Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2000

ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ

В позапрошлом номере в редакторской колонке мы с вами обсуждали популярные формулы «никто никому ничего не должен» и «я пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям». Выяснилось, что мы все должны друг другу и обязаны соответствовать ожиданиям окружающих, особенно когда сами взяли на себя эти обязательства.
Затем уже в прошлом номере мы обнаружили причины, вызывающие стремление вырваться за пределы стереотипов и ограничений, накладываемых на человека его социальной ролью. Сегодня поговорим о том, что обычно происходит в таком случае.
А происходит вполне очевидная вещь. Как только мы перестаем вести себя в соответствии со стереотипами социальной роли, то и отношение окружающих тоже перестает им соответствовать. Часто такое изменение становится мощным бихевиоральным стимулом, закрепляющим социально одобряемое поведение. «Что ты плачешь, Ваня? Мальчики не плачут, а ты прямо как девчонка!» Что остается Ване? Вытереть слезы и вести себя «как мужчина».
Действительно, кто сказал, что вы должны вести себя как женщина или как мужчина? Да никому вы ничего не должны. Живите как хотите. Только помните, что для окружающих «мужчина» и «женщина» — это не просто совокупности первичных и вторичных половых признаков, но и определенные социальные роли. Один — сильный суровый добытчик, другая — заботливая и чувствительная хранительница очага. Все мы вышли из первобытной пещеры, и память об этом живет в коллективном сознании и в коллективном бессознательном.
А если женщина перестает вести себя «как женщина», то стоит ли удивляться, что к ней перестают относиться «как к женщине»? За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить недавние президентские выборы. Единственная женщина-кандидат (кандидатша? — даже язык «загоняет» ее в мужчины) политическую карьеру сделала, но свою семейную жизнь разрушила — плата за выход из гендерной роли.
Здесь я хочу попросить милых читательниц меня правильно понять. Я не призываю покорно следовать стереотипам, как не призываю ими гордо пренебрегать. Это ваш выбор, и в этом смысле вы действительно никому ничего не должны. Я просто предлагаю не закрывать глаза на последствия. Все равно у окружающих есть определенные ожидания, хотите вы того или нет. А несбывшиеся ожидания — большая сила...
Что же делать, если вас никак не устраивает то, чего от вас ждут окружающие? (Вопрос актуальный, например, для школьного психолога, попавшего в неподготовленный педагогический коллектив). Казалось бы, альтернатива простая: стоять а-ля Маяковский на глыбе слова «Я» среди моря свиста и негодования или прогнуться под изменчивый мир. Первое обычному человеку не под силу, да еще чревато язвой, инфарктом и прочими инсультами. Второе легче, но ведет к потере собственной идентичности и, следовательно, к тому же финалу.
Но есть и третий вариант: организовать этакое движение ожиданий и своего поведения навстречу друг другу, и пусть они где-нибудь пересекутся. Это самый сложный путь, потому что предполагает тонкую психологическую работу и с собой и с окружающими. Но он же и самый продуктивный, поскольку позволяет избежать и конфронтации и конформизма.
Так что ограничение себя выбором между «игнорировать» или «подчиняться» — тоже своеобразный стереотип. И из него есть социально приемлемый выход — третий вариант «считаться с». А если ты не можешь заставить стереотипы соответствовать тебе, то стереотипы заставят тебя соответствовать им.

Марк САРТАН

В оформлении использована гравюра голландского художника Мориса Корнелиуса Эшера «Воздух».