Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2000

РЕПОРТАЖ

НАДО ЧАЩЕ ВСТРЕЧАТЬСЯ!

В последнее время принято говорить о возрождении России. И мы уже ловим себя на том, что привыкли воспринимать такие высказывания как дежурные, а иногда — просто громкие фразы. На самом деле жизнь гораздо шире и богаче наших представлений о ней. Многочисленные поездки по стране каждый раз убеждают меня в этом.

Не стала исключением и командировка в Ростов-на-Дону, где с 24 по 27 апреля на базе Областного психолого-педагогического и медико-социального центра проходил научно-практический семинар для южных регионов России «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи в региональной системе коррекционно-развивающего обучения».

Подобные семинары по обучению и обмену опытом для представителей ППМС-центров уже три раза проходили в Москве. Но, учитывая большое количество желающих поучиться и специфику проблем, которые существуют в различных регионах, было решено сделать семинары кустовыми.

Ростовское мероприятие проходило в рамках реализации программы по восстановлению системы образования Чеченской Республики (о принятии этого документа мы уже информировали читателей). Ростовский областной ППМС-центр стал базовым, поскольку здесь существует система психолого-медико-педагогической помощи и накоплен позитивный опыт работы с беженцами и вынужденными переселенцами.

«Крестная» большинства российских ППМС-центров Т.Д. Пестич (в центре) устанавливает рабочие контакты с ростовчанами. Слева от нее представитель прокуратуры Е.Л. Воронкова, справа — заместитель министра образования РО Т.Г. Зенкова

Как нужны и полезны такие семинары, мы поняли сразу же по приезде на базу его проведения — санаторий «Евро-Азия-Дон». Участников приехало значительно больше, чем ожидалось (всего в семинаре приняли участие 133 человека). Его география такова: Краснодарский и Ставропольский края, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Вологодская, Владимирская, Калужская, Кемеровская, Липецкая, Орловская области, Карелия, Калмыкия, Республика Коми, Хабаровский край. Кстати, многие узнали о семинаре из нашей газеты.

Программа была построена таким образом, чтобы участники не сидели в зале заседания, а постоянно работали на секциях, «круглых столах», знакомились с опытом учреждений Ростова и области. Помимо интересной программы приехавших привлекла возможность увидеть работу областного центра, слух о котором уже «прошел по всей Руси великой». В результате никто не был разочарован.

Ну и самый важный момент на таких мероприятиях — возможность непосредственного общения: обмен опытом, проблемами, поиск совместных решений. Именно здесь происходит один из наиболее важных, на мой взгляд, процессов: создание единого информационного, терминологического, языкового пространства специалистов. Общаясь с ними, понимаешь: здесь нет случайных людей. Подавляющее большинство работающих в сфере специальной психологии и педагогики — люди неравнодушные, не побоюсь этого слова, самоотверженные. Наверное, с тех реальных дел, которыми они занимаются вопреки всем трудностям (экономическим, политическим, социальным), может начаться возрождение (по крайней мере, нравственное и духовное), если уж не всей страны, то отдельно взятых мест точно.

На пленарном заседании с приветственным словом выступил министр общего и профессионального образования Ростовской области П.Н. Тищенко. Особое внимание он обратил на работу с детьми с ограниченными возможностями, сообщив, что в Ростовской области для этого имеются все типы образовательных учреждений. Но здесь есть определенные проблемы. После окончания учебы эти дети, как правило, не получают помощи и предоставлены сами себе. Поэтому их надо не только обучать, но и адаптировать к жизни.

Основной распорядитель семинара — директор областного центра Л.К. Чаусова

В своем выступлении начальник Управления специального образования Минобразования России Д.С. Шилов дал краткий анализ развития и состояния специального образования в Российской Федерации, уделив особое внимание задачам психологического сопровождения детей со специальными нуждами. Особая роль отводится ППМС-центрам (всего в России их насчитывается более 500), на которые возлагаются большие надежды в оказании комплексной помощи различным категориям детей. При этом Дмитрий Степанович проявил хорошую осведомленность о состоянии специального образования в Ростовской области, отметив, что здесь существует разветвленная система помощи детям на базе ППМС-центров.

