Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2000


ИГРОТЕКА

Продолжение. Начало см. №22 , 23/2000 г.

ФОТОГРАФИЯ

Вариант 1

Ведущий. Представьте, что, для того чтобы попасть в нашу группу, каждому из вас заранее нужно было прислать фотографию.
Она должна отразить вас как человека обаятельного, талантливого, с чувством юмора.
За минуту, отведенную для обдумывания, вы определяетесь с местом, где сделать фото, и позой: вы сидите, стоите, лежите, а может быть, летите. Для того чтобы сделать фото, вы отправляетесь в фотомастерскую, где опытный фотограф выполнит ваш заказ.
Итак, я — фотограф, и моя мастерская к вашим услугам. Каждый из участников, приходя в мастерскую, объясняет мне, как он хочет быть снят. Ваша задача — создать такую фотографию, которая дала бы возможность другим составить довольно правильное представление о вас. Когда приготовления будут позади, по моей команде вы произносите «Cheese» и замираете на пять секунд. Фото готово. В роли конкурсного жюри мы предлагаем выступить группе, ее задача — охарактеризовать конкурсанта по фотографии, высказать свои предположения о нем и вынести решение о приглашении этого человека в группу.

Участники тренинга высказывают свое мнение, хозяин фотографии принимает информацию и всех благодарит.
В процессе обсуждения члены группы делятся впечатлениями о проделанной работе, говорят о своих ощущениях, высказывают друг другу пожелания.

Вариант 2

В группах, где участники знакомы между собой, предлагается другой вариант этого упражнения. Так же, как и в первом варианте, ведущий предлагает членам группы «прислать» фотографию на конкурс. Однако создать ее должен фотограф. Всем участникам раздаются карточки с именами участников группы, с этой минуты все становятся и клиентами и фотографами.

Фотограф предлагает обстановку, в которой он хотел бы снять клиента, выбирает наряд и позу, наиболее полно, на его взгляд, отражающую данного человека. Когда все приготовления закончены, фотограф дает команду: «Три, два, один. Замри!» Пять секунд участник, которого «снимают», находится в неподвижной позе. По истечении времени следует команда: «Отомри!» Фото готово. Группе, как и в первом варианте, предлагается выступить в роли конкурсного жюри. Но в данном случае разговор идет не только о человеке, запечатленном на фотографии, но еще и о работе фотографа. Удалось ли ему представить своего клиента таким, каков он есть, или он смог представить его в ином, не знакомом для окружающих свете? Какова основная идея снятого эпизода и каковы творческие находки мастера? И, конечно, всех интересует мнение клиента: понравилась ли ему фотография? Один за другим фотографы создают снимки своих клиентов, заботясь о качестве работы, удовлетворенности заказчика и одобрении окружающих.

ПОДАРИ МНЕ ЦВЕТОК!

Ведущий. Сейчас мы будем осваивать пространство, в котором нам предстоит прожить вместе определенный период. Под музыку вы двигаетесь по залу и стараетесь всем телом ощутить комнату. Пройдите ее по периметру, диагонали, кругу и т.д. Не спешите, прислушивайтесь к своему телу, отследите, в какой части комнаты вам наиболее комфортно. Итак, три минуты.

Теперь, когда вы почувствовали атмосферу комнаты, когда ваше тело приобрело уверенность, походите по комнате спиной вперед. Не торопитесь, двигайтесь медленно, прислушивайтесь к своим ощущениям, к тому, что происходит с вашим телом. Что изменилось? Появились ли новые ощущения, чувства, мысли? За три минуты вы сумеете ответить на все эти вопросы.

А теперь вытяните руки тыльной стороной ладони кверху, закройте глаза и медленно под музыку начинайте двигаться по знакомому вам пути. Что происходит с вами, с вашими ощущениями? Какие мысли приходят в голову? Чем отличаются ваши нынешние ощущения от тех, которые были раньше? На чем вы больше фиксируете свое внимание? Если в момент движения вы коснулись кого-то, не открывая глаз, пожмите друг другу руки. Вы сделали очень хорошую работу для себя и своего тела.

