Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №45/2000

РЕПОРТАЖ

"ВЫ ОЧЕНЬ ЩЕДРЫЕ!"

Участники жадно ловят
все перипетии игры

Семинар «Игровые технологии в работе школьного психолога», который по многочисленным пожеланиям читателей был организован газетой «Школьный психолог» в дни школьных каникул, проводили наши постоянные авторы Марина Битянова, Олеся Пяткова, Татьяна Земских, Елена Королева, Татьяна Азарова и Ольга Барчук.

Семинар проходил в течение трех дней с 31 октября по 2 ноября на базе Негосударственного образовательного учреждения «Экономическая школа-лицей» (НОУ ЭШЛ) г. Москвы. Мне кажется, что пребывание в стенах этой школы и знакомство с ее психологической службой позволило участникам семинара по-новому взглянуть на задачи и возможности психолога. Мне, например, стало ясно, что именно этому замечательному во всех отношениях учебному заведению многим обязана отечественная школьная психология. Разработки и открытия Марины Битяновой и ее коллег были сделаны благодаря прекрасным условиям, которые созданы в школе. Сам за себя говорит тот факт, что ее директор Геннадий Анатольевич Шевченко не только помогал в подготовке семинара, но и участвовал его работе.

Знания и опыт, которые слушатели получили в результате, вышли за рамки, ограниченные названием семинара. Судя по отзывам, его вполне можно было бы назвать «Опыт организации психологического сопровождения в школе» или «Модель взаимодействия психологической службы с руководством и педагогическим коллективом школы». «Мы первый раз увидели психологическую службу с большой буквы» — таково общее мнение участников.

Семинар был построен таким образом, что слушатели смогли активно включиться в игровой процесс. Каждая игра долго и подробно обсуждалась. Присутствующие уточняли неясные детали и особенности методики, выступали с конструктивными предложениями, в том числе и критическими.

Проведенные в первые два дня игры «Я — репортер» (развивающая психологическая игра с шестиклассниками) и «Я выбираю» (профориентационная игра с десятиклассниками) продемонстрировали возможности детей по осознанию своих поступков, по осмыслению их последствий.

Самый сложный момент — принятие решения.
Хорошо, когда рядом опытный психолог

Особенное впечатление произвел наглядный процесс осознания школьниками выбора будущей профессии в игре «Я выбираю». В течение трех часов у детей, не имеющих до этого опыта игровой работы, наблюдалась серьезная динамика взглядов на будущее. Оказалось, что многие из них делают профориентационный выбор, не соизмеряя его со своими реальными желаниями и возможностями. В течение игры десятиклассники поняли, что выбор профессии — дело серьезное. И, принимая то или иное решение в этом направлении, стоит соотносить свои цели с желаниями и возможностями.

В вечерней программе «семинаристам» представилась прекрасная возможность поиграть самим. И многие с радостью этим воспользовались, получив уникальный опыт познания себя и других.

Играть вообще надо чаще, поскольку это помогает избавиться от нерешенных и часто неосознанных проблем. На играх «Звездные перекрестки» и «Спасатели», которые поначалу показались просто интересным времяпрепровождением, кипели настоящие страсти.

Необыкновенно сильный психодраматический эффект произвела игра-драма для старшеклассников и педагогов «Звездные перекрестки». После ее окончания большинство терзалось целой гаммой противоречивых чувств. Кто-то даже провел бессонную ночь.

Неотреагированная агрессия, возникшая в первый день, нашла выход через сутки во время игры «Спасатели».

Обе игры были зрелищными и многоплановыми. Их проведение требовало серьезной подготовки и отлаженности действий. Тем более что работать со специалистами, уже имеющими опыт проведения игровых занятий, ведущим было достаточно сложно.

В результате все остались довольны, хотя и было над чем поразмыслить. Ведь, в конечном счете, каждый играет в ту игру, которую сам выбирает...

Участникам "взрослых" игр также пришлось несладко.
Попробуйте, к примеру, вступить
в контакт с таким созданием

Игры (особенно с элементами психодрамы) требуют от ведущих осторожности и высокого профессионализма: всегда есть опасность актуализации различных негативных эмоциональных состояний. Марина Битянова отметила это особо. Она считает, что участие в таких играх — дело добровольное, но не всем подросткам это рекомендовано. Психологи должны предостеречь от участия в играх с элементами психодрамы детей с предрасположенностью к психопатиям. В любом случае начинать лучше с простых вариантов, переходя постепенно к более сложным. Главное — не бояться. А для этого надо, по мнению участников семинара, победить в себе «комплекс отличника».

На семинаре при проведении игр использовались костюмы, реквизит, звуковые и световые эффекты. В некоторых моментах были задействованы технические средства (видеокамера, радиотелефоны, компьютерный проектор), которые, безусловно, расширяли игровые возможности.

На третий день мы стали первыми зрителями новой игры «Виртуальный мир». Так же как и другие, она состояла из нескольких заданий, объединенных общим сюжетом. Психологи ЭШЛ попытались смоделировать для подростков ситуацию компьютерной игры. Не секрет, что многих взрослых беспокоит упрощенное отношение к понятию «жизнь», заложенное в виртуальных играх. На экране жизнь так же легко отнять, как и получить. В «настоящем» мире все обстоит иначе. Но всегда ли неокрепшее детское сознание может отличить одну реальность от другой? Поэтому одной из основных задач «Виртуального мира» стало формирование определенного отношения к «жизни» в компьютерных играх.

После «Виртуального мира» семиклассники ЭШЛ честно признались, что участвовать в «живой» игре им было гораздо интереснее, чем в компьютерной.

Три дня пролетели незаметно. Участники глубоко и серьезно погрузились в этот необычайно теплый, дружественный и интересный мир, который никак не хотелось покидать. Лейтмотивом всего семинара можно считать высказывание одной участницы, адресованное ведущим: «Вы очень щедрые!» Действительно, психологи ЭШЛ на семинаре выложились полностью. Они даже ночевали в эти дни в школе, чтобы не тратить время на дорогу, а готовиться к играм.

И народ это оценил! На заключительном «круге» все были крайне единодушны. Сошлись на том, что участие в таком семинаре дает возможность по-настоящему освоить игру. Одно дело — прочитать описание в газете, а другое — посмотреть, как она реально проводится, и услышать самые подробные комментарии.

По выражению одной из участниц, семинар «стал пинком, который вывел из пассивного состояния». Практически все психологи получили импульс для творчества: «После этого семинара мне хочется взлететь!», «Это новая точка отсчета для моей дальнейшей работы».

«Игра — это своеобразная прививка для будущей жизни», — считает Марина Битянова. А прививка — дело хотя и неприятное (даже болезненное), но зато надежно оберегающее от возможных серьезных проблем в дальнейшем!

Марина Битянова управляла процессом игры, как капитан кораблем

 

 

 

 

 

 

 

 

Ольга РЕШЕТНИКОВА
НОУ «Экономическая
школа-лицей», г. Москва
Тел.: (095) 171-43-71