Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2000

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ОТ СЛОВ К ДЕЛУ

В текущем году исполнилось десять лет школьной психологической службе в Рязанской области. Наблюдая за процессом ее развития изнутри, я отчетливо вижу три «исторических периода».

Первый — достаточно, чтобы в школе был психолог и что-то делал.
Второй — уже требовалось, чтобы результаты были ощутимы для школы.
Третий — этап отчетливого понимания, что клиент (прежде всего, школьник или группа учащихся) — это не только объект исследования, но и субъект, и результаты психологической работы должны быть полезны в первую очередь ему. Учеников перестала устраивать роль подопытных кроликов. Практика показывает, что необходима специальная работа, демонстрирующая клиенту позитивную динамику происходящих с ним изменений.

С психологом в образовании произошли метаморфозы: он превратился в кентавра «педагог-психолог». Первая часть этого слова (педагог) не только делает психолога частью учительского коллектива, но и предъявляет к психологической работе (прежде всего, со стороны администрации и методистов) педагогические критерии успешности — «на уровне знания, понимания и применения». Справедливо это или нет — отдельный вопрос, но одно очевидно: участникам психолого-педагогического взаимодействия нужна наглядная обратная связь, и психолог должен об этом позаботиться.
На наш взгляд, эффективный путь решения указанной проблемы — активное использование метода проектов в диагностической и коррекционной работе.

ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Проекты — современная и эффективная форма работы с людьми разного возраста. В начале века метод проектов был известен как «Дальтон-план» и противостоял классно-урочной системе обучения. Интерес к методу проектов возродился в связи с необходимостью обучать детей «взрослым» способам деятельности в культурной среде. Основная задача этого метода — преобразование предметов различной природы (материальных, социальных, информационных) и приобретение в этом процессе новых знаний и умений. Можно, например, построить снежную крепость, организовать в классе футбольную команду, составить список литературы по теме или предложить схему освещения для школьной дискотеки.

Метод проектов силен своей целенаправленностью, «заземленностью», преобладанием практической мотивации над познавательной. Обычно он используется для целей обучения. В отечественной педагогике метод защиты проекта применялся на этапе закрепления освоенной информации, то есть как частный прием.

Проект дает наглядные результаты — и для ребенка, и для родителей, и для педагога. Завершение проекта, обсуждение итогов работы, возможность продемонстрировать результаты другим людям становятся фактами биографии ребенка и фактами взаимоотношений психолога с клиентом, на которые можно опираться в дальнейшей работе.

Результаты деятельности превращаются в психотерапевтический фактор. Педагог-психолог вместе с ребенком, учителем или родителями оценивают достигнутое, ставят реальные цели для следующего коррекционного этапа. Овеществление результатов не только делает работу психолога нагляднее, понятнее и привлекательнее, но и показывает ребенку пути применения полученных навыков на практике — в учебе (если проект развивал навыки познавательной деятельности) и в общении (если проект нацелен на развитие коммуникативных навыков).

Осуществление проекта происходит поэтапно: движение идет от замысла к результату, а завершение проекта дает ребенку чувство осмысленности и оправданности усилий.
Коррекционно-развивающая работа перестает быть искусственной деятельностью и, вместе с тем, не превращается в дублирование учебы.

ПРИНЦИПЫ И ДОСТОИНСТВА

В работе над проектом выделяют шесть стадий (В.В. Гузеев, 1996):

— подготовка (формулирование темы и целей проекта);
— планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.);
— исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);
— результаты и выводы;
— представление или отчет;
— оценка результатов и процесса.

Метод проектов стимулирует само- и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков, а также личностных качеств — познавательную инициативность, деловое лидерство.

У этого метода немало и других достоинств — в частности, самомотивированность (возрастание интереса к работе по мере ее выполнения), обучение на собственном опыте, удовлетворение от своего труда. Для детей это не учебный эпизод, а жизненное событие, что усиливает запоминание процедур, способов и итогов деятельности.

Совместная деятельность в группе превращается в своеобразный тренинг социальных умений и навыков. Дети с удовольствием работают над проектом, так как достигнутые результаты наглядны и для учеников и для окружающих.

Работа первоначально выступает перед ребенком в форме игры. Здесь задействованы разные виды мотивации: и личная (мотив авторства, самовыражения), и кооперативная (организовать наилучшим образом работу в группе), и конкурентная (соперничество между группами). По мнению психологов, коллективная работа по методу проектов избавляет участников от неприятного ощущения подконтрольности, создает чувство свободы, снимает интеллектуальные страхи, способствует возникновению внутренней мотивации.