Два следующих оратора — Т.Г. Зенкова, заместитель министра образования Ростовской области, и П.Н. Серов, начальник отдела специального коррекционного образования этого же министерства, — более подробно остановились на достижениях и проблемах коррекционно-развивающего обучения в Ростове и области. Татьяна Геннадиевна считает, что есть все основания говорить о существовании в Ростовской области всех звеньев, обеспечивающих практическую психологическую помощь. Высоко оценив работу областного ППМС-центра, она отметила ряд программ, разработанных его специалистами: выявление региональных критериев диагностической и коррекционной работы, реализация системы ранней диагностики. Региональной спецификой является работа с детьми из зон, где проходят военные действия.

П.Н. Серов рассказал, что в Ростовской области уже утверждена региональная концепция специального коррекционного образования. Петр Николаевич считает, что в систему коррекционно-развивающего обучения должны входить не только специальные учебные заведения, но и отдельные классы и группы в общеобразовательных школах. А для этого нужно выявление и точный учет детей, нуждающихся в КРО.

Собравшиеся смогли познакомиться с опытом соседнего региона. С докладом «Развитие службы практической психологии системы образования Краснодарского края» выступила Н.Ю. Ожеред, ведущий специалист Департамента науки администрации Краснодарского края. Она рассказала о системе психологической службы края, в которой работают и краевой и городской психологические центры. Теперь в крае стоит задача преобразования районных территориальных служб в ППМС-центры.

Проблема беженцев и вынужденных переселенцев также хорошо знакома краснодарцам. В крае существуют поселения представителей различных национальностей, покинувших родные места. Но эта проблема имеет и положительные стороны: приехало много высокопрофессиональных специалистов, среди которых психологи, логопеды, дефектологи, врачи. Даже на этом семинаре присутствовал такой человек — О.И. Могила, которая переехала из Баку в город Лабинск.

В Ростовском ЦВИНП. Идет урок курса «Самопознание»

Директор Ростовского областного ППМС-центра Л.К. Чаусова рассказала о его координирующей роли в региональной системе коррекционно-развивающего обучения. Выступления заместителей директора и методистов центра (М.Л. Барановой, А.В. Солтовец, Э.Н. Мордвиненко, А.А. Осиповой) раскрывали основные направления его работы. Эта часть пленарного заседания определила тональность всего семинара, придав дальнейшим обсуждениям творческий и профессиональный характер.

В конце этого насыщенного дня все иногородние слушатели получили возможность познакомиться с центром. Его сотрудники (а их в центре 120 человек), принимая в небольшом помещении многочисленных гостей, продемонстрировали незаурядные организаторские способности. Профессионально разделив народ на несколько групп (сказываются навыки тренинговой работы), специалисты центра распределили участников таким образом, чтобы каждый имел возможность познакомиться с основными отделами: научно-методическим, социально-психологическим, ПМПК. Желающие смогли подержать в руках методические разработки и нормативно-правовую документацию областного ППМС-центра и сделать заказ на интересующие их материалы.

Наибольший интерес вызвала комната психологической разгрузки (подарок Министерства образования РФ), где каждый смог отдохнуть и предаться релаксации.

Перед тем как разойтись по отделам, организаторы предоставили нам возможность познакомиться друг с другом. Тут выяснилось, что наши ряды, хотя и с опозданием, пополнились. Представители Ингушетии были задержаны бдительными стражами порядка на железнодорожном вокзале. Несмотря на солидный вид и статус (двое — директора школ-интернатов и одна женщина — главный специалист Министерства образования), их подвергли в разных инстанциях тщательной проверке, вплоть до снятия отпечатков пальцев. Зато все были рады принять их в наши, уже сплоченные к тому времени ряды.

