Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2000

РЕПОРТАЖ

РОССИЯ + ФЛАНДРИЯ = ППМС-ЦЕНТРЫ

В начале мая в Москву с официальным визитом приехала делегация представителей специального образования Фландрии (входящей в состав Бельгии), возглавляемая министром образования госпожой Марлейн ван дер Поортен.
Предлагаем вашему вниманию репортаж о ее пребывании в Москве.

Для министра образования это был первый визит в нашу страну, остальные члены делегации уже посещали Россию. Делегация поставила перед собой задачу — познакомиться с различными типами образовательных учреждений, в которых оказывается помощь детям со специальными нуждами.

Фламандцы (именно так называются жители Фландрии) посетили известный московский ППМС-центр «Юго-Запад». На страницах нашей газеты мы писали об этом замечательном учреждении, которое в ноябре 1998 года отметило свое пятилетие (см. «Школьный психолог», № 48, 1998).

Центр этот был выбран не случайно. Во-первых, это один из первых ППМС-центров, созданных с использованием опыта фламандцев. Во-вторых, специалистов московского центра с бельгийскими коллегами связывают пятилетнее творческое сотрудничество, взаимные семинары и обмен опытом.

Для справки. Существующая сейчас в России система ППМС-центров была создана с учетом фламандского опыта. Правда, во Фландрии создание подобных учреждений началось значительно раньше. В 1960 году там был принят Закон о службе психолого-медико-социального сопровождения. Существующие до этого профориентационные центры и психологические службы преобразовались в ПМС-центры, главная задача которых — непрерывное сопровождение учащихся с различными проблемами. ПМС-центры в Бельгии — обязательный независимый элемент образовательной системы. Образовательное учреждение получает право на деятельность только в том случае, если заключает договор о сотрудничестве с тем или иным ПМС-центром.
В свою очередь центры получают финансирование в зависимости от количества заключенных с образовательными учреждениями договоров. Предусмотрены и примерные нормативы работы: восемь сотрудников на 6000 учащихся и почасовая оплата шести специалистам.

Госпожа Марлейн ван дер Поортен
с удовольствием общалась с ребятами
из группы «Доверенные ученики»

nbsp;

Приветствие фламандской делегации, прибывшей в центр «Юго-Запад», проходило в обстановке, близкой к торжественной.

Вначале слово было предоставлено координатору Российско-Фламандского проекта «ПМС-центры» с российской стороны, ведущему специалисту Управления специального образования Минобразования России Т.Д. Пестич. Она сказала о большой роли российско-фламандского сотрудничества в развитии специального образования в нашей стране, в частности в создании нормативно-правовой базы и программ деятельности наших ППМС-центров.

Позитивным видится то, что проект находится в постоянном развитии. В различных регионах России появляются новые центры, растет число совместных программ, методических пособий, различных семинаров.

Перспективы сотрудничества Татьяна Дмитриевна видит в создании информационной системы, которая позволила бы оперативно обмениваться информацией. Для этого оптимальным было бы оснащение компьютерной базой и подключение к Интернету областных и республиканских ППМС-центров.

За годы сотрудничества между российскими и бельгийскими коллегами возникли доверительные, даже родственные отношения.

Удовлетворение совместной деятельностью выразила и госпожа Марлейн ван дер Поортен. Она отметила, что для нее было важно своими глазами увидеть, как происходит реализация Российско-Фламандского проекта. В 2001 году должно произойти подписание нового договора. Фламандская сторона предполагает развивать сотрудничество. Темы, которые актуальны сейчас для России, также актуальны и для Фландрии: работа с беженцами, мигрантами; профилактика употребления наркотиков.

В конце выступления г-жа Марлейн ван дер Поортен пообещала, что на предстоящей встрече с министром образования В.М. Филипповым она обязательно замолвит слово в поддержку ППМС-центров.

Для справки. История создания ППМС-центров в России начинается с 1990-х годов.
Первые центры (в Москве, Томске, Сочи) имели статус экспериментальных федеральных площадок. Со временем их количество значительно выросло (сейчас по стране их более 500).
Историческим моментом в деятельности центров стало принятие Правительством РФ в 1998 году Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, к которым относятся и ППМС-центры.
В отличие от фламандских центров, в название российских вошло слово «педагогический», что говорит о значимой роли этой практической деятельности в нашей жизни.

Одним из «классических» ППМС-центров является центр «Юго-Запад». Основные направления его деятельности: психолого-педагогическая поддержка учащихся с трудностями в обучении и поведении, повышение психологической компетентности учителей, школьных психологов и социальных педагогов, работа с семьями по улучшению родительско-детских отношений.

Как и фламандские коллеги, сотрудники центра работают в тесном контакте с образовательными учреждениями (а их в округе 354), где обучаются более 16 000 учащихся.

Дети, имеющие проблемы в школьной и социальной адаптации, могут пройти психологическое обследование, получить консультативную помощь, для них может быть выбран индивидуальный маршрут обучения. Кроме этого, специалисты центра непосредственно работают с 310 учащимися коррекционных классов по программам психологической коррекции, развития и сопровождения.

