Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2000

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Психология — наука,
а преподавание — искусство.

Наука указывает границы,
в которых приложимы правила искусства, и законы,
которых не должен преступать тот, кто занимается этим искусством.

У. Джеймс

Современное обучение построено на учете логики наук,
а не логики обучения, освоения, усвоения.

П.Я. Гальперин

Еще лет десять назад все дети обучались по одной школьной программе, читали одни и те же учебники, писали похожие контрольные работы, выполняли одинаковые домашние задания.
Сегодня ситуация принципиально изменилась. Обучение стало профильным, появились гуманитарный, естественно-биологический и математический потоки. В математических классах глубже изучаются физика и математика, в гуманитарных — литература и языки и т.п. Естественно возникла потребность в новых образовательных технологиях.
Сегодня стало привычным, что дети обучаются по разным программам. В последнее время обозначилась тенденция внедрения авторских моделей обучения не только в старшем, но и в среднем звене школы. (Не будем касаться начальной школы, которая уже несколько десятилетий работает по трем системам: традиционной и двум развивающим — Эльконина—Давыдова и Занкова.)
Как относиться к многочисленным новым учебникам и программам? Хорошо это или плохо — наличие альтернативного обучения?
Нужно разбираться в каждом конкретном случае. Программы и учебники разные. К сожалению, все чаще приходится слышать неодобрительные отзывы об авторских работах и призывы вернуться к привычному традиционному обучению. Как бы вместе с водой не выплеснуть и младенца!
Давайте посмотрим, а каковы психологические основы той или иной обучающей программы, в чем ее сильные и слабые стороны.

ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ПРЕДМЕТ?

Для примера обратимся к такому малопопулярному в школе предмету, как биология. Традиционно ее преподавание ведется следующим образом: в средней школе изучают ботанику, зоологию и анатомию человека, в старших классах — общую биологию. Большинство детей не улавливают связи между отдельными биологическими дисциплинами, не видят общих закономерностей развития живых существ.
В результате биология остается неинтересным, второстепенным школьным предметом. Если в ней и пытаются разобраться, то с чисто прагматической целью — нужно сдавать экзамены в вуз.
На самом деле биология — интереснейшая жизненная наука и биологические знания нам нужны ежедневно.
Передо мной экспериментальный учебник для учащихся шестых классов: М.Б. Беркинблит, В.В. Чуб. Биология. Отношение к нему у учителей биологии разное: от восторженного («По такому учебнику хочется работать!») до полного неприятия («Зачем это нужно в шестом классе и вообще зачем это нужно?»).
Учебник этот экспериментальный и, безусловно, имеет свои достоинства и недостатки.

Что привлекает?

Во-первых, содержание учебника. Это изложение основных биологических законов и фактов, передача детям инвариантных знаний по биологии.
Например, при изучении темы «Размножение» описываются основные виды размножения — вегетативное, бесполое и половое. Следовательно, у детей формируется обобщенное представление о размножении и его разновидностях. В дальнейшем на примере растений и животных эти представления будут наполняться конкретным содержанием.

Еще пример — классификация живого мира: вводится понятие классификации вообще и биологической — в частности, основанной на родстве организмов. В результате шестиклассники (в идеале!) усваивают основные признаки, по которым отличаются пять царств: бактерии, простейшие, растения, животные, грибы. Они могут объяснить, например, почему бактерии выделены в отдельное царство, каково основное свойство растений. Учащимся понятно, почему грибы нельзя отнести ни к растениям, ни к животным.

Во-вторых, излагаемые биологические факты носят не узконаучный, теоретический характер, а имеют реальное практическое применение. Говоря о бактериях, авторы учебника рассказывают детям о правилах хранения продуктов (высушивание, добавление сахара и консервирующих веществ, нагревание и герметическая закупорка). После прочтения учебника становится ясно, почему при консервировании в банках нужно оставлять защитный слой воздуха, каков механизм действия антибиотиков и к чему приводит недостаток в организме молочнокислых бактерий.

Чрезвычайно полезными видятся практические занятия, в ходе которых школьники получают возможность наблюдать за реальными биологическими явлениями (например, выращиванием белой плесени мукора на чашечке Петри).

КАК НАДО

По этому учебнику работают учителя московских школ, однако далеко не все дети успешно усваивают его содержание. Почему? Психологический анализ преподавания биологии с опорой на данный учебник позволяет сделать некоторые предположения.
Напомню, что проблемы обучения и, в частности, формирования научных понятий интересовали многих отечественных психологов.

Л.С. Выготский писал, что «научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Задача учителя — организовать эту активность ребенка, сформировать у него действия, необходимые для усвоения предметных знаний.

П.Я. Гальперин указывал на важность создания таких условий, «которые обеспечивали бы формирование новых знаний и умений с заданными показателями».
Многочисленные психологические исследования убедительно показали эффективность так называемой деятельностной теории обучения. Ее главные положения следующие.

