Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №34/2000

КАК УЧИТЬ МУЗЫКЕ И РАСТИТЬ ЦВЕТЫ

Через забор друг от друга стояли две дачи двух учителей музыки. Оба были заядлыми садовниками. Но разными.
Один говорил: «Земля наша — матушка, кормилица. Негоже человеку вмешиваться в дела ее. Она сама знает, что родить. Наше дело — не мешать естественному ходу событий». И каждую весну, как только растает снег, он бросал в борозды семена... и ждал. Сидел целыми днями на крыльце, покуривал и в облака глядел.
Что представлял собой его участок к осени, легко вообразить. Тут чертополох, там осот, рядом еще какая-то пакость колючая, и все сплошь одуванчиком поросло.
Другой садовник над соседом посмеивался. «Да разве можно на дикую природу полагаться! Чего от нее ждать: грязь да тернии. Ну еще комары — тоже без радости». И он асфальтировал дорожки, разбивал меж ними клумбы и куртины и щедро поливал их пестицидами, инсектицидами и прочими ядохимикатами. Правда, и про удобрения не забывал, предпочитал калийную селитру и аммонийную.
Но редкий пырей пробивался сквозь химическую смесь, в которую превращалась почва на его участке. До самой осени чернела голая земля среди безжизненных асфальтовых дорожек.
Первый садовник так же и музыке учил. Он говорил: «Каждый человек от природы музыкален. Не надо его природу насиловать, надо только дать ей раскрыться. Все должно быть естественно, в свой черед. И никаких гамм, никакого сольфеджио — вот тебе инструмент, самовыражайся».
Другой же и здесь не понимал соседа. «Два часа в день тренировать руку, два часа — гаммы, сольфеджио по вечерам. Никакой отсебятины, строго по учебнику, делай как я говорю. Учитель лучше знает».
И неслась веселая какофония из дома первого, как могли самовыражались его ученики, аккорды и лады свои изобретали, ногами играть пробовали, носами. Вот только музыке так и не могли научиться.
Впрочем, у учеников второго тоже не музыка получалась. И ноты в нужном порядке, и синкопы на месте, и беглость наличествует, но... Больше всего это походило на звуки механической шкатулки или музыкального автомата. Вроде как и не человек играет.
А еще были у них дети. Цветы жизни...
Надо ли продолжать аллегорию?

Марк САРТАН

В оформлении использована литография американской художницы начала ХХ века Марджори Остин Райерсон «Призрачный танец»

Публикация статьи произведена при поддержке стоматологической клиники «Дентал эксперт». Стоматологическая клиника «Дентал эксперт» предоставляет профессиональные услуги по лечению, протезированию и имплантации зубов. Преимущества имплантации зубов в клинике «Дентал эксперт» - это возможность по выгодной цене получить услуги высококлассных специалистов, которые обеспечат полное и долговременное восстановление отсутствующих зубов без нанесения вреда окружающим зубам. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и увидеть фотографии проведенных имплантаций можно на официальном сайте стоматологической клиники «Дентал эксперт», который располагается по адресу http://dtexpert.ru/