Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2000

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Между Вологдой и Череповцом, в живописной долине реки Шексна, расположился поселок городского типа Шексна. В этом месте ритм жизни не такой, как в больших городах. Здесь душа может позволить себе отдохнуть.
Именно в таких местах до революции создавались учреждения, в которых жили и воспитывались дети, совершившие проступок, правонарушение. На общественные деньги создавались земледельческие колонии и ремесленные приюты. Причем огромное внимание уделялось психологическим проблемам воспитанников. Воспитатели — люди с педагогическим образованием, знающие какое-либо ремесло, — задачу свою видели в том, чтобы вернуть ребятам детство, отрезать от того мира, в котором они существовали раньше. Дать возможность начать жизнь заново.
Основной акцент в воспитании несовершеннолетних правонарушителей делался на обучении ремеслу. Кроме того, детей учили читать, общаться с природой. Они занимались садоводством, огородничеством, цветоводством, разводили пчел. Одним словом, учились жить по-человечески.
С приходом новой власти ужесточился и воспитательный режим. Ребенок, начиная уже с 12 лет, даже за кражу колосков пшеницы мог быть заключен под стражу. Господствовала философия исправления, подавляющая личность. Такая философия достаточно прочно вошла в систему работы с несовершеннолетними правонарушителями в исправительных учреждениях.
В 1964 году эти учреждения были отданы под юрисдикцию системы образования, появились школы для подростков с девиантным поведением. А десять лет спустя, в 1974 году, была создана Шекснинская специальная школа для таких подростков. Эта школа являлась коррекционным учреждением закрытого типа. Сюда по решению суда на три года прибывали ребята, совершившие правонарушения различной тяжести, занимавшиеся бродяжничеством. Школа была окружена стеной с колючей проволокой, а ребята, одетые в однотипные робы, с бритыми головами, были разделены на роты и отряды. За проступки они могли угодить в холодный карцер.
Прошло время, и стены школы стали прозрачными, а двери — открытыми. Настала новая эпоха — переосмысления ценностей, внимания к личности. Мы становимся на путь согласия — с самими собой, с окружающим миром, с другими людьми. И первый шаг на пути к согласию — открытое сердце, открытая дверь. Так в Шекснинской спецшколе возникли условия для экспериментальной работы.

РОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Анализ опыта работы коррекционных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением (несовершеннолетних правонарушителей) показывает, что на сегодняшний день нет эффективной модели реабилитации и социальной адаптации подростков. Поэтому процент рецидивности еще достаточно высок. Возникает вопрос: почему? Мы предполагаем, что это происходит вследствие того, что существующая система направлена, в основном, на исправление, а значит — на подавление личности.

В последнее время много говорится о личностно-ориентированном подходе. Но истинная сущность такого подхода еще недостаточно проникла в специальные учреждения, хотя и многое делается в этом направлении.

Наиболее продуктивным нам представляется следующий путь. Сначала нужно всесторонне исследовать подростка, в особенности его личностный потенциал, и создать условия, в которых возможно максимально реализовать его. Нужно, чтобы он накапливал позитивный социальный опыт.

Цель экспериментальной работы, развернутой в школе, — создать модель реабилитации и социальной адаптации подростка с девиантным поведением на основе реализации его личностного потенциала. Иначе говоря, содействовать рождению личности, рождению гражданина.

Мы ставим перед собой следующие задачи:

— содействие укреплению междисциплинарных и межличностных связей между сотрудниками различных служб нашего учреждения;
— выработка единой методологической концепции реабилитационной и социально-адаптационной работы;
— составление позитивного терминологического словаря;
— формулирование критериев эффективности реабилитации и социальной адаптации в рамках обновленной модели работы в нашей школе;
— организация «терапевтической среды»;
— разработка и внедрение новой системы управления и соуправления школой с помощью самих воспитанников;
— создание «Программы социальной компетентности» для воспитанников, куда войдут курсы правовых, экономических и общественных знаний, коммуникативные и социальные игровые тренинги;
— разработка и внедрение модели постшкольного сопровождения воспитанников.