Сфера деятельности центра расширяется в зависимости от актуальности тех или иных проблем. Так, специалисты «Юго-Запада» включаются в работу по содействию обучению и воспитанию учащихся детских домов и школ-интернатов, адаптации детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, профилактике асоциального поведения школьников, в том числе употребления алкоголя и наркотиков.

Директор ППМС-центра «Юго-Запад», заслуженный учитель РФ Е.Ф. Куликова рассказала о совместной работе с бельгийскими коллегами. Центр включился в проект «ПМС-центры» по линии Договора о сотрудничестве министерств России и Бельгии (Фландрии) в области специального образования в 1994 году.

За это время проведено шесть фламандско-российских семинаров-тренингов, в которых приняли участие более 200 человек. Это были специалисты не только центра «Юго-Запад», но и других центров Москвы и регионов России.

Пять специалистов центра побывали на стажировке в Бельгии, где познакомились с работой ПМС-центров гг. Антверпен, Брасхат, Мол, Гент, Алст, Лир, Герардсберген и приняли участие в конференции «Действие ПМС-центров в России — больше шансов для российской молодежи». В апреле этого года пять школьников участвовали в конгрессе «Доверенные ученики» (г. Антверпен).

Проблематика взаимодействия ППМС-центра «Юго-Запад» с фламандскими коллегами формировалась по запросу специалистов центра. Работа велась по трем основным направлениям: выбор образовательного маршрута, социальная работа с подростками и решение нормативно-организационных вопросов. Последнее направление является наиболее проблемным не только для центра «Юго-Запад», но и для многих других российских ППМС-центров.

В русле первого направления (выбор образовательного маршрута) наши специалисты овладели необычными диагностическими методиками.

Наиболее масштабной (как по времени, так и по содержанию) стала совместная программа «Социально-психологическая работа с подростками». В ее рамках состоялись обучающие семинары «Социальные навыки, умения и диагностика особенностей современного подростка», «Способы коммуникации». Кроме этого, специалисты центра познакомились с бельгийскими программами «Сексуальное просвещение и формирование отношений», «Профилактика наркомании. Построение сети».

Последняя программа содержала наиболее ценную информацию: пошаговый план работы школьного коллектива по профилактике употребления детьми наркотических веществ. Реальным ее воплощением стали спектакли, поставленные в двух школах. Такая форма позволила сделать эту «запретную» тему открытой для подростков. По сюжету пьесы девочка становится свидетелем того, как ее одноклассник покупает наркотик. Она рассказывает об этом маме. Это завязка спектакля. Далее разворачивается действие, которое прерывается в самый кульминационный момент... И здесь начинается самое важное: дискуссия героев постановки с подростками из зрительного зала. С этим проектом были познакомлены школьные психологи и социальные педагоги округа.

Еще один, не менее интересный и нетипичный для нас проект, который был реализован в центре, называется «Доверенные ученики». Его участники — старшеклассники нескольких школ округа. В ходе тренинговых занятий подростки отрабатывают навыки эффективной коммуникации, работают над своим личностным развитием, их обучают основам консультативной работы. Таким образом их готовят к тому, что они становятся добровольными помощниками тем ребятам, у которых есть серьезные жизненные трудности. Ведь подростку часто бывает легче поделиться своими проблемами со сверстниками, чем со взрослыми людьми.

Конечно, доверенным ученикам помогают взрослые. Школьные психологи и педагоги не только проводят своеобразную «презентацию» этих ребят, но и создают им условия для работы: выделяют комнату для консультаций, создают в школах «почтовые ящики» и «телефоны доверия». Раз в неделю доверенные ученики собираются в центре для обсуждения и анализа своих действий в школе.

Представители фламандской стороны в сопровождении хозяев совершили ознакомительную прогулку по центру. Практически в каждом из отделов проходила радостная встреча со знакомыми по совместной работе и учебе.

Сотрудник центра Ольга Кардашина отметила, что ей и ее коллегам доставляет истинную радость приспосабливать фламандские программы к российским условиям.

Самой трогательной была встреча с доверенными учениками, которые, воспользовавшись случаем, передали через гостей письма и фотографии фламандским друзьям. Здесь общение стало совсем неформальным... Надо сказать, что наши ребята в общении с г-жой министром чувствовали себя легко и свободно общались с ней на английском языке.

А центр тем временем жил своей жизнью... Когда я поднялась на второй этаж, то увидела, что там вовсю идут занятия со студентами, пришедшими на практику.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Психолого-педагогический медико-социальный центр «Юго-Запад»,
г. Москва
Тел.: (095) 132-00-03

Спонсор публикации статьи: рекламное интернет агентство MiraLab предлагает услуги по раскрутке и оптимизации сайтов. Продвижение сайта в поисковых системах, контекстная реклама, привлечение трафика – эти и другие услуги по продвижению сайтов осуществляются высококлассными SEO специалистами, регулярно следящими за изменениями поисковых систем, которые обеспечат раскрутку сайта с минимальными затратами. Более подробно ознакомиться с предложением агентства, можно на сайте www.MiraLab.ru