Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2000

Тема номера:

ПСИХОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ

Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь...
Тому уж почти двести лет, но классика не утратила актуальности. В школе по-прежнему учат чему-нибудь, а главное — как-нибудь. Говоря современным языком, без учета психологических законов.
Мы вовсе не считаем, что психология выше педагогики. Разумеется, мы не считаем также, что педагогика выше психологии. Мы не предлагаем сбросить дидактику с корабля современности и заменить ее теорией эффективной коммуникации. Мы за мир, дружбу и сотрудничество.
Но, знаете, хотелось бы взаимности. Дидактика дидактикой, а обучение — это еще и процесс общения. Все равно в нем задействованы высшие психические функции, на него оказывают влияние возрастные особенности, в него вовлечены эмоции, воля, личностные качества, оно невозможно без соответствующей мотивации. А это всё психологические категории.
Со стороны педагогики пока взаимности почти не наблюдается. Слов, правда, говорится много. Тут тебе и личностно-ориентированное обучение, и субъект-субъектные отношения, и фасилитация, и много чего другого модного. Но в реальности дело ограничивается, как правило, трансляцией знаний в замкнутом цикле «опрос — объяснение нового материала — домашнее задание». Еще контрольные вклиниваются.
Много лет психологи занимаются педагогической проблематикой, но проникнуть за плотно закрытую дверь классной комнаты почти не удается. Урок — святая святых, туда учителя чужих не пускают.
А вот и прозвучало ключевое слово. Чужих не пускают. Значит, задача в том, чтобы стать своим. Кое-кому из вас это удалось. Кое-кто бьется уже несколько лет, но пока безуспешно. Остальные прошли часть пути: кто больше, кто меньше.
Мы на этом пути с вами. Нынешний тематический номер посвящен психологическому взгляду на проблемы обучения. Мы намеренно оставили в стороне вторую составляющую педагогической деятельности — воспитание. Ему будет посвящен специальный номер в январе. Сегодня же речь пойдет только о процессе обучения.
Будем надеяться, что наш тематический номер поможет вам приоткрыть двери класса хотя бы на миллиметр. А показателем этого станет момент, когда в вашей школе педагоги заговорят не о воздействии на ученика, а о взаимодействии с ним.
Узнаете знакомый корень? Вот она, та взаимность, о которой мы мечтаем!

Марк САРТАН