Предметом наших исследований стала социальная адаптированность подростка с девиантным поведением. Под социальной адаптированностью мы понимаем физическое, психологическое и социальное благополучие подростка.
Физическое благополучие, на наш взгляд, — это уровень физического здоровья, достаточный для нормальной и продуктивной жизнедеятельности.
Психологическое благополучие — сбалансированность эмоциональных процессов, развитая способность к волевому саморегулированию и оцениванию своих возможностей.
Социальное благополучие понимается нами как достаточный уровень развития способности к социальному предвидению, к установлению конструктивных контактов с окружающими. Предполагается, что подросток владеет навыками эффективного общения и социального проектирования, а также обладает некоторыми экономическими, политическими, правовыми и другими общественными знаниями. Исследование социальной адаптированности осуществляется нами в рамках индивидуального подхода.
Мы полагаем, что социальная адаптированность подростка развивается в условиях «терапевтической среды».
Под «терапевтической средой» мы понимаем совокупность физических, материальных и человеческих факторов, формирующих ощущение защищенности и доверия и способствующих раскрытию и востребованности личностного потенциала подростка.
Физические факторы — окружающая среда, способствующая гармонизации личности (близость к природе, чистота воздуха, мягкость климата и пр.).
Материальные факторы — методическая оснащенность и оборудованность процесса реабилитации, функциональный дизайн.
Под человеческим фактором понимается уровень профессиональной подготовки и личностной культуры сотрудников.

В «терапевтической среде» конструктивно изменяется отношение воспитанников к самим себе, к другим, к своему прошлому опыту, формируется отношение принятия ситуации и самого себя, происходит пересмотр жизненных ценностей, осуществляется конструктивное планирование своего будущего (об этом свидетельствует опыт работы терапевтической общины Peper Harow, получившей мировую известность).
Под личностным потенциалом подростка мы понимаем невостребованный и актуально неосознанный ресурс положительных качеств и способностей, который постепенно раскрывается в процессе психолого-педагогического воздействия.
Таким образом, акцент экспериментальной работы фактически делается на реформировании воспитательной системы.

Первый этап этой работы Шекснинская спецшкола осуществляла совместно с Институтом сказкотерапии при поддержке программы «Право» Института «Открытое общество» (Фонд Дж. Сороса) в рамках проекта с длинным названием «Социально-психологическая реабилитация и интеграция в общество несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в коррекционных учреждениях закрытого типа».
Самая большая трудность при решении таких грандиозных задач — изменение отношения к подростку. Ведь если взрослый наставник продолжает видеть в нем преступника, это мгновенно передается подростку и становится серьезным барьером для его реабилитации. Но как изменить это отношение, сформированное годами? Мы попробовали сказкой (см. сказку «Вор и маска»)...
Эта сказка помогает нам понять, что произойдет с нашим воспитанником, если мы выступим в роли мудрых Изготовителей масок и создателей той среды, в которой невозможно их снять.

