Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2000

ГИЛЬДИЯ

ЗОНА РЕАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Одно из важнейших условий составления хорошей, грамотной психологической анкеты гласит: «Не используй слов, которые имеют несколько значений, если не уверен в том, что все твои респонденты трактуют его в ситуации опроса одинаково». Легко сказать, да трудно исполнить. И не только по отношению к опросу. Не так давно я поняла, что одно из самых любимых и часто произносимых педагогами и психологами понятий — «развитие» — трактуется разными людьми совершенно различно. Но они в большинстве случаев об этом не задумываются и с легкостью соглашаются друг с другом. А напрасно.

СРЕДСТВО ДЛЯ ПЕДАГОГА

Для педагога развитие — это регулируемый извне процесс, происходящий за счет целенаправленного педагогического воздействия и имеющий конкретный результат в виде некоторых знаний, умений и навыков. Причем, не стоит понимать эти ЗУНы упрощенно.

ЗУНы — важное, мировоззренческое понятие. ЗУНы — это определенный взгляд на все, что происходит с ребенком, а именно: присвоение знаний, социализация, развитие, самоопределение и многие другие процессы. Таким образом, развитие — это естественное следствие правильно организованного педагогического воздействия.

Планируя такое воздействие, педагог с надеждой смотрит на психологию. Она для него — средство, набор научно обоснованных приемов, которые могут обеспечить высокую прогнозируемость и результативность процесса развития. Педагог ждет от психолога знаний, для того чтобы «учесть» (ужасное слово!) возрастные особенности, правила эффективной коммуникации, закономерности работы психических процессов и т.п. В пространных сообщениях психолога педагоги слышат не то, что он говорит, а то, что они хотят и готовы услышать: информацию о том, как применить психологию для организации грамотного воздействия на развитие ребенка.

Сегодня психология интенсивно технологизируется и в большом количестве поставляет своим заказчикам — политикам, журналистам, создателям рекламы, педагогам — приемы и методы эффективного воздействия. Педагогам эти методы позволяют успешно решать главную профессиональную задачу — в большом объеме и с наименьшими потерями для здоровья ученика вкладывать в голову последнего необходимые знания, то есть — развивать.

И ВЕЧНЫЙ БОЙ...

Есть ли у педагогов основания говорить о том, что их взгляд на развитие ребенка обоснован? Конечно, есть. Оглянитесь вокруг себя, загляните в зеркало: вы увидите результат — сегодняшнее взрослое население нашей страны. Нас всех развивали именно таким образом — под четким контролем и чутким руководством, хотя результаты трудно сравнивать друг с другом. Одни сформировались в точном соответствии с запланированными педагогическими целями, другие — в противостоянии им, на третьих эти действия вовсе не оказали влияния. Разнообразие конечных вариантов связано с тем, что «объект» воздействия — детская психика — сильно сопротивляется настойчивому формированию. Она не хочет, чтобы ее учитывали. Она желает, чтобы с ней считались и соотносились. Но педагогика не отчаивается: с помощью психологических технологий она надеется успешно преодолеть это сопротивление и развивать каждого школьника в соответствии с заранее разработанным планом и намеченным результатом.

 

НА ОСНОВЕ ВНУТРЕННЕЙ ЛОГИКИ

Когда психолог говорит о развитии, он подразумевает под этим термином совсем не то, что педагог. Для него развитие — это самостоятельный психический процесс, регулируемый изнутри некоторой собственной логикой и извне условиями среды (культурными, физическими). На что ставится основной акцент, зависит от изначального теоретического подхода.

Для Ж. Пиаже, например, психическое развитие зависит от внутренних механизмов созревания. Конечно, среда влияет на темпы развития, но не принципиально.

Напротив, для Э. Эриксона развитие, несомненно, имеет свою внутреннюю логику, но на его результаты существенно влияют внешние условия.

