Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №34/2000

НЕКРУГЛАЯ ДАТА

ЗАКАТ ПАТРИАРХА

Цвейг познакомил Фрейда с Дали в 1938 году.
В результате этой встречи
и появился портрет, который Цвейг так и не показал Фрейду.
Он счел слишком явными приметы приближающейся смерти

23 сентября 1939 года ушел из жизни Зигмунд Фрейд. Просто сказать «умер» было бы, наверное, неправильно, ибо это был осознанный уход, фактически — самоубийство. Танатос возобладал над Эросом.

Долгие годы основатель психоанализа страдал тяжелой болезнью, возникшей вследствие пагубной привычки — курения, от которой он не находил сил отказаться. Фрейд пристрастился к курению еще в детстве, в шести- или семилетнем возрасте, а в зрелые годы выкуривал ежедневно по два десятка сигар, не находя в этом ничего дурного. Более того, в полном соответствии с открытым им механизмом психологической защиты, он даже стремился рационализировать свою пагубную страсть. Своему племяннику он говорил: «Мой мальчик, курение — одна из самых больших и самых дешевых радостей жизни. Если ты в будущем решишь не курить, мне будет тебя искренне жаль».

Правда, если следовать логике психоанализа, пристрастие к курению представляет собой форму оральной навязчивости. Возможно, смутное осознание этого факта Фрейдом привело к тому, что в разработке своей периодизации психосексуального развития он довольно мало внимания уделил именно оральной фазе, а в ответ на мягкую иронию коллег, усмотревших в любимых им длинных и толстых сигарах фаллический символ, безапелляционно отрезал: «Иногда сигара — это просто сигара».

В 1923 году у него во рту появилась опухоль, вызванная курением. Неутешительный диагноз — рак — Фрейд воспринял стоически. Началась многолетняя борьба с болезнью, изнурительная череда хирургических операций (всего Фрейд перенес их тридцать девять).

В 1929 году верная последовательница Фрейда Мария Бонапарт рекомендовала ему терапевта Макса Шура, который с этого времени стал его личным врачом и находился при нем практически неотлучно. Опыт общения со своим именитым пациентом и историю его болезни Шур описал в биографической книге «Зигмунд Фрейд. Жизнь и смерть», ставшей важным источником по истории заключительного этапа развития классического психоанализа и биографии его создателя.

Чтобы облегчить страдания больного, Шур прибег к сильному обезболивающему — морфию, к которому Фрейд быстро пристрастился и уже не мог без него обходиться то ли из-за постоянных мучительных болей, то ли из-за усиливающейся наркотической зависимости. У него ухудшилась артикуляция, боль терзала его неотступно. Однако, по рассказам очевидцев, Фрейд постоянно улыбался. Верные фрейдисты расценивают это как свидетельство железной воли. Далеко не столь восторженный биограф Ричард Осборн лаконично заключает: «Это была наркомания».

Фрейд взял с Шура обещание: когда положение станет совсем безнадежным, а страдания нестерпимыми, тот доступными ему средствами положит этому конец. В конце сентября 1939 года Фрейд объявил своему личному врачу, что такой день настал. Скрепя сердце Шур ввел пациенту запредельную дозу морфия. Фрейд погрузился в наркотический сон, из которого уже не вышел. Три дня спустя состоялись похороны. С надгробными речами выступили Эрнст Джонс и Стефан Цвейг, отметившие исключительную роль Фрейда в истории мировой науки и культуры.

После смерти отец-основатель был фактически канонизирован психоаналитиками, а его отлакированная Джонсом биография превратилась в своего рода житие. Эту несколько кощунственную параллель можно и продолжить.