Второй день семинара начался с интенсивной работы по секциям. Их было три, причем каждая интересна по-своему. Практически на всех было максимальное количество народа и происходила битва за каждый лишний стул. На семинаре присутствовали психологи, педагоги, логопеды, дефектологи, медики, руководители центров и представители региональных органов образования, и каждый мог выбрать для себя что-то близкое.

Так ломаются барьеры в общении

Первая секция «Комплексная диагностика динамики развития проблемного ребенка» (руководители М.Л. Баранова и Н.Э. Мордвиненко) собрала в основном практиков: психологов, дефектологов и логопедов. В ходе обсуждения и обмена опытом участники решили, что необходимо иметь пакеты методик для дифференцированной диагностики детей разного возраста.

Разговор, который проходил на секции «Опыт применения современных пихолого-педагогических, оздоровительных методов и технологий в процессе коррекционно-развивающего обучения» (руководители Г.Ф. Карпова, М.Н. Мясникова, Н.А. Шухвостова), был интересен практически всем специалистам. Обсуждались современные, в том числе и авторские, подходы к коррекции нарушений развития у детей. Были представлены эффективные варианты игротерапии, сказкотерапии и песочной терапии. Раскрыты возможности таких загадочных методов, как хирофонетика и иппотерапия. Последние два метода были рекомендованы к распространению. А в Ростове было предложено даже открыть реабилитационный центр с использованием иппотерапии (какой казак без коня!).

На секцию «Научно-методические основы деятельности ППМС-центров» (руководители Т.Д. Пестич, А.А. Осипова, А.В. Солтовец) собрались представители различных регионов. Поднимаемые проблемы были одинаково интересны и работникам «заслуженных» центров, и тем, кто только начинает. Правда, последние предпочитали больше слушать и задавать вопросы, зато первые активно отстаивали свою точку зрения.

Споры (в которых, как известно, и рождается истина) были достаточно жесткими, хотя и профессиональными. Чувствовалось, что, несмотря на разные подходы, проблемы у всех, как правило, одни и те же. Многие центры «варятся в собственном соку», поэтому неизбежно возникала терминологическая путаница, что поставило задачу выработки единого профессионального языка. Достаточно остро встал вопрос и о создании экспертных советов на базе ППМС-центров, которые могли бы оценивать качество диагностических и коррекционных программ и методик.

Специфической проблемой для южных регионов является двуязычие детей беженцев и переселенцев. Многие из-за плохого знания языка не могут нормально учиться в русскоязычных школах.

Работа семинара единогласно была продолжена в полувечернее-полуночное время.

Специалисты областного центра напряженно работали все дни семинара.
В перерывах — контакты с местной прессой

Вторая половина дня была предоставлена выездным практическии занятиям. Объектами показа стали учебные площадки Областного ППМС-центра (школа социально-психологической адаптации в Центре временной изоляции несовершеннолетних преступников (ЦВИНП), диагностические классы для детей области с пограничным состоянием интеллектуального развития), городской психологический центр образования, специальная коррекционная школа-интернат № 41 восьмого вида.

Посетить можно было лишь один объект. Я остановилась на учебных площадках областного центра.

Хочется сказать, что та работа, которую мы увидели в центре временной изоляции детей, тот интерес, который сами дети проявляли к занятиям, практически никого не оставили равнодушным. Когда мы уходили из этого не очень радостного места, у многих на глазах были слезы. О том, как работают сотрудники центра, пытаясь «вытащить» буквально каждого ребенка, будет отдельный и подробный рассказ. Хочется отметить, что занятия для большинства детей этого центра оказываются самыми светлыми моментами в их нелегкой жизни. Никто не знает, сколько дней, недель или месяцев смогут пробыть там дети. Но педагоги и психологи центра стараются сделать все, чтобы ребенок расширил свое представление о себе и окружающем мире и унес с собой частичку доброты и понимания.

Пребывание детей в специальных диагностических классах практикуется во многих ППМС-центрах и ПМПК. Участникам, посетившим диагностические классы для детей с пограничным состоянием интеллектуального развития, предоставили прекрасную возможность понять специфику их обучения. Мы присутствовали на групповых развивающих занятиях, приняли активное участие в индивидуальной работе логопеда и психолога.

Те, кто выбрал для посещения другие площадки, вернулись оттуда не менее потрясенными.

Начальник отдела специального коррекционного образования РО П.Н. Серов
считает, что ростовские дети под надежной защитой

Выездные практические занятия продолжались и на следующий день. Правда, на этот раз мы покинули пределы Ростова, посетили Таганрог и два сельских района — Аксайский и Азовский.

В Аксайском районе, куда я поехала, была представлена модель, предусматривающая размещение классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) в обычных школах.

До недавнего времени в районе существовала целостная система КРО, возглавлял ее районный психологический центр. Но в связи с сокращением финансирования на образование количество классов КРО сократилось до минимума. Сейчас, с приходом нового руководства в отдел образования администрации района, ситуация меняется в лучшую сторону. Заведующий отделом образования В.И. Черноусов считает, что надо не только восстановить классы КРО, но и открывать школы для детей со специальными нуждами. Психологи Аксая надеются, что со временем у них опять появится свой центр.

Сейчас в Аксайском районе существует 15 классов КРО, что, по данным районной ПМПК, обеспечивает потребность в них лишь на 10—15%. Кстати, при существующей системе финансирования директорам не выгодно открывать такие классы. Но тем не менее находятся люди, готовые идти на любые трудности, чтобы помочь детям. Одно из таких мест мы и посетили. Это Грушевская основная школа-интернат с коррекционными классами.

Усилиями педагогического коллектива, возглавляемого директором Т.П. Ткачевой, в школе создана удивительно комфортная и теплая атмосфера для детей, нуждающихся в специальном обучении. Причем остальные дети относятся к ним без всякого превосходства. Наоборот, их любят и всячески помогают.

Участники семинара посетили также среднюю школу № 3 города Аксая и лечебно-оздоровительный центр «Здравица», где в течение всего года осуществляется работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Что-что, а расслабляться психологи умеют!

В заключительный день организаторы семинара устроили небольшой праздник: «круглый стол» «Актуальное состояние и перспективное развитие региональных систем психолого-педагогической и медико-социальной помощи проблемному ребенку и его семье» проходил на борту прогулочного теплохода, который плыл по Дону.

Главное, что отличало данный семинар, — его практическая направленность, содержательность, насыщенность и дискуссионность. Обсуждавшиеся проблемы были интересны всем: и представителям органов управления, и практикам. Д.С. Шилов в заключительном слове отметил, что главное теперь — осмыслить и творчески реализовать тот богатейший материал, который мы получили.

Участники семинара подписались под письмом со словами благодарности в адрес его организаторов и наметили ряд конкретных мер по оказанию помощи детям беженцев и вынужденных переселенцев из Чеченской Республики. Но главное, о чем говорили все: подобные семинары и встречи должны проходить как можно чаще. Сейчас наступает этап интеграции, а это требует создания единого общероссийского сообщества ППМС-центров.

У участников осталось немного времени, для того чтобы пообщаться, обменяться адресами, сделать снимки на память и просто потанцевать.

Человек обладает прекрасной способностью помнить самое лучшее. Сейчас, спустя некоторое время, я мысленно возвращаюсь к дням, проведенным в Ростове, и перед глазами встает белый пароход, солнечные зайчики на воде и счастливые лица окружающих.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Ростовский областной
психолого-педагогический
и медико-социальный центр
Тел.: (8632) 64-17-92, 64-34-71

Спонсор публикации статьи: интернет ресурс для детей и их родителей Игры-Малышам.рф – развивающие игры для малышей. Сайт содержит большое количество интересных игр, которые помогут ребенку развить внимание, реакцию, логику, умственные способности и много других качеств. Так же родители смогут найти на сайте полезные статьи, помогающие выбрать правильные методики воспитания с использованием компьютера.