Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2000

РЕПОРТАЖ

"ИСКУССТВО - ЗЕРКАЛО,
ГДЕ КАЖДЫЙ ВИДИТ СЕБЯ"

Слова, вынесенные в заголовок, принадлежат великому Гете. Они могли бы стать эпиграфом к Третьей международной конференции «Арт-терапия сегодня», которая проходила в Санкт-Петербурге 22–25 апреля 2000 года. В ней приняли участие около 80 психологов, психотерапевтов, философов из разных городов России, а также Латвии, Англии, Германии, Швейцарии. На конференции использовались две основные формы: доклады и мастерские.
В первый день состоялось открытие выставки Музея творчества аутсайдеров (душевнобольных). Картины привезли из Москвы. Выступили директор музея Владимир Абакумов и научный секретарь Анна Яркина, которые рассказали об истории создания коллекции и десятилетнем существовании музея.

ИНТЕРЕСНЫЕ ДОКЛАДЫ

Александр КОПЫТИН, председатель арт-терапевтической ассоциации, в докладе «Культурная идентичность психотерапевта: психотерапевтическое исследование» говорил о необходимости анализа психотерапевтом собственных проблем, а также о культурной идентичности психотерапевта, образах культурного «Я». В исследовании, проведенном А.И. Копытиным, приняли участие взрослые различных национальностей. Обсуждение изобразительной продукции, полученной в процессе арт-терапии, позволило увидеть смысловое богатство разных культур, поработать с различными чувствами, образами.

Фаусто СОММЕР, доктор философии, директор Института трансперсональной психологии и арт-терапии (Берн, Швейцария), в докладе «Подготовка арт-терапевтов с использованием трансперсональной методологии» представил программу подготовки студентов к профессиональной деятельности.

Он обратил внимание на различные модели этой деятельности, которые должны учитывать определенный культурный фон. Участники арт-терапевтического процесса ориентированы на исследование эмоциональной сферы. Однако, по мнению автора, хороший учитель должен уметь затронуть ядро человеческой личности, быть открытым духовно, интеллектуально, телесно, но при этом не утратить своей идентичности. Поэтому в психотерапевтическом процессе целесообразно прибегать к интеграции подходов. Следовательно, в подготовке арт-терапевтов должны присутствовать курсы по разным психотерапевтическим направлениям. Наряду с обязательными дисциплинами в институте, который возглавляет докладчик, до 50% времени отводится на изучение предметов по интересам (драмотерапия, работа с трехмерными объектами, рисование, компьютеры и т.д.). Обучение предполагает стажировку, а также супервизорскую деятельность.

На семинаре «Смерть—Рождение—Ритуал—Сознание» Фаусто Соммер показал элементы трансперсонального подхода в арт-терапии. Он подчеркнул, что арт-терапевту необходимо осознавать ответственность за свои действия, быть осторожным в работе с сознанием и подсознанием личности и быть по-настоящему честным.

Большинство участников семинара согласились разделять ответственность за изменения собственной личности с психотерапевтом. В итоге пепел от сожженных проблем был помещен в конверты, которые отдали Фаусто Соммеру. Теперь все ждут писем из Швейцарии. Они должны напомнить каждому об ответственности за исполнение собственных желаний.

Грэхам ДИКЕРСОН — музыкальный психотерапевт, преподаватель университета Дерби (Великобритания). Основная идея его выступления «Мультимодальная арт-терапевтическая практика» — необходимость интеграции арт-терапевтических модальностей. В настоящее время в частной практике и в работе по обучению студентов Дикерсон использует психодинамический подход, арт-терапию в сочетании с музыкальной терапией.

Как известно, в Великобритании арт-терапевты имеют официальный статус. Автор говорил о государственной защите их профессиональной деятельности. Английское правительство следит за эффективностью подготовки арт-терапевтов. Квалификация подтверждается международным сертификатом.

Грэхам Дикерсон в помещении театра «Комедианты» провел для участников конференции мастерскую. Эта эффективная форма работы, по мнению автора, позволяет ощутить процесс арт-терапевтической работы.

Лиза ИНКМАНН — дизайнер, директор Алексианеровской психиатрической больницы (Мюнстер, Германия) представила доклад «Творчество душевнобольных как элемент лечебной программы в психиатрической больнице», который сопровождался фотографиями и слайдами.

Лариса ЛАГУТИНА (Москва) познакомила участников конференции с методикой работы с ранними детскими воспоминаниями и снами посредством трансформационного танца. Ее мастерская называлась «Путешествие в детские сны».

Тамара ЗАЙЧЕНКО, главный специалист Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу, выступила с докладом «Техники художественной экспрессии и направленной визуализации в тренинге совладания со стрессом».

Автор рассказала о профилактической работе с персоналом службы занятости, который подвержен влиянию стрессов. Периодически проводятся групповые семинары-тренинги. Группа закрытая, число участников до 12 человек. Используется техника художественной экспрессии и направленной визуализации. В основе метода — техника активного воображения, разработанная Юнгом. Каждый участник реализует свои переживания в форме художественной экспрессии, затем сопоставляет ранее сформулированную проблему, связанную со стрессом, и свой рисунок.

Доклад Татьяны ИОНЫЧЕВОЙ (Тольятти) был посвящен арт-терапевтической работе с наркотической зависимостью. Данная проблема, как известно, связана не только с личностью, но и с близкими родственниками. Поэтому в лечебном процессе необходимо участие пары: ребенка и созависимого человека (отца, матери и др.). Арт-терапевт помогает обоим понять собственные бессознательные процессы и управлять ими. В ходе работы используются упражнения по четырем основным направлениям.

