Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2000

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

НЕОБЫКНОВЕННАЯ НОЧЬ

Свечка переходила из рук в руки, и почти каждый участник, получая ее, говорил следующие слова: «Я первый раз участвую в подобной процедуре...». Это не вызывало у слушателей утомленных вздохов или взглядов. И когда свеча пришла ко мне, я, не задумываясь, повторила: «Я в таком ночном мероприятии участвую первый раз. Трудно было предположить, как все сложится. Получилось очень здорово».

Интересно, что сейчас подумали читатели? Что за экзотическое мероприятие они себе представили? А речь-то на самом деле идет о простом заседании школьного совета, на котором разрабатывался перспективный план его работы. Этот совет проводился... ночью с пятницы на субботу в пустой школе.

НЕБОЛЬШАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ

Совет в нашей школе возник три года назад. (Об этом см. статью М. Битяновой «Хартия для девятиклассников», «Школьный психолог», № 27, 1999 г.) Он родился в процессе реального конфликта между учащимися девятого класса и педагогическим коллективом. Сначала совет был нужен как орган для разрешения такого рода противоречий. Он действовал на основе хартии, разработанной специальной детско-взрослой комиссией.

Затем этот орган стал общешкольным советом, действующим на основе единых общешкольных хартии и конституции. Требованиям последних подчиняются деятельность и общение всех граждан школы.

Основной силой совета все эти годы были дети и взрослые, которые непосредственно его создавали. Но время шло, ребята из 9-го перешли в 10-й, затем в 11-й класс и, наконец, закончили школу. К концу прошлого года деятельность совета практически прекратилась. Он стал чисто декоративным органом, ничего не определяющим в жизни школы. Было понятно, что нужно либо отказываться от совета, либо предпринимать какие-то неординарные шаги по его возрождению. Решили начать со второго. А вдруг получится?

ПЕРЕВЫБОРЫ

Прежде всего, объявили перевыборы представителей от классов (с 6-го по 11-й). Классных руководителей попросили максимально включиться в эту работу, так как сами учащиеся демонстрировали явное равнодушие ко всей этой «суете вокруг совета». Громко и с помпой провели перевыборы взрослых членов совета. Голосование было общим и тайным как для учащихся, так и для педагогического коллектива.

Придумали еще один путь, с помощью которого ученик мог попасть в совет, — «большую пятерку». Прямым тайным голосованием выбрали пятерых самых авторитетных ребят. Участвовали ученики с 6-го по 11-й класс. В «большой пятерке» оказались школьники из 9-х, 10-х
и 11-х классов. Эта последняя процедура немного встряхнула школу, всем было интересно, кто же окажется в числе самых-самых. Естественно, что к моменту объявления состава совета и его первого сбора эти пятеро были наиболее замотивированы на работу (как-никак, а оказано доверие всей школой!).

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

Наша дальнейшая тактика (а ее разрабатывали педагоги — члены совета и мы, психологи) состояла в том, чтобы делать все не так, как было в прошлом году, а стратегия — в том, чтобы создать сплоченную, единую команду, готовую коллективно ставить цели и достигать их. Важной задачей для нас являлось повышение внешнего статуса совета. Мы хотели сделать его привлекательным, если хотите — элитарным.

Для начала мы объявили, что первая встреча совета будет не обычным заседанием, а деловым тренингом-семинаром, который проведут школьные психологи. Время его работы — два с половиной часа.

Ребята собирались нехотя, скорее из уважения к взрослым, но их настроение изменилось уже в первые минуты работы. Вообще, на этом семинаре дети в который раз вызвали у меня чувство глубокого уважения. Если им действительно интересно, они умеют быстро отказаться от своей подростковой «позы» и искренне, серьезно и ответственно включиться в работу.

Мы предложили ребятам сугубо деловую форму: никаких игр, разогрева. Собрались, поставили цели, обсудили регламент и правила и погрузились в работу. За два с небольшим часа совет четко определился в направлениях своей деятельности и в своей внутренней структуре.

Кроме того, участники получили опыт реальной совместной деятельности. Благодаря этому «прямо на глазах удивленной публики» был найден вариант решения актуального конфликта между группой старшеклассников и администрацией школы (естественно, были проанализированы и причины его возникновения). Был также создан проект участия совета в празднике «День рождения лицея».

Не менее важно и то, что ребята работали в разновозрастных группах, не испытывая никакого дискомфорта, внимательно прислушиваясь ко всем мнениям. Это было здорово, потому что самые юные участники совета принесли много интересных, свежих идей. Но времени явно не хватило. При подведении итогов все взрослые и многие ученики говорили о том, что было бы здорово выехать куда-нибудь всем вместе на денек-другой и хорошенько поработать.

«НУ, ВЫ ДАЕТЕ!»

С этим и расстались. Через несколько дней взрослые, обсуждая эту проблему, вдруг поняли, что не надо никуда выезжать. Работать надо в школе, потому что «дома и стены помогают», потому что обживать совету надо именно школьную территорию. Собраться в субботу или воскресенье? Можно, конечно. Но лучше ночью.

Так было принято решение о проведении ночного заседания школьного совета, нашедшее поддержку у школьной администрации, хотя, конечно, не обошлось без первого потрясенного «Ну, вы даете!».

Дети пришли в полный восторг, большинство родителей нас тоже поняли: школа пользуется у них доверием.

С этого момента в школе началась «ажитация»: многие бегали и просили взять их в совет. Кое-кто даже попытался в заветную пятницу остаться в школе, в надежде, что когда обнаружат, то не выгонят (дома они сказали родителям, что их пригласили), но «примкнувшие» были обнаружены и отправлены по домам.

С самого начала было решено, что кормить себя совет будет сам. Школьники составили меню ужина, позднего ужина, еще одного ночного перекуса, завтрака (они бы еще что-нибудь запланировали, но тут уж взрослые попросили остановиться), распределили ответственность. В результате мы сели ужинать в школьной столовой при свечах. Стол ломился от всяческой домашней вкусной еды. Накрывали, убирали, мыли посуду дети в соответствии с составленным ими графиком. Конечно, на многие мысли их наводили взрослые, но так, чтобы у ребят оставалось ощущение самостоятельности принятых решений.

ТЕПЛАЯ ОБСТАНОВКА

Вы можете не поверить, но с восьми часов вечера до двух часов ночи мы работали. Конечно, с перерывами и игровыми разгрузочными паузами, которые насыщали нашу деловую часть эмоциями, и с большим «чайным» перерывом. Но мы работали! И сделано было очень много. По крайней мере, члены совета теперь четко представляли себе, кто и чем будет заниматься, каковы будут первые шаги.

Ребята проиграли ряд типичных ситуаций школьной жизни и выработали алгоритм участия совета в них; был создан сценарий «Дня лицея», который проводится в конце октября; каждый член совета получил обратную связь.

В тот момент, когда председатель совета объявил об окончании работы, в зале погас свет. Заблаговременно он был выключен во всей школе и даже во дворе. Темнота наступила порядочная.

Когда визги немного стихли, мы предложили всем взяться за руки и выстроиться в цепочку. В полной темноте мы провели участников по школе, по лестницам со второго этажа на первый и обратно. Мы вернулись в зал. Там — уже горела свеча в центре большого ковра. На нем-то мы все и устроились для проведения традиционной «Свечки».

Глазки у многих детей покраснели и закрывались, но все держались бодро. Каждый сумел сказать все, что хотел. Слова были о дружбе, о поддержке, об ощущении тепла. Многие говорили, что открыли в себе что-то новое.

Остаток ночи прошел тепло: пелись песни под гитару, велись задушевные разговоры при свечах, за чашкой чая. Была даже небольшая дискотека.

Желающие легли спать: спали на ковре в актовом зале в заранее припасенных спальниках. Утром позавтракали и отправились по домам. Отсыпаться.

HAPPY END

На второй, неофициальной, части заседания совета психологи уже не присутствовали. Хотя очень хотелось. Но мы с Татьяной Земских с самого начала предупредили всех, что ночью уедем домой. Мы ведь не являемся членами совета. Нужно, чтобы совет работал сам, независимо от нас, таких замечательных школьных психологов.

Мы много и серьезно думали о том, какую позицию нам нужно занять. И решили: мы помогаем совету сплотиться и начать работать самостоятельно. Первый совет мы полностью взяли на себя и провели его от начала до конца. В ночной же работе все было по-другому.

К организационным моментам мы вообще не имели отношения, и по ходу дела инициативу постепенно передали председателю совета (педагогу) и сопредседателю (ученику 11-го класса). В создании сценария «Дня лицея» мы не участвовали: в это время мы обесточивали школу и затем мирно пили чай. А позже вообще уехали. Провожали нас замечательно, говорили добрые слова. Было очень приятно. Теперь у нас не болит голова за совет: он в надежных руках детей и взрослых.

А пустая школа нам необыкновенно понравилась. Теперь мы хотим придумать ночную школьную психологическую игру. Кое-какие задумки есть, и мы точно знаем, что дети нашу инициативу поддержат.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат педагогических наук