В проект можно превратить известные коррекционные методики и тренинговые упражнения. Для этого надо поставить перед исполнителями цель, выбрать форму фиксации результатов и впоследствии обсудить итоги.
Предлагаю вашему вниманию краткое описание некоторых проектов (см. таблицу).
Надеюсь, эти примеры показывают, как метод проектов может повысить авторитет психолога в школе и эффективность его усилий. Обязательно попробуйте!

Юлия ЧЕРНЫШОВА,
педагог-психолог Центра социально-
психологической помощи детям и подросткам,
г. Сасово, Рязанская область

Тел.: (09133) 2-25-11

ПРОЕКТ "СЛОВАРИК"

Задача: оценить эффективность коррекционной работы по развитию операций вербального мышления.
После тренировки умения проводить классификацию, относить предмет к разным группам общности ребенок получает задание составить словарик «для других детей», дав родовидовые определения 7–8 слов. Младшим детям предлагается нарисовать к каждому слову картинку-иллюстрацию. Красочно оформленные словарики с согласия ребенка могут остаться у психолога, но обычно дети забирают их с собой — как свидетельство успехов в работе.

ПРОЕКТ "ДНЕВНИК"

Задача: проследить динамику того или иного социально-психологического процесса за определенный период, оценить его результат.
Предварительная работа
Выявление значимых параметров, определение частоты и длительности наблюдений.
Выбор процедуры оценки и формы записи.
Назначение ответственных за принятие экспертного решения и ведение записей.
Рассмотрим в качестве примера «Дневник дракона».
Задача: наблюдение за процессом сплочения группы детей.
Проект использовался в работе с детьми «группы риска» в летнем оздоровительном лагере. Возраст — 7–12 лет.
Методика «Дракон» (или «Паровозик») широко известна. Она часто используется для сплочения группы: дети, держась за плечи впередистоящего, образуют цепочку, они учатся сначала просто двигаться вместе по прямой, затем преодолевать препятствия, идти определенным маршрутом, спускаться по лестнице и т.д.
Чтобы показать детям эффективность стратегий взаимодействия или оценить результаты экспериментирования («Дракон с двумя головами»), полезно вести записи. Так дети наглядно видят процесс (и прогресс) сплочения.
Игра «Дракон» проводилась в конце каждого занятия в группе. Дети оценивали успешность «жизнедеятельности» Дракона, договаривались, что следует записать в дневнике (в нашем случае это был портрет-аппликация дракона, записи делались на обороте).
Психолог, завершая работу с группой, использовал «Дневник дракона» и другие проекты («Дерево встреч») для бесед с детьми и создания позитивных психологических установок.

ПРОЕКТ "СТРУКТУРНЫЙ ПОРТРЕТ"

(анализ результатов групповой диагностики)

Задача: дать испытуемым возможность структурировать анонимные результаты диагностики, выделить сходные группы и определить существенные особенности групповой общности.
Рассмотрим в качестве примера «Темперамент-портрет».
После диагностики индивидуальных особенностей перед учащимися ставится задача составить структурный портрет класса или группы. Нужно выделить преобладающие типы темперамента, их выраженность, спрогнозировать конфликты, дать рекомендации учителям по работе с классом.
Анонимные индивидуальные данные изображаются психологом в виде точек на айзенковской схеме «экстраверсия—нейротизм». Полученная картина анализируется, результаты обсуждения предоставляются классному руководителю.

ПРОЕКТ "КНИГА"

Задача: научить детей сотрудничеству при выполнении нетривиальных заданий в малых группах, познакомить с навыками выступления, ведения дискуссии, повысить сплоченность группы.
Детям предлагается написать книгу. Название и тема книги определяются возрастными особенностями, запросами педагога и характером проблем, выявленных на этапе диагностики.
Класс делится на 4–5 групп, в каждой выбирается менеджер и секретарь. Первый руководит работой группы, отвечает за успешность ее выполнения и контакт с другими группами, второй — за протоколирование обсуждений, за окончательный вариант текста. Задания в группе могут перераспределяться. Кроме текстов, в книгу включаются фотографии, картинки, загадки по теме и документы-соглашения (о соблюдении каких-либо правил или о принятом решении).
Книга должна стать дневником психологического роста, к материалам которой может обращаться учитель и психолог в дальнейшей работе с классом.
В работе над книгой можно использовать популярную американскую технику «послушать — сговориться — обсудить»: учитель дает задание, каждый продумывает ответ, сообщает его соседу, обсуждает с ним, в результате они должны прийти к общему мнению и предложить его всему классу для обсуждения. При этом нет разделения учеников по успеваемости, по поведению.