«Я — я» — система формирования адекватной самооценки, поиск способов понимания себя, отношения к собственной персоне. Упражнения — рисунки на тему, например, «Автопортрет», «Я и моя зависимость» и др.

«Я — ты» — система коррекции взаимоотношений. Упражнения-рисунки и работа с гримом «Каким я тебя вижу», «Каким бы я хотел тебя видеть», «Я и моя созависимость» и др. Используются индивидуальные и коллективные формы, особенно работа в семейных парах.

«Я — мы» — система подготовки человека к общественной жизни. Преобладают коллективные формы арт-терапии. Обсуждается тема помощи себе и близким.

«Я — мир» — направление, связанное с решением экзистенциальных проблем. Упражнения-рисунки на тему «Сказочный герой», «Я и моя дорога» позволяют поднимать проблемы самоопределения, ориентации в мире ценностей, отношений к общечеловеческим переживаниям.

Галина ТИМОШЕНКО (Институт психотерапии, Москва) показала авторскую технику «Марионетка играет меня». Клиенту предлагается сделать из пластилина, ниток, проволоки и других материалов куклу-марионетку — себя. По мнению автора, в процессе идентификации создается образ, физически соотносимый с телом. Кукла выглядит так, как хочет автор, и двигается так, как ему надо. Невозможно что-либо изменить в марионетке, не изменив себя.

Интересную технику работы с гримом показала ее коллега Татьяна КАЛОШИНА. Автор неоднократно подчеркивала, что, несмотря на внешнюю привлекательность и доступность метода, нельзя его популяризировать и использовать без достаточной психотерапевтической подготовки.

МАСТЕР-КЛАССЫ

Владимир ЭЛЬКИН — врач, кандидат медицинских наук, музыкант, занимается музыкотерапией и арт-терапией в течение шести лет. Он использует воздействие музыкальных и живописных произведений на эмоциональное состояние человека. В то же время пациенты под впечатлением визуальных и аудиальных образов создают собственные творческие продукты, которые в дальнейшем используются в психотерапевтическом процессе.

Этот музыкотерапевт работает в городском гепатологическом центре с больными вирусным гепатитом (течение этой болезни во многом зависит от психологического состояния больного). Имеет опыт работы в психологическом центре с детьми, страдающими заиканием, неврозом, энурезом.

Проведя сотни сеансов музыкотерапии, В. Элькин убедился в том, что у каждого есть неосознанные интуитивные способности, которые появляются при воздействии мелодий-шедевров:

«Мелодические шедевры — высшие духовные ценности, звучащие архетипы — воспламеняют творческое подсознание человека. Мой опыт убедил меня: если музыка воплощала желания человека и соответствовала его психологическому состоянию, то у него возникало состояние катарсиса, потрясение красотой искусства, творческий резонанс. Такая музыка волновала, вызывала наслаждение, ощущение ценности и красоты мира. Слушатель музыки с закрытыми глазами внезапно видел образы, напоминающие проявления быстрого сна или творческого вдохновения. Под воздействием духовно близкой человеку музыки исчезала тревожность, тягостные симптомы. Человек образно воспринимал новые пути выхода из проблемы. Оказалось, что каждый, даже не имеющий музыкальных способностей, тем не менее имеет интуитивные способности в восприятии цвета и музыки, которые роднят его с великими композиторами».

Андрей ГНЕЗДИЛОВ — известный врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, работает в Хосписе с умирающими онкобольными и их родственниками. Использует сочетание психотерапевтических техник: драмотерапию, арт-терапию (куклотерапию), музыкальную терапию, сказкотерапию и др. Создал в своей квартире своеобразный лечебный театр. Больные, выбирая для себя костюмы и образы сказочных героев, по-новому смотрят на смысл жизни, учатся переживать боль, по-другому относиться к своей болезни. А.В. Гнездилов — автор нескольких книг, среди которых «Путь на Голгофу: Очерки работы психотерапевта в онкологической клинике и Хосписе», цикл психотерапевтических сказок.

Особый интерес у участников конференции вызвали доклад и мастерская Алексея БУДЗЫ (Санкт-Петербург) по теме «Метод медитативной графической гармонизации личности». Автор научно обосновал механизмы медитативного рисования, показал некоторые приемы подготовки к медитативному рисунку, раскрыл основные механизмы психотерапевтического воздействия в процессе изобразительной деятельности.

Гости из Риги Ингрида ИНДАНЕ и Нилс ИЛЕ (клуб «Аркадия», Рига) провели мастерскую «Внутренний театр». Методика основана на психосинтезе и дополняется арт-терапией. Основная идея: личность — это внутренний театр, в котором есть драматург, режиссер и разные актеры. Проблема в том, чтобы помочь человеку открыть в себе несостоявшегося актера. В процессе работы используется техника рисования маски («портрета неталантливого актера»), «живая» музыка, сакральный танец и другие арт-терапевтические приемы.

Людмила ЛЕБЕДЕВА,
кандидат педагогических наук,
г. Ульяновск

Спонсор публикации статьи: клиника пластической хирургии «B-Clinic». Воспользовавшись предложением клиники, Вы сможете получить такие услуги пластики лица, как лифтинг лба, шеи и лица, пластика губ и бровей, блефаропластика, ринопластика, липолифтинг и устранение лопоухости. Новейшее медицинское оборудование и профессиональные врачи с большим опытом работы, обеспечат превосходный результат операций, а обслуживающий персонал сделает всё необходимое для создания атмосферы психологического комфорта. Подробнее ознакомиться с предложением клиники можно по адресу http://b-clinica.ru