Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №37/2000

НАШИ ДЕТИ

ФАНТАЗЁРЫ

Полную противоположность «деятелям» представляют собой «фантазеры». Характерной особенностью детей этой группы является уход от действительности и погружение в мир фантазий. Такое специфическое воображение не помогает процессу обучения. Это отчетливо обнаруживается при диагностике теоретического отношения к задаче. Дети не умеют принимать позицию «обучающего», то есть не умеют учить других. Они могут говорить о предмете деятельности, но затрудняются длительное время удерживать во внимании одну и ту же тему.

«Фантазер», как правило, единственный ребенок в семье, кумир всех взрослых. Его с раннего детства пичкали разнообразной информацией, учили считать до ста, читать книжки. Но в общении со сверстниками такой ребенок испытывает серьезные трудности: не умеет играть, договариваться, планировать и распределять роли. Он «выпадает» из общих дел. Самосознание, как и у «деятелей», характеризуется специфическими чертами дошкольного возраста. На уроках эти дети часто отвлекаются, говорят не по делу, переводят любые задания в сферу общения, не имеют индивидуального характера их действия.

Как правило, рисование — их любимое занятие. Рисуют с упоением и могут заниматься этим весь день. На прогулке они бродят по участку или сидят на скамеечке.

По данным диагностической методики «Дорисуй фигуру» (О.М. Дьяченко) у детей этой группы высокий коэффициент оригинальности. Их работы отличаются отрывом от реальности. Дети дорисовывают фигуру так, что получается целая картина в действии. Их необыкновенные человечки или сказочные зверюшки куда-то летят или что-то делают, с ними случаются необыкновенные истории. В их фантазиях присутствует добрый и злой волшебник. Они мечтают о том, что улетят на планету, где у взрослых не будет проблем и мама будет не такой усталой и раздраженной, где есть все, чего ни пожелаешь.

При использовании методики «Слово» дети называют слова, не связанные со словом-сигналом, но и не обозначающие предметы, находящиеся в поле зрения во время эксперимента. Чаще всего это герои мультфильмов, сказок, которые оставили яркий эмоциональный след в памяти ребенка. Дети составляют большие ряды слов (от 30 до 50).

У «фантазеров» отсутствует опыт активного восприятия предметной среды. Поэтому коррекционная работа с ними, с одной стороны, была направлена на создание прочного фундамента для развития воображения — предметной среды, а с другой, эта предметная среда становилась основой для организации совместной деятельности детей. Поэтому большинство заданий были коллективными.

Коррекционная работа проходила в пять этапов.

Первый этап

Здесь работа была направлена на создание среды, способствующей активной предметной деятельности. Внимание ребенка обращалось на реальные предметы и действия с ними. Детям предлагались, например, такие задания: сделай кукле укол, отремонтируй сломанную машинку, погладь кукле платье и т.п.

Создавались ситуации неспецифических действий с предметами. Например, ребенку предлагали закрутить отверткой шуруп (использовались детали детского конструктора), а потом просили подумать и сказать, с помощью какого предмета можно произвести такие же действия при отсутствии отвертки.

Детям также давали задания «наоборот»: придумать, где и как можно использовать какой-либо предмет (например, лейку, шнурок от ботинка, пустую бутылку) кроме его прямого назначения.

Дети с удовольствием играли в такие игры, как «Знакомые незнакомцы», «Превращалочка», «Угадай-ка». По условию, они должны были сказать, на что похож тот или иной предмет, или по двум признакам угадать предмет.

Таким образом, на этом этапе у детей формировали умение переносить функции одного предмета на другой. Это умение выступает основой для развития произвольного воображения.

Второй этап

Детям предлагали совершить действия с воображаемым предметом, или они выполняли упражнения типа «повтори без предмета». По условию игры нужно было выполнить действие, которое максимально приближено к реальному. Задания были разными.

Например, дети по кругу «передавали» воображаемый предмет; «рисовали» контуры предмета в воздухе так, чтобы партнер понял, о чем идет речь. Ребенок, «передавая» предмет другому, должен был удержать образ, переданный партнером, и «передать» его дальше. Ребенок не должен был копировать действия других детей. От него требовалось показать, как бы он передавал живого котенка, горячий предмет, колючего ежика. Взрослый просил ребенка подробно описать предмет, отвечая на вопросы: «Котенок черный или серый?», «Он царапается или сидит смирно?» и т.п.

Детям также предлагалось без помощи взрослого описать предмет, не называя его, так, чтобы другие дети угадали, что это.

Третий этап 

На этом этапе задания усложнялись. Ребенок выполнял действия с каким-либо предметом, а затем повторял эти же действия без него. Остальные дети определяли, насколько точно все было сделано.

Потом мы предлагали детям выполнить действия с воображаемыми предметами уже без предварительного манипулирования с реальными предметами. Эти задания выполнялись как одним ребенком, так и группой детей.

На третьем этапе коррекционной работы широко использовались игры типа «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

Четвертый этап

Здесь мы с детьми играли в сказку. Взрослый читал или рассказывал небольшую историю, потом просил ребенка разыграть ее с помощью мелких игрушек или сюжетно-ролевой игры (в распоряжении ребенка были простейшие костюмы и игрушки).

Это же задание дети выполняли в группах. Одна группа разыгрывала сказку, а вторая угадывала. Взрослый включался в игру «на равных».

На одном из занятий дети показывали отрывок из сказки «Золотой ключик». Сюжет подсказал Кирилл Ч. Каждый участник игры выбрал себе роль. После этого дети обговаривали свои действия. Обсуждение проходило бурно, дети тут же придумывали что-то новое.

По ходу коррекции усложнялись как предлагаемые сюжеты, так и формы, которые надо было предметно воплотить. Дети в конце этого этапа коррекционной работы научились инсценировать песни и стихи и не только «опредмечивать» сказку, но и сочинять ее по заданной предметной ситуации.

Такие игры давали возможность перевести сказки из области воображения в область предметной действительности. Подобные задания помогают детям концентрировать внимание на предметах, их деталях, выделять существенные признаки предмета, для того чтобы наиболее точно передать его суть. Ребенок идет от замысла к действиям, к опредмечиванию идеи.

На этом этапе решалась еще одна важная задача — ликвидировать у детей резонерскую речь, которая нередко свойственна этой группе.

Пятый этап

Следующий этап коррекционной работы был посвящен организации изобразительной деятельности. Дети должны были дорисовать фигуру (В.В. Степанова), то есть в совокупности штрихов, точек, линий увидеть образ и дорисовать его. Взрослый был таким же участником совместной деятельности, как и все остальные. Он мог предложить свой вариант, после того как все возможные предложения были исчерпаны. При таком обучении взрослый обращал внимание ребенка на реальные предметы, уточнял смысл действия с ними, «опредмечивая» замысел.

Когда подобные задания уже не вызывали у детей трудностей, они смогли справиться и с более сложным — предметно представить или нарисовать предложенную задачу. Задания такого типа, с одной стороны, закрепляют навыки, полученные в ходе предыдущего этапа коррекционной работы, а с другой, ребенок получает наглядное средство для выделения учебной задачи.

Результаты контрольной проверки свидетельствуют о том, что у детей данной группы произошли существенные изменения в развитии воображения. Деятельность детей стала более направленной на реальный мир и действия с реальными предметами. Они охотно вступали в совместную деятельность, были способны не просто обучаться каким-либо навыкам и умениям, но и переносить их на другие области действительности. У детей группы «фантазеры» произошли качественные изменения в уровне психологической готовности к школьному обучению.

Галина ЯСКЕВИЧ, кандидат психологических наук,
Московская область

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-журнала для будущих мам и пап GirafeJournal.com. На страницах сайта интернет-журнала GirafeJournal.com собрано большое количество полезных статей и видео материалов, которые расскажут о родах, беременности, планировании семьи, способах уходя за детьми, здоровье молодой мамы и новорожденного. Удобный рубрикатор и поисковая система, представленные на сайте GirafeJournal.com помогут быстро найти статьи нужной тематики.