно было надеть на руку и устраивать представление на тему русской народной сказки.
Трехлетний Паша поначалу с большим интересом отнесся к новой коробке и ее содержимому: брал в руки каждую куклу, рассматривал. По выражению лица малыша, его возгласам было понятно, кто пришелся ему по душе, а к кому симпатия явно не возникла.
В праздничной суматохе со все прибывающими гостями и подарками коробка с куклами отошла на задний план. А на другой день молодые родители сами заинтересовались и увлеклись новинкой, попытались организовать кукольный театр, но вскоре поняли: сказочный сюжет не волнует сынишку. Ведь он уже слушал «Буратино», «Незнайку и его друзей», сказки В. Сутеева, веселые рассказы Н. Носова. «Перерос» сынок «Колобка». Так и остались лежать поначалу столь заманчивые игрушки.
Ребенок подрастал, а бабушка стала все чаще замечать его нежелание делиться с кем-либо игрушками, особенно если они были ему по душе. Больше всего Паша любит машинки, кубики, набор детского инструмента. Я обратила внимание на естественно-математическую направленность познавательного интереса ребенка: особенно мальчик уважает кубики и книжки с цифрами, зоолото, рисунки, картинки с изображением бабочек, гусениц, жуков и птиц. Паша знает циферблат, считает до 20. А вот к азбуке, даже к занимательной, с загадками, ребенок относится с прохладцей и, когда бабушка пытается переключать его внимание на такое занятие, то, как правило, бурно выражает свое нежелание.
«Ну и что? — скажет читатель. — Это же следует только приветствовать. Растет смышленый мальчик. И вообще — не рано ли беспокоиться? Все еще изменится, и не раз». Да, но как же математик может обойтись без грамоты, а ведь все начинается с алфавита, со звука, слога, буквы, с кубиков с обычными буквами или слогами (по методике Зайцева).
Поиск ответов на возникшие вопросы привел к арт-терапии — новой, но уже завоевавшей интерес педагогов и психологов, как теоретиков, так и практиков, методике. В частности, я воспользовалась куклотерапией, предполагающей позитивное личностно-ориентированное взаимодействие взрослых и детей, то есть особую организацию воспитательной работы.
С позиции гуманистического подхода арт-терапевтические техники, по мнению педагога-исследователя Л.Д. Лебедевой, являются позитивными техниками педагогики ненасилия, поскольку предполагают ненавязчивое, личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, создание психологической безопасности, эмпатическое понимание и безусловное принятие другого человека.
С помощью искусства, по утверждению Э. Крамер, ребенок получает возможность для самовыражения, самопознания, конструктивных действий с учетом реальностей окружающего мира.
«В процессе арт-терапии создаются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией, что способствует самоуважению и самопринятию личности, развитию образа «Я», — считает Л.Д. Лебедева. — Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. Это способствует личностному росту участника арт-терапии, обретению нового опыта, развитию социальной компетентности».
Итак, было решено привлечь к решению педагогических задач заброшенный кукольный театр. Вначале бабушка, учитывая вкусы внука, выбрала себе в помощницы лису. (Было замечено, что его внимание привлекают симпатичные и нарядные герои сказок и рассказов — Мальвина, Аленушка, Настенька из «Аленького цветочка», а неопрятным, не отличающимся добротой дурнушкам Паша неизменно предлагает одно «Уйди!», тыча пальчиком в картинку.)
Лисонька была миловидная, кокетливая, нарядно одетая в белую блузку с желтой, в черный горошек пелериной и такую же юбку, отделанную кружевами. Вот эта лиса по имени Патрикеевна и стала участницей бабушкиного арт-терапевтического эксперимента, участницей игр и забав малыша. Бабушка, как вы догадались, была кукловодом.
С помощью лисички Паша учился преодолевать в своем формирующемся характере все, что волновало и заботило бабушку.
С Патрикеевной Паша охотно делился любимыми игрушками, утешал ее при неудачах, ошибках и промахах, проявляя при этом нежность и ласку. С увлечением учил ее грамоте, показывал на кубиках буквы и заставлял повторять за собой звуки, слоги, слова. Ну, а если лиса «огорчалась» по поводу своих неудач и затруднений, то ласково утешал ее, брал в руки и прижимал к щечке.
Через несколько дней наши игры пополнились еще одним участником — мишкой, Михаилом Потаповичем, который по сравнению с лисой Патрикеевной знал и умел еще меньше, и Паша вместе с лисой вовсю старались помочь ему добиться успехов на пути познания.
Шло время, а интерес к таким играм-занятиям у внучка не ослабевал. По всему было видно, что ему импонирует новая позиция участника игры — активно действующего субъекта, наставника друзей, нуждающихся в его помощи. Ведь маленькому человеку в семье постоянно приходится быть объектом забот и наставлений старших, причем нередко все это приобретает формы авторитарного нажима, подавления инициативы и самостоятельности ребенка.
Что же касается речи малыша, то она с каждым днем становилась все ярче, выразительнее, эмоциональнее. Пополнился и словарный запас.
На глазах Паша становился добрее, заботливее, искреннее, активнее в познании окружающего мира. Теперь предстояло закрепить образцы его поведения в игровой деятельности.

Галина ДЕНИСОВА,
кандидат педагогических наук,
доцент Ульяновского государственного педагогического университета,
г. Ульяновск