1. Содержанием обучения должно быть изложение базовых (инвариантных) знаний соответствующей научной области.
2. Обучение должно обязательно включать овладение обобщенными способами работы с базовыми знаниями.
3. Усвоение знаний происходит в процессе их применения. Ребенок решает учебные задачи с опорой на соответствующие знания. При этом обучение исключает заучивание. Запоминание происходит в результате обучения.

КАК ПОЛУЧАЕТСЯ

Посмотрим, как указанные положения деятельностной теории обучения реализуются в программе по биологии.
Что касается первого, то оно, безусловно, соблюдается. Ребенку даются научные биологические данные в систематизированном и обобщенном виде.
Осмелюсь предположить, что второе положение далеко не всегда реализуется на практике. Это выражается в неумении детей переработать довольно большой объем научной информации. Дети, успешно справляющиеся с программой, владеют обобщенными приемами анализа материала; дети, с трудом усваивающие программу, — нет.
Приемам переработки информации нужно учить детей специально. У них должны быть сформированы соответствующие умственные действия (подведение под понятие, обобщение, сравнение и т.д.).
Материал учебника излагается научным языком (недаром учителя называют этот учебник вузовским). Чтобы дети усвоили его содержание, было бы хорошо заменить научное толкование основных биологических категорий учебным.

Крайне желательно, чтобы вводимые понятия, оставаясь научными по содержанию, были бы учебными по форме. Научные понятия отличаются от учебных следующим: определения научных понятий даются через использование других научных понятий; в научных определениях нет «лишних» слов, в то время как в традиционных учебниках приводятся синонимические толкования одного и того же термина, дети привыкают к пространному изложению предметных знаний.
В результате при работе с научными категориями, которые энциклопедичны по содержанию и форме (посмотрите любую статью в любой энциклопедии, и вы поймете, о чем идет речь), ученики усваивают лишь часть материала и оказываются не в состоянии вникнуть в сущность категорий.
В анализируемом учебнике изложение материала построено психологически грамотно, но без учета возрастных возможностей детей. Он вполне подходит для учеников 8–9-х классов, но не для 6-го класса.
Предлагаемый детям материал отличается большим объемом и высоким уровнем сложности. Согласитесь, что с понятиями «фагоцитоз», «прокариоты», «цианобактерии» и т.п. они вряд ли встречались раньше.

На мой взгляд — взгляд психолога, желательно упростить изложение за счет исключения некоторых биологических категорий. Почему? Потому что одним из условий овладения материалом является умение детей «читать» латинские слова и знать правила их образования. А это действие еще должно быть сформировано!
Третье положение деятельностной теории обучения нашло свое выражение в практических занятиях.
Учителю нужно обратить внимание на то, что акцент должен быть сделан на понимании материала и его осмыслении, а запоминание выступает в качестве закономерного итога усвоения этого материала (теоретического и практического).

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Данная авторская программа по биологии может успешно применяться в школе, но при этом желательно обратить внимание на формирование у детей обобщенных навыков работы с базовыми биологическими знаниями.
Одним из средств упорядочения информации остается фиксирование основных понятий на отдельных карточках. Усвоению большого объема сведений способствует составление развернутого плана-конспекта.

Важной практической задачей является формирование у детей умения работать с научным текстом. Для этого целесообразно предложить им алгоритм работы с текстами учебника, представленный в виде последовательности действий.
Усвоенные детьми обобщенные способы работы с учебным материалом по биологии могут быть перенесены на другие области знания.
Общение с выпускниками школы, обучающимися по традиционной программе, показало, что они далеко не всегда (в отличие от шестиклассников) могут дать правильные ответы на принципиальные вопросы биологии. Конечно, это следствие не только программы по данному предмету, но и организации процесса обучения в целом.

Становится понятным отношение старшеклассников к биологии как к ненужной школьной дисциплине. Такое отношение, к сожалению, наблюдается и среди учителей, которые выделяют главные школьные предметы — математику, русский язык и литературу, иностранные языки, забывая при этом о географии, истории, биологии и т.д. Обидно, что наши дети оказываются лишенными столь необходимых и интересных знаний.

Надеюсь, что читатели «Школьного психолога» согласятся, что ростки любого начинания (как и ростки будущих растений) нуждаются в бережном и профессионально грамотном отношении. Буду признательна, если психологи и преподаватели биологии выскажут свое мнение по затронутым вопросам.

Марина СТЕПАНОВА,
психолог гимназии № 1541,
г. Москва

Спонсор публикации статьи: интернет портал «Ваше Всё» — Всё о развитии и воспитании детей. На страницах портала, который располагается по адресу www.vashevse.ru, Вы найдете много полезных статей о материнстве и воспитании детей. К Вашему вниманию каталог игр для детей 2-3 лет, сказки и былины, информация о парках отдыха и аттракционах, колыбельные и многое другое. А форум портала «Ваше Всё» позволит ознакомиться с опытом других родителей, или поделиться своим, а так же получить ответы на вопросы от медицинских специалистов и профессиональных воспитателей.