Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2000

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Конкурс "Психолог на пороге века"

ТРЕНИНГ "ЗНАКОМСТВО"

Окончание. Начало см. в № 12, 2000 г.

ВТОРОЙ ДЕНЬ

В холле школы мы сразу чувствуем, что нас с нетерпением ждут и что мы уже обсуждены со всех сторон. Многие ребята хотят привлечь к себе наше внимание, поэтому громко здороваются. Точно знаем, что учащимся из нашего вчерашнего класса другие завидуют, исчерпав все возможности обесценить то, в чем не участвовали.

Мы в классе. Проверяем помещение, быстро готовим реквизит. Все — готовы. Дети входят в класс смелее, чем вчера, и нам это дорого. Перед тем как начать, мы спрашиваем у класса разрешения на тот случай, если нужно дать кому-нибудь шанс не стать опоздавшим.

Сидя в общем кругу, проводим рефлексию первого дня тренинга, задаем вопрос: «Чем вчерашний день был для тебя?» К уже звучавшим вчера ответам добавляются реплики о сильном голоде после тренинга, хорошем вечернем настроении, долгом-долгом сне и о разном другом. Ребята больше и откровеннее говорят о своих чувствах, чем в первый день. А самое главное — каждый опять имеет возможность «других посмотреть и себя показать» столько, сколько хочет и может.

В конце первого дня каждый давал анонимные письменные ответы на вопросы: «Что было для тебя самым полезным?», «Что было для тебя самым бесполезным?», «Что было для тебя неожиданным?» и т.п. Дома мы проанализировали все записки-ответы и озвучиваем их.

Ребята узнают о количестве одинаковых или похожих ответов. Обязательно сообщаем и каждое единичное, не похожее на другие, мнение. Таких тоже немало. При этом не позволяем себе ни одного оценочного высказывания — ни одобряющего, ни осуждающего, хотя ребята их ждут! В эти минуты большинство из них чувствует и понимает, что любое мнение имеет равное право на существование. И нет среди них «лучшего» или «худшего», «правильного» или «неправильного». В это время одни в тревоге ждут, когда же их мнению выставят оценку. Другие успокоились: «слава Богу, оценок не будет». По мере чтения ответов усиливается чувство единения с одноклассниками. Именно тогда у всех появляются надежды на дружное будущее этого класса.
Напоминаем цели нашего тренинга и полезные правила.

В кругу выбрасываем пальцы рук, чтобы осознать и показать степень готовности на данный момент активно включиться в совместную деятельность. Если накануне среди ребят находился кто-нибудь, кто бросал реплики о том, что можно было бы провести время веселее и с большей пользой, то мы (не указывая ни на кого пальцем) предлагаем провести сегодняшний день совсем по-другому: «Мы готовы поиграть в ваши игры, по вашим правилам...» Только раза два было так, что кто-то все же начинал предлагать что-то свое, традиционное — «жмурки», карты. Но, не поддержанный (к нашему большому молчаливому сожалению) одноклассниками, быстро тушевался...

Не расставляя никаких акцентов, переходим к обсуждению домашнего задания... Домашним заданием было выразить себя с помощью герба и девиза. Даже если кто-то из класса говорит, что «забыл» выполнить задание или «было некогда», «рисовать не умею», «а зачем это?», обязательно находятся и такие, кто всерьез отнесся к заданию — и нарисовал, и написал, и готов все объяснить и даже защитить, если потребуется. Девиз удается сформулировать обычно всем. Но мы всегда организуем представление девиза так, чтобы защищать не требовалось, — оценок не даем...

Далее мы предлагаем всем встать в одну шеренгу: порядок — по датам рождения. Да-да, вчера это уже было... Но сегодня надо построиться молча, ни с кем не разговаривая, полагаясь только на свою память После этого даем возможность шеренге заговорить: каждый по очереди называет свою дату и обязательно вместе со своим именем.

На высоте эмоционального подъема просим шеренгу перестроиться по признаку теплоты ладоней: на одном фланге — самые горячие, на другом — самые прохладные... Крайние на флангах потом обязательно проходят вдоль шеренги и, если надо, переставляют ребят.

Просим шеренгу сомкнуться в круг, закрыть глаза и начинаем (всегда по-новому): «Все делают два шага вперед, начинают вращаться по часовой стрелке — стоп! Делают три шага влево, один — назад, вращаются кто и как может — стоп! Теперь молча, не открывая глаз, не нащупывая соседей, все должны вернуться на свое место в кругу». Как правило, с первого раза возвращение вслепую в круг удается не всем, поэтому упражнение повторяем. В результате дети испытывают приятное чувство удовлетворения и единения: «Мы сделали это!» Это чувство для одних — результат стремления обязательно вернуться в круг самому, для других — беспокойство сразу за всех участников задания.