Сейчас мы продолжим, это задание будет отличным от трех предыдущих. Представьте, что у каждого из вас в руках букет цветов и их столько, сколько членов группы. Двигаясь по уже хорошо знакомому пространству, вы, встречаясь с каждым из участников, дарите ему тот цветок, который, на ваш взгляд, ему больше всего подходит, и в нескольких словах объясняете ему, почему именно этот цветок вы хотите ему подарить. Ни один человек не должен остаться без вашего цветка. Таким образом, при завершении упражнения каждый из вас, подарив свои цветы, получит новый букет.

Примечание. Перед выполнением этого упражнения необходимо провести разогревающие игры и психотехники.
В период разогрева, когда участники начинают включаться в групповой процесс, переход от индивидуальной работы к групповой должен быть мягким. Он должен вызвать интерес к сотрудничеству и дать положительный эффект от совместной деятельности.

САМОЕ-САМОЕ!

Упражнение предполагает социометрию качеств или характеристик, как профессиональных, так и человеческих, в зависимости от целей тренинга и специфики группы.
Участникам предлагается перечислить четыре самых важных, на их взгляд, качества... Группы учителей, как правило, называют глубокое знание предмета, владение методикой преподавания, знание психолого-педагогических дисциплин, положительный психологический климат в педколлективе. Группы менеджеров характеризуют факторы успеха; они относят к ним: успешное составление стратегии действия, постановку целей и задач в руководстве, работу с клиентами, непрерывное совершенствование. Подростки, рассматривая человеческие качества, отмечают честность, доброту, интеллигентность, смелость.
Когда качества, или характеристики, выдвинуты, ведущий записывает каждое на большом листе бумаги. Затем эти листы развешивают в разных местах комнаты. Обращаясь к группе, ведущий дает пояснения.

Этап 1

Ведущий. На каждом листе написано одно из качеств, которое, на ваш взгляд, является главным в вашей профессии (в человеке). Сейчас нужно провести ранжирование этих качеств по степени важности. Обдумав и составив для себя список приоритетов, вы подойдете к листам и поставите на каждом из них цифру, которая соответствует номеру качества в вашем списке. Такую работу нужно проделать с каждым из предлагаемых качеств.

Этап 2

Ведущий. Работа по определению степени важности представленных качеств завершена. Каждый из вас подойдет к тому листу, где он поставил цифру 1.
Итак, у нас образовались маленькие группы, в которых людей объединяет предпочтение ведущего качества. Теперь в течение пяти минут каждая группа должна обменяться мнениями, почему первенство отдано этому качеству, выработать общую линию своего понимания этого качества как лидера среди других, подобрать или придумать пословицу, поговорку, частушку или строчки из песни, которые придали бы более яркий образ выбранному качеству.

Этап 3

Ведущий. Теперь каждая из малых групп должна представить свою точку зрения на значимость выбранного качества и подтвердить это представлением творческого задания всей группе.
В процессе представления и обсуждения группа приходит к выводу, что все названные качества взаимодополняют друг друга и каждое из них достойно занять ведущее место. На этом упражнение можно завершить, а можно, особенно если речь идет о профессиональных качествах, и продолжить. Сформировать группы по качеству, занимающему второе место, далее третье, затем четвертое. Как правило, такая подробная работа способствует достаточно глубокому анализу и переосмыслению определенных устоявшихся мнений у некоторых членов группы. Иногда после проведения этого упражнения группа делает заявку на более серьезную и подробную работу с тем или иным качеством.

(Окончание следует)

Софья БУХАРЕВА,
психолог,
г. Орск,
Оренбургская область

Спонсор публикации статьи: клиника пластической хирургии и косметологии «Сан Лазар» предоставляет Вам такие услуги, как фотоэпиляция бикини, пластическая хирургия, уход за кожей, косметология и многое другое. Более 19 лет добросовестной работы клиники являются гарантом высокого качества всех предоставляемых услуг.