Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №37/2000

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

МИРИСЬ, МИРИСЬ
И БОЛЬШЕ НЕ ДЕРИСЬ

Проблемы детской агрессивности

В норме проявление агрессии не считается нарушением. Она выполняет функцию защиты и адаптации в опасной для человека ситуации. Известно также, что агрессивность усиливается в критические периоды возрастного развития (0, 1, 3, 7, 13, 17 лет). Однако настороженность должна вызывать ситуация, когда агрессия становится надситуативным, постоянным переживанием ребенка.

Детская агрессивность обычно направлена на младших и физически слабых детей, животных, проявляется в играх с куклами, в «дочки-матери» и т.д. Понятно, что слова и действия ребенка отражают особенности семейных взаимоотношений.

Устойчивые агрессивные реакции у ребенка могут быть связаны с ощущениями беззащитности, ненужности. Бывает, что ребенок отвергается родителями, потому что родился не того пола, как хотелось бы, или вообще не был нужен семье. Возможно, он похож на ненавистного человека или некрасив, с уродством.

Агрессивность рассматривают также как одну из защитных реакций при фрустрации. Состояния, возникающие при постоянных разочарованиях, при невозможности достичь цели, выражаются в ощущении гнетущего напряжения, тревожности, в чувстве безысходности.

Причиной возникновения агрессивности могут быть оскорбления со стороны родителей, учителей. Так, некоторые отцы ошибочно считают, что, унижая самолюбие сына, можно сформировать у него настоящие мужские качества — умение постоять за себя, доказать свою состоятельность и др.

Таким образом, детская агрессивность — явление неоднозначное и сложное. Для коррекции данного отклонения эмоциональной сферы ребенка требуется работа не только с ним, но и с его родителями. Необходимо изменить негативную установку и ожидания взрослых, которым хочется увидеть раскаяние, чувство вины, услышать мольбу о прощении в ответ на свои наказывающие действия по отношению к маленькому «агрессору».

СТЕПЕНЬ ВРАЖДЕБНОСТИ

По мнению Г. Паренса, любая форма агрессии — враждебность, упрямство, упорство — вызвана попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения.

Автор выделяет две основные формы агрессии.

Недеструктивная агрессия (настойчивое, невраждебное, самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку). Вызывается врожденными механизмами и служит для адаптации. Механизмы функционируют с момента рождения. Данная форма агрессии мотивирует развитие познания и способности полагаться на себя, а также побуждает к необходимой конкуренции. Она нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний.

Враждебная деструктивная агрессия — это поведение, причиняющее боль. Проявляется сразу после рождения. Такая агрессия генерируется (накапливается) и активизируется при сильных, длительных и неприятных переживаниях. Пусковой механизм — переживание чрезмерной боли или дистресса. Эта форма агрессии может приводить к возникновению эмоциональных конфликтов, чувства вины, формировать грубые черты в характере, а также лимитировать способность к адаптации.

Как известно, человек, осознающий свою агрессивность как негативное качество, испытывает одиночество. Однако он не может построить конструктивное взаимодействие с близкими людьми, поскольку продолжает злиться. В итоге, не находя выхода, агрессивность накапливается, стабилизируется, становится чертой характера, эмоционально окрашивая все стороны жизни человека.

Таким образом, агрессивность — феномен накопительный.

В ДОПУСТИМОЙ ФОРМЕ

Детский психотерапевт Вайолетт Оклендер в семейном консультировании использует эффективную методику, которую мы условно назвали «Разговор изображений».

Агрессивному ребенку и его матери (отцу) предлагается (опосредованно, в форме рисунков) выяснить взаимоотношения, высказать претензии друг к другу.

Для этого необходимо нарисовать портреты друг друга, сделав акценты на том, что в наибольшей степени волнует или вызывает недовольство. Благодаря общению с помощью нарисованных образов, можно достичь согласия.

И детей и взрослых, по мнению В. Оклендер, необходимо научить разумным способам выведения гнева. Среди них: рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку, писать на бумаге все слова, которые хочется высказать в гневе, рисовать чувство гнева. Можно вылепить из глины символическую куклу и смять ее резиновым молотком. Сделать из пластилина лицо, которое вызывает агрессию, и поговорить с ним. Предметы, которые могут помочь выразить гнев, — это палки, резиновый нож, игрушечное ружье, надувная кукла, бумага, боксерская груша и др.

Дети и сами придумывают различные «антиагрессивные» игры. Например, мальчик, когда злился, кричал в коробку, чтобы не испугать маму неожиданным проявлением своих эмоций. Коробка была заполнена мятыми газетами и имела отверстие, в которое и следовало кричать.

Психотерапевт описывает случай, когда мальчик попросил нарисовать лицо мужчины, чтобы использовать рисунок как мишень. Бросая дротики, говорил, что это лицо его отца, которого он никогда не видел. Затем по желанию ребенка на лице были изображены слезы. Чуть позже было нарисовано другое лицо, на котором сияла улыбка. «Вот теперь все в порядке», — решил мальчик.

В. Оклендер считает, что в работе с агрессией следует предусмотреть четыре фазы.

1. Предоставить ребенку приемлемые методы для выражения подавляемого гнева.
2. Помочь ребенку подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить его отреагировать на гнев.
3. Осуществить вербальный контакт с чувством гнева (пусть скажет то, что думает, тому, о ком думает).
4. Обсудить с ребенком проблему гнева.

Генри Паренс предлагает метод «проработки» — аналитическое исследование неприятного опыта (травмы, конфликта). Данный метод помогает смягчить причиненную боль, моделирует успешные способы поведения.

Ребенку предлагается рассказывать о своих эмоциях и попутно вымещать свой гнев, ударяя по подушке (психотерапевт предварительно показывает, как это можно делать).

Как утверждает Г. Паренс, ребенку необходимо дать понять, что причина его тревоги и враждебности взрослому известна. А затем объяснить, что разумный (допустимый) способ отыгрывания агрессивных эмоций не повлечет за собой наказания.

Методика куклотерапии, разработанная И. Медведевой и Т. Шишовой, основана на постановке лечебных пьес, позволяющих деликатно корректировать детские проблемы. Дети, исполняя различные роли, придуманные арт-терапевтами в зависимости от «диагноза», приобретают позитивный опыт поведения и общения с другими людьми.

ЗРИМЫЙ ОБРАЗ

Ребенка нужно научить приемлемым способам разрядки, иначе он будет беззащитным перед собственной агрессивностью. Изобразительная деятельность обладает исцеляющим потенциалом. Она предоставляет человеку возможность осваивать новые формы опыта, переживать ведущие внутрипсихические конфликты и постепенно их разрешать. Э. Крамер подчеркивает, что продукт изобразительного творчества сублимирует разрушительные, агрессивные тенденции автора и предупреждает тем самым их непосредственное проявление в поступках.

Рассмотрим некоторые рисунки детей.

рис.1

Например, на рисунке Андрея, 15 лет (см. рис. 1), мы наблюдаем аутоагрессию. Подросток таким образом расправился с ненавистным самому себе состоянием. Работу назвал «Укрощение агрессивного». Сказал, что хорошим людям такой рисунок смотреть противопоказано.

рис.2

Другой пример — рисунок Алексея, 15 лет (см. рис. 2). Его автор идентифицирует себя с крокодилом. Считает, что в образе аллигатора он очень опасен: съел двадцать человек, прежде чем его поймали и посадили в клетку. Теперь животное хорошо кормят. Однако крокодил умен, и, несмотря на «лишение свободы», все же по-прежнему находит способ кидаться на людей. Заключив крокодила в клетку, Алексей тем не менее оставил лазейку для проявления агрессии, но при этом позаботился об алиби. Плакат с надписью «Осторожно!» предупреждает об опасности. Не троньте, тогда не укусит!

рис.3

Рисунок Елены, 16 лет (см. рис. 3), иллюстрирует ситуативную агрессию. Во время работы психолог намеренно отвлекал испытуемую расспросами, комментариями, замечаниями. Девушка, не имея возможности выказать свое недовольство взрослому человеку, нарисовала в центре листа «маленький взрыв», который разрастался по мере того, как усиливалась враждебность девушки. Это чувство, по ее словам, может разрушить все самое главное в жизни.

рис.4

На рисунке Надежды, 17 лет (см. рис. 4), изображен сознательно контролируемый образ агрессии. На рисунке представлено первобытное существо, на которое, по мнению автора, становится похожим человек в минуты гнева.

Таким образом, выбор методов коррекции зависит от индивидуальных особенностей личности, конкретных обстоятельств, причин агрессивного поведения и способов проявления этого состояния. При этом следует помнить, что ребенка всегда беспокоит реакция взрослых на его агрессию. Как правило, дети не могут долго испытывать враждебность, сразу после ссоры готовы мириться. Важно своевременно помочь им найти адекватные способы решения возникшей проблемы.

 

 

 

Людмила ЛЕБЕДЕВА, кандидат педагогических наук,
доцент, старший научный сотрудник

Наталья АКИМОВА, студентка,
Ульяновский государственный педагогический университет


Публикация статьи произведена при поддержке компании «ЕвроОкнаПВХ». Посетив официальный сайт компании «ЕвроОкнаПВХ», располагающийся по адресу http://www.eurooknapvx.ru, Вы сможете в рассрочку приобрести высококачественные пластиковые окна от ведущих мировых производителей, не покидая кресла за Вашим компьютером. Опытные специалисты компании произведут все необходимые замеры, и в быстрые сроки осуществят доставку и монтаж окон, а возможность вызова онлайн-консультанта позволит оперативно получить ответы на все интересующие Вас вопросы.

Литература:

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.
Медведева И., Шишова Т. Разноцветные белые вороны. М., 1996.
Оклендер В. Окна в мир ребенка. М., 1997.
Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997.