основополагающие принципы отечественной психологии были изложены Л.С. Выготским: психическое развитие имеет свою внутреннюю логику; оно осуществляется в некоторой конкретной социальной ситуации, которая активно на эту логику воздействует; в каждом возрастном периоде можно выделить зону актуального развития (те достижения, к которым «готова» психика ребенка) и зону ближайшего развития (те психические достижения, к которым ребенок может прийти в сотрудничестве со взрослым).

Для школьного периода основной параметр социальной ситуации развития — образовательная среда. Отсюда тезис Выготского: «Обучение ведет за собой развитие». Под этим широко растиражированным сегодня и порядочно обессмысленным утверждением Выготский имел в виду следующее: обучение должно учитывать логику психического развития, опираться на нее и способствовать реализации потенциальных возможностей каждого возраста.

ХИТРОСПЛЕТЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Совершенно очевидно, что сегодняшнее образование на такое развитие не ориентировано. Оно упорно пытается подходить к процессу психического развития с «инженерной» позиции: изначальное состояние — целенаправленное воздействие с помощью технологии — прогнозируемое изменение.
Возникают вопросы: что делать в этой ситуации? Опустить руки? Требовать возврата к гениальным положениям классика?

Наверное, стоит поступить мудрее — прислушаться к реальности. А она такова: ни о каком воздействии на психическое развитие школьника с заранее заданным результатом говорить не приходится. Этого нет. Есть целый веер индивидуальных реакций детей. Результат определяется, во-первых, параметрами, заложенными в воздействие; во-вторых, возрастными особенностями развития психики; в-третьих, индивидуальными особенностями. Но нет в школе и «чистого» психического развития, так как тип учебного заведения, своеобразие образовательной среды, созданной в нем, существенно влияют на темп и направление развития. То есть мы в школе имеем дело с некоторым комбинированным типом психического развития, которое возникает в результате внутренних и внешних воздействий.

Многие проблемы, с которыми имеет дело школьный психолог, вытекают именно из этого хитросплетения.
Так, в некоторые моменты педагоги говорят о кризисе развития, что называется, на пустом месте, то есть на совершенно спокойном возрастном этапе — речь идет о переходе из начального звена в среднее.
Подростковый же кризис «портит» такой симпатичный с точки зрения педагогики период обучения.
Есть время, когда педагогическая и возрастная логика живут «душа в душу», — во 2–3-м классе. Затем в младшем подростковом возрасте они приходят в резкое противоречие (ребенок желает общаться, а ему предлагают индивидуальную деятельность по усвоению основ разрозненных и наукообразных дисциплин).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Зачем рассказывать учителям об «абстрактных» особенностях психики младших подростков, если реальное самочувствие пятиклассников зависит не от этих особенностей, а от того, насколько грамотно взрослые организуют процесс перехода в среднюю школу? Что толку в научно обоснованных учебных программах, если подросток в принципе не намерен их усваивать: его жизнь разворачивается в иной плоскости, которую взрослые упорно не принимают во внимание?

Поэтому важно изучать и понимать те процессы, которые реально происходят и определяют перспективы развития конкретного школьника. К этим процессам относятся организация образовательной среды учебного заведения, возрастная логика психического развития, индивидуальные психические особенности ребенка. То есть нужно знать ответы на следующие вопросы.

Что пытаются целенаправленно формировать педагоги в процессе обучения?
Что находится в зоне актуального и ближайшего развития данного возраста?
Каковы индивидуальные психологические возможности школьников?

Опираясь на такое понимание развития в процессе обучения, мы остаемся в зоне действия реальности. Переходя на позицию педагогики или психологии — выходим за ее пределы, а значит, с реальным человеком, реальным школьником не взаимодействуем. Видимо, правильно, что нас так странно «кличут» — педагоги-психологи. Мы действительно имеем дело с реальностью, которая не укладывается в каноны академической психологии и имеет мало общего с инженерно-педагогическими фантазиями. Реальность обладает психолого-педагогическими свойствами. с ними мы и работаем.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук