Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2000

ИГРОТЕКА

ДОРОГА В ПЯТЫЙ КЛАСС

Окончание. Начало см. в №№ 19, 20, 2000 г.

ПЯТОЕ ИСПЫТАНИЕ — ИГРА «РАСШИФРУЙ»

Ведущий. Сейчас ваш класс получит карточки, на которых написаны буквы. Ваша задача — в течение двух минут составить из этих букв слово, которое обозначало бы человеческое качество.
Класс получил набор карточек с буквами б, т, ь, л, о, з, а, с, о, ю, н, л, е, ь, т, н и приступил к работе.
Детям пришлось несколько раз перекладывать буквы, прежде чем они сумели сложить нужное слово — любознательность.
Ведущий похвалил детей за то, что они правильно выполнили это задание, и попросил написать на чистом паззле название этого качества. Класс был по-настоящему счастлив, что наконец сумел правильно определить это важное и необходимое для учебы в средней школе качество.

КОММЕНТАРИИ К ИГРЕ

Если бы класс не сумел правильно назвать еще и первое качество — «старательность», тогда детям пришлось бы выполнять шестое испытание — игру «Мяч».
Ребята встают в круг и слушают правила игры. По команде ведущего все участники без помощи рук должны передать мяч по кругу. Если мяч во время передачи падает, то он возвращается к первому игроку, и игра начинается заново.
В ходе этой игры дети должны выйти на понятие «старательность» и написать название этого качества на чистом паззле.
Далее ведущий сообщил, что класс сумел набрать достаточно много паззлов с названием важных качеств, которые необходимо взять с собой в пятый класс. Теперь же нужно из этих паззлов сложить символ класса.
Дети с огромным интересом приступили к выполнению задания.

Ведущий. Как вы думаете, что вам удалось сложить?
Ребята ответили, что это похоже на открытую книгу.

Ведущий. Это действительно открытая книга. И сегодня мы с вами поняли, что символом вашего класса является открытая книга. Сегодня мы также сумели прочитать несколько страниц из этой книги. Стало ясно, что ваш класс — дружный, находчивый, сообразительный, старательный, оригинальный.
Впереди у вас средняя и старшая школа, и эта книга постепенно будет пополняться новыми важными качествами, которые вы будете приобретать во время вашей школьной жизни.
В конце нашей игры я предлагаю вам поместить вашу книгу на карту с названием тех качеств, которые есть у вашего класса и которые вы возьмете с собой в дорогу в пятый класс.

Дети вместе со взрослыми в конце первой части игры оформили карту своего класса. Ведущий предложил каждому ребенку поставить свою подпись на карте.
После этого прошло традиционное обсуждение игры. В нем приняли участие и дети, и педагоги, и психологи. Практически всем ребятам игра понравилась, потому что она помогла им обрести чувство уверенности в будущем.
Взрослые рассказали, как сильно они переживали во время игры и как замечательно, что класс сумел самостоятельно справиться с многими проблемами. Ребятам было приятно слышать такие положительные отзывы.
Ведущий предложил классу провести на следующей неделе вторую часть игры «Дорога в пятый класс».

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

Ведущий вошел в класс и сообщил детям, что сейчас состоится продолжение психологической игры. Дети быстро угомонились, навели порядок на партах и приготовились к работе.
Психолог попросил присутствовать на игре учителя и других психологов школы.
Вначале ребятам напомнили, что происходило в первой части. Большинство детей быстро сумели все вспомнить. Отрадно было услышать не только описание содержания игр, но и рассказы о том, что происходило внутри класса, когда он работал с заданиями. Было очевидно, что игра оставила в сердце и в душе многих незабываемое впечатление.
После проведенной рефлексии ведущий предложил продолжить обсуждение темы «Переход из начального звена в среднее». На доске вновь появилась карта класса с изображением открытой книги и написанными на ней важными качествами. Рядом был вывешен чистый лист ватмана. Дети догадались, что сегодня на игре им предстоит этот лист чем-то заполнить. А вот чем — для всех ребят пока оставалось загадкой.

