Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №37/2000

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

В.В.ВОСКОБОВИЧ
И ЕГО РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Ни для кого не секрет, что в наше время — время компьютерных игр — у детей переизбыток острых эмоциональных ощущений. Все реже дети и подростки читают или играют в традиционные «тихие» игры. Сложно даже представить, что современный ребенок, склонившись над небольшим игровым полем, может забыть про
все на свете... Но, тем не менее, бывает и такое. В этом смогли убедиться те, кто использует игровые материалы, разработанные в центре В.В. Воскобовича.

О некоторых его играх — «Квадрат Воскобовича», «Игровизор» — мы рассказывали на страницах нашего издания (см. «Школьный психолог», № 5–6, 1998 г., № 16, 1999 г.). Сегодня наш собеседник сам Вячеслав Вадимович Воскобович — автор этих замечательных развивающих и коррекционных игр.

 

 

Вы — один из первых отечественных разработчиков и производителей развивающих игр. Как вы к этому пришли? Например, Борис Павлович Никитин придумывал разнообразные игры и упражнения для своих детей. Вы шли тем же путем?

Да, толчком к началу этой работы были собственные дети. Когда я попытался найти что-то для занятий с ними в магазинах, то понял, что у нас, в принципе, ничего нет. Тогда я стал изучать чужой опыт: Никитина, Зайцева. Но в силу моей внутренней потребности творить, создавать что-то свое, я не пошел по пути копирования. Так появились мои первые игры: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы». Сейчас у нас более тридцати различных игр. Можно сказать, что это уже целые игровые комплексы.

Игр, разработанных вами, становится все больше с каждым годом. На что вы ориентируетесь при их создании?

Сейчас у нас сложился коллектив, в который, кроме меня, входят еще два методиста. Первоначальный импульс идет от внутреннего интереса ребенка.
Нам важно видеть тот потенциал, который заложен в игре. Мы отказались от «одноразовых» продуктов: собрал-разобрал и отложил в сторону, мы создаем универсальные игры, которые можно неоднократно творчески использовать.
Хотя здесь свои сложности, поскольку это непростой путь в плане массового сбыта. К сожалению, мы сейчас работаем «на выживание». Если ориентироваться на широкую продажу, то надо делать что-то попроще. Поэтому я выдвинул для следующего года девиз: «Тупее, еще тупее!» Для этого надо, к сожалению, из большинства наших игр выкинуть всю глубину и содержание, одеть их в хорошую оболочку и выставить на рынок. На самом деле, мне очень жаль «общипывать» игры таким образом. Поскольку каждую игру мы стремимся сделать универсальной.
Сейчас мы составляем специальные книжки, содержащие различные варианты одной и той же игры. В них каждый раз появляются новые задания, сказочные персонажи. Можно сказать, что мы работаем над созданием особого развивающего игрового пространства для детей.

Я так поняла, что у вас сложился коллектив единомышленников.

В начале 90-х годов был создан центр по разработке, производству, внедрению и распространению развивающих и коррекционных игр и программ. Многие его называют «Развивающие игры Воскобовича». Сейчас у нас появились различные специализированные отделы: методическо-издательский и организационный. Последний решает вопросы, связанные со сбытом. Мы разделены и территориально.

Получаете ли вы обратную связь?

Этому мы уделяем большое внимание, поэтому постоянно работаем с дошкольными учреждениями. Там осуществляется апробация и внедрение игр.
В Питере у нас сейчас пять детских садов, которые являются базовыми. С двумя из них (№ 126, Невский район, № 5, Кировский район) установлен тесный контакт. Мы там проводим психологическую диагностику детей, отслеживая развивающий и коррекционный эффект наших игр. Мы надеемся, что эти учреждения на следующий год получат статус региональных экспериментальных площадок.
В саду № 126 пять групп полностью перешли на работу по нашей технологии. В дальнейшем интеллектуальное развитие детей этого детского сада планируется, как говорят его руководители, «перевести на Воскобовича». В этот же сад нам удалось устроить психолога. Что касается воспитателей, то обязательным условием работы по нашим технологиям является обучение на семинарах.

С какими детьми проводилась работа?

Мы брали и трехлеток и шестилеток. В детском саду № 5 есть очень хорошие результаты по работе с детьми из подготовительной группы. Но, как правило, при выборе группы приходится ориентироваться на конкретных воспитателей, поскольку при такой работе именно они являются ключевыми фигурами. Ведь наши игры надо прочувствовать «изнутри» и полюбить, для того чтобы что-то давать детям.
Многие воспитатели и педагоги творчески подходят к нашим разработкам. Так, мы рекомендуем работу в группах по восемь человек, а воспитатели пробуют заниматься сразу со всей группой.
Недавно проводились открытые занятия, и я с радостью увидел там много интересных находок.

Существует ли специальная программа для занятий по вашим играм?

Да, недавно мы создали пособие «Сказочные лабиринты игры. Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3–7 лет», авторы
В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая. Практически мы охватываем всех детей дошкольного возраста. Хотя сами воспитатели испытывают желание начать работу уже с ясельными группами.
Эта программа вышла в виде иллюстрированной книги, адресованной не только педагогам и психологам, но и гувернерам и родителям. Мы работаем и с методистами, выступая на совещаниях. На следующий год планируем регулярно проводить такие занятия.

Удалось ли психологам проследить какие-то реальные изменения в развитии детей?

В наших «подшефных» садах психологи обследуют детей два раза в год — до и после окончания работы. Больше всего меня потрясло то, что средний показатель коэффициента интеллекта вырос у дошкольников более чем на 130%.
Все наши дети проходят серьезное психологическое обследование, при котором учитываются различные факторы, в том числе и наследственные. При измерении уровня вербального и невербального интеллекта практически по всем показателям наблюдается общая положительная тенденция.
Районный психолог, проводивший обследование детей подготовительной группы в детском саду № 5, сказал, что он давно не видел детей с таким высоким уровнем готовности к школе. Этот сад тесно связан со школой, поэтому в дальнейшем мы можем отслеживать развитие наших детей.