Последнее пристанище Фрейда на этой земле — его дом в Лондоне по адресу
Maresfield Gardens, 20 — отмечено мемориальной доской. Сейчас в этом здании располагается музей Фрейда

Полное собрание сочинений Фрейда выступило догматом универсального учения, не подлежащим ни критике, ни сомнению. Теория Фрейда была объявлена его последователями безупречной и совершенной. Тем самым, однако, они невольно загнали себя в ловушку: вся их практическая деятельность и теоретические изыскания оказались ограничены строгим каноном, отступления от которого приравнивались к ереси. Наверное, поэтому собственные труды психоаналитиков традиционной ориентации в основном вторичны и далеко не столь популярны, как классические работы Фрейда. Тут невольно вспоминается историческая аналогия: предводитель арабских завоевателей мотивировал свой приказ сжечь богатейшее книжное собрание Александрийской библиотеки такими словами: «Если эти книги соответствуют Корану — они излишни, если противоречат — они вредны».

Парадокс, однако, состоит в том, что на протяжении четырех десятилетий, которые Фрейд посвятил развитию своего учения, психоанализ вовсе не представлял собою раз и навсегда застывший монолит, а претерпевал весьма динамичные перемены.

В ранних трудах Фрейда — «Психопатология обыденной жизни», а также «Толкование сновидений» (которое автор считал своей лучшей психоаналитической работой) — еще и речи нет о таких конструкциях, как, например, эдипов комплекс, без которого фрейдистское учение невозможно представить.

Трехступенчатая структура психики была обозначена Фрейдом в работе «Я и Оно», которая увидела свет лишь в 1921 году.

К позднейшим новациям Фрейда относится и противопоставление деструктивного Танатоса жизнелюбивому Эросу. Все эти перемены происходили под влиянием клинической практики, в немалой степени — личного жизненного опыта самого Фрейда, а также, безусловно, под влиянием объективных перемен в общественной жизни и умонастроении людей. Сытый венский буржуа рубежа веков, ветеран мировой войны и эмигрант, спасающийся от нацистского террора, терзались совсем разными комплексами, и это не могло не сказаться как на клинической практике, так и на теоретических постулатах психоанализа.

Представим себе, как мог бы преобразиться психоанализ, если бы его основатель прожил еще лет тридцать и увидел Нюрнбергский процесс, Хиросиму, Берлинскую стену, Пражскую весну. Как отнесся бы он к психоделическим изысканиям Тимоти Лири, к экспансии восточного оккультизма и сексуальной революции детей-цветов? Разумеется, верные последователи Фрейда все эти события и явления старались истолковать, исходя из классических постулатов. Однако не приходится сомневаться, что сам классик, проживи он подольше, нашел бы более интересные объяснения.

За годы, прошедшие после кончины Фрейда, мир неузнаваемо изменился. Эти перемены, похоже, ощущал и сам патриарх психоанализа. В Библиотеке Конгресса США — в спецхране, как сказали бы у нас, — ждут исследователей неопубликованные записки и письма Фрейда, доступ к которым по настоянию родственников закрыт до третьего тысячелетия. Чем вызвана такая секретность? Не тем ли, что позднейшие размышления Фрейда, не успевшие оформиться в печатные труды, содержат переоценку «незыблемых» постулатов?

Сергей СТЕПАНОВ
Интернет-сайт музея Фрейда в Лондоне   www.freud.org.uk

Публикация статьи произведена при поддержке Салона красоты Мотчанова. Посетив официальный сайт Салона красоты Мотчаного, который располагается по адресу http://www.motchany.ru/, Вы найдете удобный интернет магазин, который позволит по выгодной цене купить профессиональную косметику для волос, не покидая кресла за Вашим компьютером. Все косметические средства, представленные на страницах интернет магазина Салона красоты Мотчаного - это высококачественная продукция от ведущих мировых производителей, которая позволит сделать Ваши волосы красивыми сильными и блестящими, эффективно решая проблемы кожи головы. А так же к Вашим услугам возможность приобрести оборудование для салонов красоты, и записаться онлайн на обучающие курсы в школу-студию парикмахерского искусства Владимира Мотчаного.