Сначала, как и в сказке, это может напрягать и беспокоить подростка. Но мы ненавязчиво создаем условия и ситуации, в которых у воспитанника постепенно утверждается новый социальный статус. Формируется новый «кодекс чести» — внутренний закон, который нельзя нарушить. Это становится возможным благодаря тому, что мы видим красивую маску, и именно ее хотим видеть, как бы игнорируя «истинное» лицо.
Переводя сказку на язык наших будней, можно сформулировать базовый принцип взаимодействия с ребенком. Зачастую мы ему транслируем: «Ты плохой и должен исправиться!» А сказка советует нам иное: «Я вижу в тебе принца, хорошего добродетельного человека — соответствуй тому образу, который я в тебе вижу!»
Педагог, воспитатель, социальный работник, психолог — как врач души, — он в курсе всех диагнозов больного, но вместе с тем верит и знает, что где-то скрывается его лучшая часть.
Мудрость воспитателя позволяет ребенку увидеть эту лучшую часть своего «Я». Ведь нередко от ребят приходится слышать: «Вот если бы родиться заново! Что стараться, ведь нельзя ничего изменить, все равно меня никто не полюбит».
Но нельзя путать жалость («Он — несчастный ребенок, что вы от него хотите») или ложную поддержку с истинным развитием души и личности воспитанника. Поэтому мы создаем условия, чтобы он сам захотел вести себя иначе, осознал, что по-другому невозможно. Поэтому мы балансируем на лезвии бритвы: с одной стороны, нужно быть объективными и беспристрастными, а с другой — тонко чувствующими и понимающими.

Идти от потенциала подростка, от его плюсов — еще не значит, что не нужно видеть его проблемы и минусы. Это значит — комплексно, многосторонне воспринимать его личность: сильные и слабые стороны. Где-то подставить плечо, где-то строго ограничить. Главное, чтобы мы постоянно осознавали, что и зачем мы делаем.
Наше отношение к оступившемуся подростку основывается на общечеловеческих ценностях и дореволюционных принципах реабилитации. Мы убеждены, что это может стать основой для рождения Личности...

ВОР  И МАСКА

Эта сказка направлена на понимание педагогами смысла работы с воспитанниками. Она может быть также использована в начале терапевтической работы с подростками.

