Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №39/2000

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ШКОЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

Научное общество юных психологов, объединяющее учащихся 8–11 классов экономико-математического лицея г. Ижевска, существует два года. Оно возникло как одно из направлений работы психологического клуба.

Сейчас научное общество учащихся (НОУ) «Зеркало» — самостоятельная организация, в которую входят дети, психологи, учителя, студенты психологического факультета. Советом НОУ определены основные направления работы, права и обязанности членов, разработаны процедура вступления в общество, текст клятвы юного психолога, эмблема и форма удостоверения.

Основное направление деятельности НОУ — исследовательская работа учащихся. Главным условием вступления в наше общество является выбор темы для исследования. Это не означает, что работа по данной теме обязательно должна вылиться в реферат, научный доклад, выступление на конференции или олимпиаде по психологии. Для нас важен сам процесс исследования, обсуждение его результатов на заседаниях НОУ, возможность общаться с людьми, увлеченными одним делом.

Тем не менее за два года членами НОУ выполнено 13 серьезных работ, с которыми они выступали на научных конференциях, олимпиадах, в том числе и российской, участвовали в открытом конкурсе, организованном факультетом психологии и педагогики Удмуртского госуниверситета. Восемь наших выпускников стали студентами психологического факультета этого учебного заведения.

Почти все дети, занимающиеся в психологическом клубе, имеют те или иные проблемы — трудности в учебе или в общении, агрессивность или склонность к депрессии, неуверенность в себе и т.д. Эти же дети становятся членами НОУ «Зеркало». Выбранная ребенком тема для исследования так или иначе связана с его проблемой.

Так, например, в подростковом и раннем юношеском возрасте многие испытывают трудности в общении. В чем причина этих трудностей? Ученица 11-го класса нашла корни своих проблем в жизненном сценарии, сложившемся еще в раннем детстве. Все это отразилось в ее работе «Жизненный сценарий как одна из причин трудностей в общении в подростковом и юношеском возрасте». Девушка занималась консультированием ребят, чьи трудности имели те же корни, что и у нее. Она в течение года смогла изменить свою жизненную позицию, статус в классном коллективе, стала более общительной и уверенной в себе.

Исследование причин формирования демонстративной личности помогло другой ученице 11-го класса понять поведение одноклассниц, которых она считала подругами. Девушка смогла разобраться в сложных отношениях с ними, осознать причины своей депрессии, вызванной необходимостью подавлять собственную личность. Это помогло ей выйти из депрессии, вернуть самоуважение, обрести новых друзей.

Таким образом, учащиеся, работая над той или иной проблемой под руководством психолога, успешно решают свои проблемы, а зачастую помогают и сверстникам.

Обсуждение каждой работы, полученных результатов проходит на заседаниях НОУ, где участник научного общества имеет право высказать свое мнение. Такие обсуждения помогают лучше понять проблему, рассмотреть ее с разных сторон, учесть все нюансы.

Выступления наших ребят на конференции вызывают интерес у большинства старшеклассников. Секция по психологии всегда оказывается самой многочисленной. И неудивительно, ведь все вопросы, волнующие исследователей, являются актуальными для их ровесников.

Результаты многих детских исследований оказываются значимыми и для взрослых — педагогов и родителей. В связи с этим возникло еще одно направление в работе НОУ — дискуссионный клуб.

Исследование ценностных ориентаций лицеистов, проведенное одним из учеников 11-го класса, стало основой для организации первой общелицейской дискуссии. В ней приняли участие ученики, родители, учителя и психологи. Эта дискуссия имела результат — изменение школьного режима, учебного плана, воспитательной работы. Подобные дискуссии стали традиционными в лицее.

Совместное обсуждение проблемы, поиски выхода из создавшейся ситуации помогают ученикам и учителям лучше понять друг друга. К тому же такие мероприятия позволяют старшеклассникам реализовать потребность в общении со взрослыми. Подобное общение для большинства подростков — это своего рода мостик во взрослую жизнь, которая, как все неизвестное, немного их пугает.

НОУ «Зеркало» явилось инициатором проведения лицейских сборов. Идея проведения сборов также возникла при обсуждении одного научного исследования. Как оказалось, организация учебно-воспитательного процесса не способствовала интересному и продуктивному общению старшеклассников: «В нашем лицее ребята много учатся и мало общаются. Навыки общения развиты слабо...» К тому же общение было ограничено стенами лицея, на установление контакта вне школы просто не было времени. Как изменить ситуацию?

На первом лицейском сборе ребята вместе с учителями и психологами не только попытались ответить на этот вопрос, но и разработали конкретные проекты, два из которых — «Положение о Совете лицея» и «Юбилейная программа, посвященная празднованию лицея» — были реализованы в течение учебного года.

Проектная деятельность — это еще одно направление работы НОУ. В результате совместной работы со взрослыми ребята смогли почувствовать свою причастность к организации школьной жизни, собственную значимость. Многие проблемы были решены: выросла самооценка учащихся, повысилась уверенность в себе, ребята стали более открытыми и общительными, а некоторые и более успешными в учебе.

Учителя, участвовавшие в создании и реализации совместных проектов, смогли по-новому взглянуть на своих учеников. Это помогло им изменить отношение к детям.

Таковы основные направления работы НОУ «Зеркало». Мы планируем также открыть психологический театр. Но основной задачей работы психологов по-прежнему остается создание такой среды, где бы каждый ребенок мог найти свое место, почувствовать свою значимость в собственных глазах и глазах окружающих.

УДОСТОВЕРЕНИЕ УЧАСТНИКА НОУ «ЗЕРКАЛО»

 Фамилия _________________________________________________________

Имя _____________________________________________________________

Отчество ________________________________________________________

Класс __________________________________

Подпись________________________

Участник имеет право:

1) высказывать свою точку зрения;
2) быть выслушанным;
3) пользоваться методиками при условии их освоения;
4) проводить исследования по выбранной теме.

Участник обязан:

1) овладевать знаниями и навыками практической психологии;
2) сохранять конфиденциальность любого профессионального общения;
3) при работе следовать принципу «Не навреди!»

КЛЯТВА ЮНОГО ПСИХОЛОГА

Ступая на путь исследовательской деятельности, клянусь:

1. Овладевать знаниями и навыками практической психологии.
2. Применять эти знания в исследовательской работе, следуя принципу «Не навреди!», а именно:

— помнить, что в моих руках душа, а значит, и судьба того, кто мне доверился;
— не допускать, чтобы то, что я узнал о человеке, обернулось против него;
— не разглашать результаты исследований, то есть сохранять конфиденциаль-
ность.

Клянусь!

Наталья ЛЕШУКОВА,
Наталья СОЛОВЬЕВА,
педагоги-психологи
экономико-математического
лицея № 29, г. Ижевск