Расскажите немного о себе.

По специальности я инженер-физик. Считаю, такое образование очень помогло мне, поскольку у меня нет стереотипов педагогического мышления. Сначала я понимал это интуитивно, а затем компетентные люди объяснили, что у меня нет зашоренности, педагогических стандартов. Многие, когда узнают о моем образовании, говорят: «Слава Богу!»

К сожалению, многие специалисты (и педагоги здесь не исключение) подвержены профессиональной деформации...

Я почти десять лет работаю в этой области, и, конечно же, мои педагогические и психологические познания расширяются. Я даже поступил на психологический факультет одного из питерских вузов, хотя современная жизнь с трудом позволяет сочетать работу и учебу. Но многие специалисты, посмотрев мои материалы, говорят, что это уже готовая диссертация по психологии.

Вячеслав Вадимович, я знаю, что многие школьные и дошкольные психологи используют ваши игры в качестве коррекционных.
Какие здесь возможности?

У нас есть данные по одному из коррекционных садов, где обучаются дети с нарушениями речи и сопутствующими поражениями. Там некоторые наши разработки (например, «Игровой квадрат») были проверены на детях с диагнозом «олигофрения в стадии дебильности».
Методист сада отметил, что дети очень быстро обучались правилам игры. В качестве примера можно рассказать про мальчика Колю, который две недели не расставался с «Игровым квадратом». Ему стали предлагать и другие игры, и после двух месяцев работы по результатам обследования с него сняли страшный диагноз «олигофрения». Аналогичные случаи были и с другими детьми.
Вообще, наши игры приносят хорошие результаты при работе с различными нарушениями в развитии у детей. Мне нередко удавалось наблюдать за игрой таких детей и хочется отметить, что в игре они совсем не отличаются от обычных.

Откройте тайну: в чем секрет   привлекательности ваших игр?

Они возбуждают у ребенка интерес, на основе которого можно развивать различные психические функции: память, внимание, мышление.
Правда, я пока не могу в полной мере оценить коррекционные возможности наших игр. Сейчас, после массового внедрения в детские сады, появилась возможность раскрыть их потенциал, в том числе и коррекционный. Для этого я стараюсь привлекать сторонних экспертов, специалистов-практиков.
Ну а секрет наш прост: в своих разработках мы ориентируемся непосредственно на ребенка. Можно даже сказать, что с помощью игрового пространства создаются новые формы общения с детьми. Это — не просто игра, это — познавательная деятельность.
Мы как-то поспорили с заведующей одним детским садом в подмосковных Химках: как долго можно играть с детьми. Она отстаивала существующие установки: пятнадцать минут для одного, двадцать — для другого. Мы же сейчас проводим с детьми четырех—пяти лет групповые занятия по часу с лишним.
Парадоксально, но дети на этих занятиях практически не устают. Они плавно переходят от одной игры к другой. И даже после окончания занятий они не прекращают играть. Более того, большинство даже самых «матерых» педагогов признаются в том, что не только дети, но и они сами час с лишним сидят с «открытым ртом».

На каком уровне устанавливаются контакты с детскими садами? Поддерживают ли ваши начинания руководители районных отделов образования?

Нет. Как ни странно, но это наименее заинтересованный контингент. Их приходится уговаривать, чтобы они приходили на презентации и открытые занятия. Наибольший интерес наши игры вызывают у тех, кто непосредственно работает с детьми: у воспитателей, учителей, психологов. Среди них как раз и встречаются энтузиасты, которые творчески сотрудничают с нами.

А какие впечатления у родителей?

В одном из детских садов на занятиях присутствуют родители. Им объясняют особенности каждой игры, и они имеют возможность брать их на время домой. В этом же саду планируется сделать игровую комнату, оснащенную играми.
Вообще многие родители, чьи дети не посещают этот садик, выражают желание, чтобы их малыши занимались по нашей программе. Они приходят и просят создать платные группы по развивающим играм.
В детских садах, где мы работаем, типичной для многих детских учреждений проблемы наполняемости групп просто не существует. Родители приводят детей целенаправленно в развивающие группы.

Существуют ли постоянные адреса, где можно купить ваши игры и получить консультацию?

Да, я могу назвать питерский адрес: метро «Черная речка», ул. Торжковская, 3, гостиница «Выборгская», офис 286.
Сейчас многие детские сады, которые оценили то, что дают наши игры, обучают на наших семинарах весь педагогический коллектив.
В прошлом году мы побывали в Петрозаводске, Самаре, Тольятти, Ижевске, Набережных Челнах, Москве, Новороссийске.
Круг желающих работать с играми постоянно растет.
Мы готовы к внедрению наших технологий и всегда рады выехать в любой регион для проведения обучающих семинаров.

Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА
Центр «Развивающие игры Воскобовича», г. Санкт-Петербург
Тел.: (812) 246-95-18, 348-53-15

Публикация статьи произведена при поддержке компании «TUI». Европейский туроператор «TUI» предлагает по выгодной цене купить туры в Чехию. Посетив официальный сайт компании «TUI», располагающийся по адресу http://www.tui.ru/Tours/Europe/Czechia/, Вы найдете удобный сервис, который позволит в самые быстрые сроки подобрать подходящий тур, а онлайн специалист даст подробную консультацию по всем интересующим вопросам. Различные способы оплаты, включающие в себя безналичный расчет и услуга бесплатного выезда курьера, позволят приобрести тур, не покидая дома или рабочего офиса.