Разводим детей в пары и начинаем знакомство с теми, кто не был представлен накануне. Сегодня это получается оживленнее, аплодисменты звучат энергичнее и непринужденнее. Хотя иногда кажется, что в целом для класса это продолжение представлений излишне — всем уже и так хорошо, все друг друга уже приняли.

Настал и наш черед — мы оба по очереди представляем друг друга. Сколько оживления и радости в классе! Отвечаем на все вопросы, а они бывают и смелыми, и острыми. Еще мы представляем наш Центр — самое время. После удовлетворения ребячьего интереса объявляем перерыв на 10 минут.

После перерыва все возвращаются вовремя — даже самые «демонстративные» и любители покурить... Первое упражнение «Броуновское движение» — хаотичное перемещение по комнате, со столкновениями и изменениями траектории. Сначала все двигаются по одному, потом мы начинаем их соединять и разъединять, например, по два, по три, по шесть, по семь, по четыре, по девять, по двенадцать. В этих с виду простых перестроениях можно многое увидеть и многое понять: кто инициативен, кто смел, кто робок, кто осторожен... Заканчиваем перестроение так, чтобы все были объединены в две группы.

Эти группы, выслушав инструкцию и получив по списку предметы, с которыми нужно будет расстаться, самостоятельно начинают играть в известную игру «Воздушный шар». Игру, полную накала чувств, позволяющую в ситуации «конфликта в цейтноте» воспользоваться своей стратегией эффективного решения проблемы выбора — руководить или подчиняться, брать на себя ответственность или уклониться от нее и т.д.

Среди всех групп, которые мы видели в этой игре, были такие, которые подчиняли главной цели игры — остановить падение шара — все свои слова и действия. Были такие, которые излишне увлекались рассуждениями о назначении доставшихся им вместе с шаром предметов или в которых большинство ребят подчинялись разуму (или давлению, или диктату) одного, ставшего капитаном одноклассника. Были такие, в которых девочки игнорировали мнения, какими бы они ни были, мальчиков. Были такие, в которых то и дело слышалось: «А мы тебя за борт выбросим!»

За все годы нашей работы только одна группа ребят, перессорившись, не смогла договориться. В этой группе оказалось два лидера, которые принципиально не уступали друг другу ни по одному пункту. Произошел раскол группы на две части, один из лидеров вообще вышел из игры, а следом за ним — и его сподвижники.

«Воздушный шар» — игра с большими возможностями, игра, ход и результаты которой можно долго обсуждать с классом. А если еще и снимать ее на видеокамеру!.. Но во время тренинга «Знакомство» мы видеосъемок не ведем и долгого обсуждения обычно не устраиваем.

После такого эмоционального накала мы предоставляем ребятам возможность встать в «карусель» и сказать что-нибудь о своих сильных качествах тому, кто оказался напротив. Тот, кто стоит напротив, должен не только выслушать и обязательно согласиться с говорившим, но и прибавить что-то еще, что он уже успел подметить и узнать: «Да, а еще...». Затем следует переход по кругу, и все начинается заново уже в других парах. Ребята так много времени провели в атмосфере безопасности и доверия, что это не такое уж легкое задание идет очень живо и непринужденно, с улыбками, смехом, объятиями...

Пришло время переходить к завершающим тренинг заданиям. Предлагаем любому желающему выполнить что-то такое, условия чего мы еще не объясняли — интрига!.. Всегда находятся два-три человека, мгновенно поднимающие руки. Просим одного из них стать «звездочетом» — встать в центре комнаты, внимательно посмотреть на одноклассников и расставить их в такой последовательности: чем лучше он знает человека, тем ближе к себе ставит, чем хуже — тем дальше.

Так рождается авторское «созвездие». Мы обязательно его фотографируем. Потом желающие могут получить такую любопытную фотографию... Задание, безусловно, интересное, но приятное не для всех. Мы помним об этом, поэтому обязательно говорим, что «созвездие» строится на основе критерия «знаю больше — ставлю ближе», а главное, у всех же остается возможность узнать друг друга лучше, ведь для этого есть как минимум еще два года.

В классе обязательно находятся ребята, которые тоже захотят построить «созвездие», они обязательно должны это сделать.

Далее предлагаем ребятам походить среди одноклассников, и вести диалог-общение, который начинается словами: «Я хотел сказать тебе, но не было случая...» Отличное настроение, много веселых лиц, никто не уклоняется от общения! Появляются группы (по 3—5 человек), которые начинают обмениваться телефонами, их участники переходят из одной группы в другую, группы начинают сливаться!

Просим всех занять стулья и на розданных листочках написать фразу: «Вчера я пришел на тренинг, и вот он подошел к концу...» Теперь каждый может писать все, что ему захочется. Подписываться не просим, нужно только указать дату... Эти отзывы останутся с нами; прочитав их, мы найдем ответы на вопросы, которые каждый раз задаем себе и которые нам задают другие: «Что дают ребятам эти тренинги? Что могут изменить в их жизни ваши игры и разговоры?»

Отзывы написаны и сданы. Все привычно садятся в общий круг — последний в этом тренинге. Уже не видно тревожной спешки: «Только не сесть рядом с ним (или с ней)» или «Обязательно сядем вместе нашей компашкой». Звучат добрые шутки и смех, на лицах улыбки — теплые и доброжелательные. Похоже, все чувствуют себя комфортно и в безопасности. У каждого есть возможность сказать несколько слов. Мы прощаемся с этим классом, а они не хотят расставаться. Об этом и говорят. Благодарят нас и друг друга. Признаются, что опасались тестов, скучных лекций и назиданий.

Удивляются, что сумели так быстро стать ближе друг другу. Чуть грустно. Но мы видим, что они не торопятся расходиться поодиночке и явно строят на сегодняшний вечер совместные планы.

До свидания! Хочется верить, что эти чувства останутся с ними в череде непростых школьных будней.

Мы остаемся в пустом классе. Читаем отзывы. Они всегда очень разные — сухо аналитические или восторженно эмоциональные, предельно лаконичные или едва помещающиеся на тетрадной странице, анонимные или нарочно четко подписанные (и даже с телефоном), глубокие или поверхностные... Но главное, что всякий раз, читая их, мы убеждаемся — задачи тренинга решены: подавляющее большинство ребят уже сегодня почувствовали класс «своим», верят, что класс будет дружным, и понимают, что в течение двух дней на пути к сплочению ими сделаны очень важные, но только первые шаги.

«Я думаю, что все, чем мы занимались здесь, помогло нам сплотиться в единый коллектив. Мы узнали достаточно друг о друге. Я считаю, что такие тренинги надо проводить почаще и в самых разных классах...»

«Скажу честно: эти два дня действительно пошли всем нам на пользу, потому что то, что мы узнали друг о друге за два дня, мы не узнали бы и за два месяца совместной учебы...»

«Эти два дня прошли просто замечательно. Этот тренинг помог мне лучше узнать моих одноклассников, задать им те вопросы, которые у меня накопились и которые я не решалась сама задать. До этих дней в нашем классе была очень скованная атмосфера, редко кто называл друг друга по имени. Очень хочется, чтобы такие занятия были чаще...»

«Тренинг мне очень понравился. Было очень интересно. За это время я узнал много нового и интересного, посмотрел на себя со стороны, получил возможность в чем-то измениться. Я узнал много нового о других, до того не интересных мне людях...»

«Мне очень понравился ваш тренинг. Всего за два дня я смог познакомиться во всеми ребятами, которые теперь стали моим новым классом...»

«Ваш тренинг помог нам сблизиться. Дальше мы все должны сделать сами. Я очень довольна тем, что здесь происходило...»

Всегда радостно читать отзывы, в которых высказывают пожелания проводить такие тренинги «и в других школах города». Приятно, что эти пожелания так точно совпадают с нашими делами — в осенние месяцы мы отдаем тренингам «Знакомство» львиную долю своего времени и стараемся охватить как можно больше разных школ города. После тренингов ребята из этих классов становятся активными «мотивированными» участниками разнообразных видов нашей работы с подростками в Центре.

Ирина ВОЗНЕСЕНСКАЯ,
педагог-психолог,
кандидат психологических наук,
директор Муниципального центра
психологической службы образования

Вячеслав ЗАЙЧИКОВ,
психотерапевт,
кандидат медицинских наук,
заместитель директора,
г. Рязань

P.S. Думаем, что описание этих двух дней, проведенных нами в классе, объясняют, за что мы любим осень. А на месте многоточия в конце каждого из приведенных ребячьих отзывов — их благодарность и личные пожелания.