УПРАЖНЕНИЕ

Ведущий включил спокойную, расслабляющую музыку и предложил ученикам занять удобное положение за партами.

Ведущий. А сейчас давайте немного пофантазируем о том, что вас ждет в пятом классе. Закройте глаза, сядьте поудобнее и попытайтесь представлять себе то, о чем я буду говорить.
Вы пришли 1 сентября в школу в пятый класс. Попытайтесь представить, как вы выглядите, с кем общаетесь, чем занимаетесь. А теперь вы сидите на уроке. Что происходит в классе? Приглядитесь, кто из учителей ведет уроки и о чем вас спрашивают. Что от вас требуют? Способны ли вы выполнять те требования, которые вам предъявляют?
Попытайтесь найти в школе такое место, где бы вы чувствовали себя хорошо, уютно и безопасно. Представьте теперь взрослых, с которыми вам было бы приятно, спокойно и интересно общаться.
А теперь мы возвращаемся обратно, в настоящее, в четвертый класс. Я считаю до пяти. На счет «пять» вы медленно открываете глаза и оказываетесь в нашем классе.

После релаксации ведущий предложил детям по желанию рассказать, что им удалось представить. Несколько ребят поведали классу, какими они сумели увидеть себя в среднем звене. Среди учеников оказались и такие, у которых не получилось представить себя учеником пятого класса. Возможно, это было связано с тем, что не все дети в таких условиях могут расслабиться. Поэтому лучше проводить релаксацию в помещении, где есть возможность каждому выбрать удобное место и положение.
После недолгого обсуждения ведущий предложил классу нарисовать себя в настоящем и в будущем (в пятом классе). Каждый рисовал на своем листке.
Рядом со вторым рисунком нужно было написать, каким каждый себя представляет в пятом классе, что в нем изменится. Ведущий попросил детей, чтобы они обращали внимание не только на внешние изменения, но и на внутренние.
Класс под спокойную музыку рисовал и делал подписи. Было видно, что все погружены в работу. Каждый старался изо всех сил как можно лучше изобразить себя.
И вот музыка прекратилась — значит, отведенное для рисования время закончилось.
Дети по желанию рассказывали, какими они себя нарисовали в настоящем и будущем, какие изменения произойдут с ними в среднем звене. Во время рассказа ведущий уточнял у ребенка, чего он ждет от себя в пятом классе. Эти ожидания ведущий просил записать около своих рисунков.
Большинство детей от средней школы ожидали хороших оценок, добрых учителей, интересного учебного материала и веселой школьной жизни.
Многие считали, что они должны стать добрыми и красивыми, другие видели себя сильными и счастливыми, а кто-то думал, что будет хорошо учиться.
В конце игры ведущий предложил детям приклеить свои рисунки на чистый лист ватмана, чтобы они могли сохраниться в школе до следующего учебного года.

Ведущий. Посмотрите внимательно на карту. Вы имеете уникальную возможность увидеть, какими вы хотите стать. Оправдаются ли ваши ожидания, вы узнаете, когда будете учиться в пятом классе. Но у вашего класса есть такие качества, которые должны помочь вам жить интересной школьной жизнью в среднем звене.
В результате проведения таких игр мы сумели увидеть хорошую психологическую готовность данного класса к переходу из начального звена в среднее. Также нам удалось получить дополнительный диагностический материал, который был в дальнейшем использован психологом на психолого-педагогическом консилиуме и при планировании психологической работы с классом.

Татьяна АЗАРОВА,
педагог-психолог,
г. Москва

Спонсор публикации статьи: информационный портал о стиральных машинах Mne5let.Ru. На страницах сайта Вы найдете большое количество полезных статей и публикаций, которые расскажут про то, как правильно осуществляется установка стиральных машин, расскажут подробные характеристики стиральных машин таких моделей, как AEG, Beko, Bosh, Ariston, позволят узнать, что явилось причиной той или иной неисправности и какой потребуется ремонт, и о многом другом. Все это позволит эксплуатировать стиральную машину долгие годы, помогаю поддерживать уют и чистоту Вашего дома и гардероба.