Жил как-то мудрый король со своей прекрасной дочерью. Когда наступила пора принцессе выходить замуж, король объявил, чтобы кандидаты в женихи явились во дворец для отбора. Было поставлено только два условия: иметь хорошую репутацию (это было требование короля) и быть красивым (этого желала принцесса).
Среди узнавших об этом был один вор. Жизнь, полная преступлений и обмана, наложила отпечаток на его лицо. Морщины лжи и предательства обезобразили его внешность, но когда-то он был красив.
Природная хитрость не давала ему покоя, и вор решил бороться за руку принцессы: «Я придумаю, как обойти других!»
Он тайно посетил знаменитого изготовителя масок и заказал маску, которая возвращала ему облик невинной юности.
С помощью маски вору удалось легко пройти первые туры отбора. Сначала, возвращаясь по вечерам домой, он смеялся над тем, как легко ему удалось обмануть советников короля.
«Ну и глупцы же они!» — думал он, рассматривая в зеркале свое настоящее лицо.
Однако через несколько недель он понял, что дело обстоит не так просто. Вор остался в числе последних двадцати претендентов на руку принцессы, и их фотографии были напечатаны во всех газетах. Репортеры все время толпились у дверей его дома и задавали вопросы, на которые ему совсем не хотелось отвечать. Вор притворялся скромным и говорил, что, наверное, не пройдет дальнейший отбор и что его личная жизнь не представляет никакого интереса. Теперь он не снимал маску даже ночью и жил в постоянном страхе перед разоблачением.
Вскоре его известили, что он остался в числе последних трех кандидатов. Понимая, что в случае разоблачения его ждет казнь, вор решил бежать из страны. Но когда он выходил из дома, его приветствовали два солдата, присланные королем. Было слишком поздно!
В день последнего тура вор отправился во дворец, ожидая самого худшего. Впрочем, в нем еще теплилась надежда, что не он окажется избранником принцессы. Однако девушка уже приняла решение и говорила с другими кандидатами очень недолго, просто из вежливости. Потом она взяла его за руку и сказала отцу: «Вот он».
В отчаянной попытке избежать разоблачения, вор отвел Короля в сторону: «Ваше величество, это большая честь для меня, но мне необходимо время на подготовку. Нельзя ли отложить обручение на один год?»
Король с радостью согласился. Конечно, настоящим намерением вора было желание при первой же возможности убежать из страны, однако это оказалось невозможным. Теперь он был слишком известным человеком в королевстве. Толпы зевак постоянно собирались вокруг его дома в надежде хоть мельком увидеть будущего короля. Его приглашали произносить речи, присутствовать на церемониях. И, что было хуже всего, — целовать младенцев. А он ненавидел младенцев! И при этом ему надо было сохранять видимость чести и добродетели, стараться соответствовать тому образу, на который его обрекла маска. Он проклинал себя за то, что купил ее.
Целый год ему пришлось терпеть эти муки, и никто не догадывался, что за внешностью благородного человека скрывается душа вора.
Наконец настал день Королевского Обручения. Уверенный, что его ждет разоблачение и смерть, вор отправился во дворец с тяжелым сердцем.
Принцесса вышла встретить своего избранника, и он попросил ее остаться на короткое время с ним наедине. Девушка подумала: «Может быть, он меня, наконец, поцелует?» Но вместо этого он бросился к ее ногам.
— Baшe Королевское Высочество, — зарыдал вор. — Я должен сделать ужасное признание. Можете ли вы простить меня?
И он поведал ей всю историю обмана и рассказал, что он вовсе не прекрасный принц, а уродливый вор.
После того как он закончил, наступило долгое молчание. Наконец принцесса сказала:
— Я прощу тебя, но только при одном условии: сними маску и покажи мне, какой ты на самом деле!
С трудом он заставил себя поднести руки к лицу. Дрожа от стыда и страха, он снял маску и повернулся к принцессе.
— Чудовище! — закричала она и дала ему пощечину.
— Да, да, я знаю, — бормотал он. — Я...
— Что это за глупая шутка? — снова закричала принцесса. — Чего ты добиваешься?
— Что вы хотите сказать?
— Возьми это, — сказала она, подавая ему зеркало.
Он взглянул в зеркало. Потом в изумлении несколько раз перевел взгляд с зеркала на маску и опять на зеркало. Там было одно и то же лицо!
За тот год, который ему пришлось прожить как добродетельному и порядочному человеку, его лицо изменилось. Да что лицо, он сам изменился!
Добродетельные поступки изменили его внешность и характер, хотя он сам и не ощущал этого. Но сомнений не было — он стал другим.
К счастью, принцесса скоро заметила забавную сторону происшедшего: «Пойдем! Давай сделаем вид, что ничего этого не было».
И пара направилась на встречу с Королем.
Потом, когда бывший вор стал новым правителем страны, люди считали его самым мудрым и справедливым королем из всех, кто когда-либо правил их страной.

ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА

Для каждого воспитанника мы составляем индивидуальный маршрут развития. Этим занимается психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Мы реформировали ее весь прошлый учебный год. Теперь она существует в четырех ипостасях:

— установочная (проводится через два месяца после прибытия подростка в Шекснинскую спецшколу; такой срок необходим, для того чтобы все специалисты собрали и систематизировали свои наблюдения);
— динамическая (проводится в течение учебного года или в его конце);
— интеграционная (проводится незадолго до выпуска воспитанника);
— «03» (эта комиссия собирается в особо острых ситуациях и с помощью коллективного «мозгового штурма» находит позитивный выход).

Таким образом, к руководителю ПМПК Людмиле Ивановне Лимонной, как в штаб-квартиру, стекаются все сведения о подростке. Здесь происходит анализ наблюдений и данных диагностики специалистов всех служб учреждения: медиков, психологов, социальных педагогов, воспитателей, учителей, «режимников». Это огромное количество информации, и для того чтобы ее систематизировать, нами разработана и опробована программа «Портрет выпускника».
Создавая ее, мы задались вопросами: а чего, собственно, мы хотим от выпускников? Что они должны знать, уметь, хотеть, ощущать? К чему мы должны прийти с учетом возможностей каждого подростка?
Так были сформированы критерии успешной социальной адаптации. Они и легли в основу программы комплексного наблюдения за динамикой развития «Портрет выпускника».
Благодаря формализованным критериям, мы можем количественно и качественно оценивать изменения в физическом статусе воспитанника: состояние его здоровья, отношение к своему здоровью, физкультурную активность, знания о том, как быть здоровым.
Наблюдая за изменением педагогического статуса подростка, получаем картину развития познавательных процессов. Мы видим его отношение к учебе, мотивацию и избирательность учения, а также уровень знаний по предметам.
Динамика становления профессионально-трудового статуса определяется уровнем «профоориентированности», практической подготовленности к профессиональному труду, наличием устойчивых интересов, конструктивным отношением к труду.
Социальный статус — это культура поведения, уровень экономико-правовой культуры, овладение знаниями и навыками по организации социально-конструктивного досуга.
Изменения в психологическом статусе мы наблюдаем по таким критериям: сбалансированность эмоционально-волевых процессов, развитие коммуникативной компетентности, развитие способности к позитивному целеполаганию.

На каждого подростка при поступлении заводится «Индивидуальная карта воспитанника», куда на протяжении трех лет его пребывания в школе заносятся количественные оценки экспертного совета ПМПК. Оценивание происходит в привычной пятибалльной системе. Суммарная оценка позволяет сделать вывод о том, на каком уровне социальной адаптированности находится подросток: низком, среднем или высоком. Конечно, количественная оценка соотносится с качественной, но, согласитесь, многим специалистам приятно видеть динамику развития в цифрах.

Работая над программой «Портрет выпускника», мы мягко изменяли и отношение к подростку у самих наставников. Безусловно, среди наших ребят есть такие, которые не перейдут «с уровня на уровень», но есть и те, чьи возможности можно и должно развивать. Понимание того, к чему конкретно нужно стремиться, выявляет и новые формы работы с ребятами. Ведь «исправлять» не развивая невозможно.
Так родилась новая концепция школы, мы назвали ее «Государство для меня».
Три года, которые ребята проводят в стенах школы, дают им шанс получить альтернативный, позитивный жизненный опыт — опыт человеческих взаимоотношений, познания многообразия окружающего мира и форм социальных отношений. В школе ребята могут оценить свои возможности, открыть новые качества. В целом, это позволяет им сделать правильный выбор в жизни.

Итак, в Шекснинской спецшколе создаются условия для «возвращения детства» тем, кто был этого лишен, для развития «дремлющих» положительных возможностей подростков, для формирования многообразного, полноценного и успешного социального опыта (от коммуникативных и профессиональных навыков до знаний о функционировании государственных институтов и возможностях социальной самореализации).
Каким образом это делается, мы расскажем в следующих статьях.


Дорогие друзья! Эксперимент, который мы начали на базе Шекснинской спецшколы, это путь размышлений, проб и ошибок, индивидуального и коллективного поиска. Наверное, вы почувствовали, что речь идет о реформировании исправительной системы для несовершеннолетних правонарушителей, о формировании новой концепции профилактики подростковой преступности. Может быть, наш взгляд слишком либерален? Или мы на верном пути? Только с вашей помощью мы сможем ответить на эти вопросы.
Если у вас есть опыт работы с такими ребятами или собственное отношение к этой теме, пожалуйста, отзовитесь! Для нас очень важно ваше мнение. Даже если вы не работаете с подростками, нам интересно узнать, что вы думаете. Мы просим нас поддержать или покритиковать заметкой, статьей, письмом в редакцию газеты «Школьный психолог».

Татьяна ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА,
доктор психологических наук, директор Института сказкотерапии,
г. Санкт-Петербург

Ирина ПЕСТОВСКАЯ,
руководитель экспериментальной лаборатории
инновационных технологий реабилитационной работы
Шекснинской спецшколы, заместитель директора по науке

Алексей ПИСКУНОВ,
директор Шекснинской спецшколы,
Вологодская область